Тема 6. «Профилактика и педагогическая коррекция

отклоняющегося поведения подростков» – 3 ч.

Виды отклоняющегося поведения. Отклоняющееся поведение как психолого-педагогическая проблема. Классификация отклоняющегося поведения (по С.А. Беличевой). Психолого-педагогическая характеристика отклонений поведения у подростков. Кризис подросткового возраста как фон для отклоняющегося поведения. Стремление к взрослости и процесс самоутверждения как новообразования подросткового возраста и их связь с отклоняющимся поведением. Социально-педагогические причины отклоняющегося поведения подростков. Роль неформального общения в формировании личности подростков.

Тема 7. «Организационно-педагогические основы коррекционно-педагогической деятельности» – 2 ч.

Учитель как субъект коррекционно-педагогической деятельности. Нормативно-правовая база коррекционно-педагогического процесса в общеобразовательной школе. Психолого-медико-педагогическая комиссия и ее роль в предупреждении и коррекции отклонений в развитии и поведении ребенка. Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков.

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ[6]

1. КП в системе наук о человеке – 2 ч.

2. Становление и развитие КП как науки – 2 ч.

3. Причины и условия деформации личностного развития ребенка – 2 ч.

4. Специфика и особенности организации коррекционной работы с детьми с ЗПР – 2 ч.

5. Организационно-педагогические основы коррекционно-педагогической деятельности – 2 ч.

6. Отклонения в поведении и развитии детей и подростков – 2 ч.

7. Отклоняющееся поведение подростков – 2 ч.

8. Коррекционно-педагогическая и профилактическая работа с несовершеннолетними – 2 ч.

9. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии – 2 ч.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ

ОСНОВНЫЕ УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

1. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. вузов / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. – 3-е изд., перераб. – М., 2004.

2. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учеб. пособие / под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1998.

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адаптация [Текст] // Российская пед. энциклопедия: В 2 т. – М., 1993. – Т. 1.

2. Айвазян, Е. «Любовь по правилам и без», или Особые ли матери у особых детей?! [Текст] / Е. Айвазян // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 9.

3. Акимова, М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М., 1992.

4. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / под ред. К.С. Лебединской. – М., 1982.

5. Алемаскин, М.А. Воспитательная работа с подростками / М.А. Алемаскин. – М., 1979.

6. Алмазов, Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Б.Н. Алмазов. – Свердловск, 1986.

7. Алмазов, Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся / Б.Н. Алмазов, Л.А. Грищенко. – Свердловск, 1987.

8. Андреева, Н.А. Социальное партнерство ДОУ и семьи [Текст] / Н.А. Андреева // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2005. – № 6.

9. Афанасьева, Ю.А. Коррекция недостатков психического развития на уроках русского языка в классах КРО [Текст] / Ю.А. Афанасьева, О.А. Гапцарь // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2005. – № 6.

10. Бабкина, Н.В. Условия реализации потенциальных возможностей саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР [Текст] / Н.В. Бабкина // КП. – 2003. – № 1.

11. Бадмаев, С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / С.А. Бадмаев. – М., 1993.

12. Барышникова, Н.А. Внутришкольное управление коррекционным сопровождением учебно-воспитательного процесса [Текст] / Н.А. Барышникова // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2005. – № 4.

13. Баряева, Л.Б. Развитие связной речи дошкольников с ЗПР на модели обучения рассказыванию по картине [Текст] / Л.Б. Баряева, И.Н. Лебедева // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 1.

14. Безруких, М.М. Знаете ли вы своего ученика? / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М., 1991.

15. Беккер, К.П. Ребенок, нуждающийся в специальном обучении [Текст] / К.П. Беккер, Х. Гебельт // Дефектология. – 1969. – № 5.

16. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – М., 1993.

17. Белкин, А.С. Отклонения в поведении школьников: учебное пособие / А.С. Белкин. – Свердловск, 1973.

18. Он же. Поступки можно предупредить / А.С. Белкин. – Свердловск, 1967.

19. Береснева, Л.М. Развитие внимания у детей с трудностями в обучении на уроках физики [Текст] / Л.М. Береснева // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2005. – № 6.

20. Блонский, П.П. Трудные школьники / П.П. Блонский. – М., 1930.

21. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психолог. исследование / Л.И. Божович. – М., 1968.

22. Борякова, Н.Ю. Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду компенсирующего вида для детей с ЗПР [Текст] / Н.Ю. Борякова // КП. – 2003. – № 2.

23. Она же. Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР в условиях специального детского сада [Текст] / Н.Ю. Борякова // КП. – 2003. – № 2.

24. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М., 1988.

25. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслав. – М., 1990.

26. Булыгина, О.Н. Оздоровление и реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях школы-интерната [Текст] / О.Н. Булыгина // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2004. – № 4.

27. Булычева, Н.А. Особенности профессионального выбора выпускников классов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / Н.А. Булычева // КП. – 2004. – № 2.

28. Бутко, Г.А. Особенности формирования двигательной сферы дошкольников с ЗПР [Текст] / Г.А. Бутко // КП. – 2003. – № 2.

29. Буянов, М.И. Беседы о детской психиатрии: кн. для учителей и родителей / М.И. Буянов. – М., 1992.

30. Он же. Ребенок из неблагополучной семьи: записки дет. психиатра / М.И. Буянов. – М., 1998.

31. Вальдес Одриосола М.С. Коррекционные возможности арттерапии [Текст] / М.С. Вальдес Одриосола // КП. – 2004. – № 3.

32. Он же. Некоторые теоретические подходы к организации арттерапевтического подхода [Текст] / М.С. Вальдес Одриосола // КП. – 2005. – №. 2.

33. Васильева, Н.И. Эколого-коррекционный проект [Текст] / Н.И. Васильева, С.Ю. Михаленко // Дошкольная педагогика. – 2004. – № 6.

34. Веневцев, С.И. О развитии спортивно-массовой работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида [Текст] / С.И. Веневцев // Вестник образования. – 2003. – № 3.

35. Верхлин, В.Н. Комплекс упражнений для детей с ДЦП [Текст] / В.Н. Верхлин // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2004. – № 4.

36. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М., 1973.

37. Волковская, Т.Н. Генезис проблемы изучения ЗПР у детей [Текст] / Т.Н. Волковская // КП. – 2003. – № 2.

38. Она же. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения для детей с нарушениями развития [Текст] / Т.Н. Волковская // КП. – 2003. – № 2.

39. Воспитание и обучение детей в вспомогательной школе: кн. для учителя / под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994.

40. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова. – М., 1968.

41. Выготский, Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства [Текст] / Л.С. Выготский // Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. – М., 1984. – Т. 5.

42. Гаджибеков, И.М. Перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей / И.М. Гаджибеков. – Махачкала, 1994.

43. Гарбузов, В.И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье / В.И. Гарбузов. – СПб., 1994.

44. Голованова, Н.Ф. Педагогические основы социализации младших школьников / Н.Ф. Голованова. – СПб., 1996.

45. Голубева, А.В. Консультация юриста. Лечебно-медицинские льготы детей-инвалидов [Текст] / А.В. Голубева // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2004. – № 4.

46. Гонеев, А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. – Курск, 1998.

47. Гончарова, Л. Термин «Ребенок с особыми образовательными потребностями» в контексте отечественной научной школы дефектологии [Текст] / Л. Гончарова // Вестник образования. – 2003. – № 3.

48. Горбунова, С.Ю. Особенности понимания текстового сообщения учащимися с системными нарушениями речи [Текст] / С.Ю. Горбунова // КП. – 2004. – № 3.

49. Граборов, А.Н. Очерки по олигофренопедагогике / А.Н. Граборов. – М., 1961.

50. Григорян, О.О. Педагогическое обследование детей младшего школьного возраста с синдромом детского аутизма [Текст] / О.О. Григорян, Е.Л. Агафонова // КП. – 2005. – № 4.

51. Грошенков, И.А. Олигофренопедагогика [Текст] / И.А. Грошенков // Российская пед. энциклопедия: в 2 т. – М., 1999. – Т. 2.

52. Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников / К.М. Гуревич. – М., 1988.

53. Гуткина, Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога / Н.И. Гуткина. – М., 1991.

54. Давыдова, Ж.Ж. Нетрадиционная техника изобразительной деятельности на занятиях с глухими детьми [Текст] / Ж.Ж. Давыдова // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2005. – № 6.

55. Депривация [Текст] // Российская пед. энциклопедия: в 2 т. – М., 1993. – Т. 1.

56. Дерюга, В.Е. К вопросу о классификации неформальных молодежных объединений [Текст] / В.Е. Дерюга // Современные проблемы психолого-педагогических наук: сб. – Саранск, 1996. – Вып. 6.

57. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А. Власовой и др. – М., 1984.

58. Дефектология: словарь-справочник / под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1996.

59. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников / под ред. В.Н. Келасьева. – М., 1994.

60. Домолазова, С. Дети-инвалиды: чтобы возможности не были ограниченными [Текст] / С. Домолазова // Социальная работа. – 2005. – № 2.

61. Дошкольное воспитание аномальных детей / под ред. Л.П. Носковой. – М., 1993.

62. Дошкольное образование в России / ред. – сост. Р.Б. Стеркина. – М., 1996.

63. Дьячков, А.И. Хрестоматия по истории воспитания и обучения глухонемых детей в России / А.И. Дьячков, А.Д. Доброва – М., 1949.

64. Егорова, М.С. Психология индивидуальных различий / М.С. Егорова. – М., 1997.

65. Еременко, И.Г. Олигофренопедагогика / И.Г. Еременко. – К., 1985.

66. Жигорева, М.В. Проектирование индивидуальных программ обучения детей с комплексными нарушениями развития [Текст] / М.В. Жигорева // КП. – 2005. – № 2.

67. Она же. Система коррекционной помощи детям с комплексными нарушениями развития [Текст] / М.В. Жигорева // КП. – 2004. – № 3.

68. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М., 1990.

69. Жутикова, Н.В. Учителю о практике психологической помощи: кн. для учителя / Н.В. Жутикова. – М., 1988.

70. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная. – М., 1995.

71. Загорская, Е.А. Тренинг общения для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями [Текст] / Е.А. Загорская // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2004. – № 4.

72. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века / Х.С. Замский. – М., 1995.

73. Запесоцкий, А. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции / А. Запесоцкий. – СПб, 1996.

74. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / А.И. Захаров. – М., 1993.

75. Зеньковский, В.В. Психология детства: учеб. пособие для вузов / В.В. Зеньковский. – Екатеринбург, 1995.

76. Зимбардо, Ф. Застенчивость [пер. с англ.] / Ф. Зимбардо. – СПб., 1996.

77. Зинченко, В.П. Человек развивающийся: очерки российской психологии / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. – М., 1994.

78. Зорина, С.В. Оптимизация воспитания и обучения детей с ЗПР в условиях ДОУ комбинированного вида [Текст] / С.В. Зорина, Н.А. Полетаева, Н.Ю. Прибыткова // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2005. – № 3.

79. Зюбин, Л.М., Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися / Л.М. Зюбин. – М., 1982.

80. Иванова, О.В. Подростки с нарушениями слуха и молодежные субкультуры [Текст] / О.В. Иванова // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2005. – № 5.

81. Игнатова, И.А. Коррекционно-развивающая игротерапия по сценарию русских народных сказок (сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок) [Текст] / И.А. Игнатова // Логопедия. – 2003. – № 1.

82. Игры в логопедической работе с детьми: пособие для логопедов и воспитателей детсадов / под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1981. – Вып. 1; М., 1987. – Вып. 2.

83. Изучение личности подростка – члена самодеятельного объединения: сб. диагностических методик. – М., 1992.

84. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О.А. Карабанова. – М., 1997.

85. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков: кн. для учителя / В.П. Кащенко. – М., 1994.

86. Кицул, Н.С. Организация работы реабилитационного центра в условиях малого города [Текст] / Н.С. Кицул, Н.В. Ялпаева // Дефектология. – 2004. – № 2.

87. Князева, Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с ЗПР [Текст] / Т.Н. Князева // КП. – 2005. – № 1.

88. Кокосова, И.В. Организация психологического сопровождения в развитии [Текст] / И.В. Кокосова // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2005. – № 3.

89. Комарова, С.В. Коммуникативный подход в обучении учащихся с интеллектуальными нарушениями: из опыта работы [Текст] / С.В. Комарова, Н.С. Ращупкина // КП. – 2005. – № 2.

90. Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы. Материалы Всерос. науч.-практ. конференции в Новгороде. – М. 1995.

91. Кондратьева, С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с ЗПР [Текст] / С.Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 3.

92. Коненкова, И.Д. Рекомендации к организации и содержанию изучения речи дошкольников с ЗПР [Текст] / И.Д. Коненкова // КП. – 2003. – № 2.

93. Коррекционная педагогика в системе отраслей педагогической науки // Педагогика. – М., 2005.

94. Кочетов, А.И. Мастерство перевоспитания / А.И. Кочетов. – Мн., 1981.

95. Кочетов, А.И. Работа с трудными детьми: кн. для учителя / А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская. – М., 1986.

96. Кривовяз, И.С. Роль и место централизованной психолого-медико-педагогической комиссии в системе коррекционного образования [Текст] / И.С. Кривовяз // Логопедия. – 2003. – № 1.

97. Кулагин, Ю.А. Коррекционно-воспитательная работа [Текст] / Ю.А. Кулагин // Российская пед. энциклопедия: в 2 т. – М., 1993. – Т. 1.

98. Кумарина, Г.Ф. Коррекционная педагогика в системе педагогического образования [Текст] / Г.Ф. Кумарина // КП. – 2003. – № 1.

99. Куроленко, Е.М. Музыкальная педагогика для детей с ограниченными возможностями [Текст] / Е.М. Куроленко // Педагогика. – 2004. – № 10.

100. Лазарева, В.А. Депривация социальных потребностей детей с умственной отсталостью в условиях сиротского учреждения [Текст] / В.А. Лазарева // КП. – 2004. – № 4.

101. Лапшин, В.А. Основы дефектологии: учеб. пособие для студентов пед. вузов / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. – М., 1990.

102. Лебединская, К.С. Дети с нарушениями общения / К.С. Лебединская. – М., 1989.

103. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей / В.В. Лебединский. – М., 1985.

104. Леви, В. Нестандартный ребенок / В. Леви. – М., 1989.

105. Липник, В.Н. Взрослые за детей в ответе / В.Н. Липник. – Л., 1979.

106. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – Л., 1983.

107. Личность и факторы ее социализации: семья, коллектив, образование, культура. – Н. Новгород, 1995.

108. Лубовский, В.И. Компенсация [Текст] / В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова // Российская пед. энциклопедия: в 2 т. – М., 1993. – Т. 1.

109. Он же. Дефектология [Текст] / В.И. Лубовский // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. – М., 1993. – Т. 1. – С. 263.

110. Лутанский, В.Д. Методические рекомендации по воспитательной работе с педагогически запущенными подростками в учреждениях интернатного типа / В.Д. Лутанский, П.Г. Пшебильский. – Л., 1979.

111. Лысенко, Е.М. Формирование готовности студентов-дефектологов к оказанию психолого-педагогической поддержки детям с ЗПР [Текст] / Е.М. Лысенко // КП. – 2003. – № 1.

112. Мавлевич, Н. Путь «Колобка» (Работа с детьми-инвалидами в детском саду) [Текст] / Н. Мавлевич // Семья и школа. – 2004. – № 1-2.

113. Малофеев, Н.Н. Ранняя помощь – приоритет современной коррекционной педагогики [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. – 2003. – № 4.

114. Малючкова, А.С. Коррекция познавательных процессов у детей, обучающихся на дому [Текст] / А.С. Малючкова // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2005. – № 3.

115. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: кн. для учителя / А.К. Маркова. – М., 1983.

116. Матвеева, Н.Б. Социальная адаптация специальной (коррекционной) школы VIII вида [Текст] / Н.Б. Матвеева, Е.С. Погостина // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2004. – № 3.

117. Миньковский, Г.М. Профилактика правонарушений среди молодежи / Г.М. Миньковский. – Киев, 1985.

118. Монтессори, М. Методы научной педагогики, применимые к детскому воспитанию в Домах ребенка / М. Монтессори. – М., 1993.

119. Морина, Е.В. Особенности самооценки у детей с ЗПР дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Морина // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2005. – № 5.

120. Мышляев, С.Ю. Современные подходы к реабилитации [Текст] / С.Ю. Мышляев, Л.А. Метиева // Специальная психология. – 2005. – № 2.

121. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев. – М., 1960.

122. Назарова, Н.М. Развитие теории и практики дефектологического образования. Сурдопедагогика: история, современные проблемы, перспективы / Н.М. Назарова. – М., 1992.

123. Натанзон, Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив: пособие для учителя / Э.Ш. Натанзон. – М., 1984.

124. Науменко, Ю.В. Организация здоровьеформирующей деятельности в детском доме [Текст] / Ю.В. Науменко // КП. – 2004. – № 4.

125. Невская, С.С. Современные проблемы преодоления правонарушений несовершеннолетних [Текст] / С.С. Невская, И.А. Невский // Педагогика. – 1994. – № 4.

126. Никишина, В.Б. Психологическая реабилитация как системообразующий фактор в работе с детьми с нарушениями в развитии [Текст] / В.Б. Никишина // Социальная политика и социология. – 2004. – № 2.

127. Никольская, И.А. Информационные технологии в специальном образовании [Текст] / И.А. Никольская // КП. – 2004. – № 2.

128. Носкова, Л.П. О возрастной обусловленности различий в коррекционной работе с дошкольниками и школьниками [Текст] / Л.П. Носкова // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2004. – № 4.

129. О работе государственных органов по делам молодежи с детскими и молодежными объединениями: сб. материалов и документов. – М., 1995.

130. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I–VIII видов: инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 4.09.1997. [Текст] // Вестник образования. – 1998. – № 4.

131. Обучение детей с ЗПР: пособие для учителей / под ред. Т.А. Власовой и др. – Смоленск, 1994.

132. Оглоблина, И.Ю. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в коррекционно-развивающих играх с природным материалом [Текст] / И.Ю. Оглоблина // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2005. – № 6.

133. Ольшанский, В.Б. Практическая психология для учителей / В.Б. Ольшанский. – М., 1994.

134. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития / под ред. Л.И. Романова, Н.А. Цыпина. – М., 1993.

135. Организация службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения на муниципальном уровне [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2005. – № 5.

136. Поварницына, В.А. Воспитательная работа школы с трудными учащимися: учеб. пособие к спецкурсу / В.А. Поварницына. – Челябинск, 1984.

137. Потанин, Е.М. Психолого-коррекционная работа с подростками / Е.М. Потанин, В.Г. Косенко. – Белгород, 1995.

138. Правовая защита семей, воспитывающих детей-инвалидов: сб. нормативных актов. – М., 1996.

139. Практическая психология образования: учеб. пособие / под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997.

140. Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях [Текст] // Вестник образования. – 1992. – № 11.

141. Прихожан, А.М. Дети без семьи / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – М., 1990.

142. Прихожан, А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. – М., 1990.

143. Проект закона РФ «О специальном образовании» [Текст] // Дефектология. – 1995. – № 1.

144. Психолого-педагогическая коррекция и психотерапия девиантного поведения в развитии детей и подростков. – Воронеж, 1993.

145. Разенкова, Ю.А. Система ранней помощи детям с отклонениями в развитии – приоритетное направление специального образования [Текст] / Ю.А. Разенкова // Вестник образования. – 2003. – № 3.

146. Ралф, Д. Лечебная педагогика: диалог между индивидуальностями с целью взаимного развития [Текст] / Д. Ралф // КП. – 2005. – № 1.

147. Раттер, М. Помощь трудным детям [пер. с англ.] / М. Раттер. – М., 1987.

148. Реут, М.Н. Развитие службы ранней помощи проблемным детям [Текст] / М.Н. Реут // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2005. – № 6.

149. Рожков, М.И. Детские организации: возможности выбора: вариативно-программный подход к социализации ребенка в деятельности детских организаций / М.И. Рожков, А.В. Волохов. – М., 1996.

150. Самылкина Н.Н. ИКТ для детей с ограниченными возможностями (Использование образовательных ресурсов Интернет в учебной деятельности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения) [Текст] / Н.Н. Самылкина // Информатика и образование. – 2004. – № 4.

151. Сафонова, Т.Я. Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита / Т.Я. Сафонова, Е.И. Цымбал. – М., 1993.

152. Селиверстов, В.И. Заикание у детей: психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: учеб. пособие / В.И. Селиверстов. – М., 1994.

153. Он же и др. Речевые игры с детьми / В.И. Селиверстов. – М., 1994.

154. Сизова, А.В. Арттерапия как направление психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии [Текст] / А.В. Сизова // КП. – 2005. – № 2.

155. Она же. О новом направлении психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии [Текст] / А.В. Сизова // КП. – 2005. – № 1.

156. Силенко, А.П. Психокоррекция личности и поведения дошкольников с нарушениями интеллекта в детском доме [Текст] / А.П. Силенко // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2004. – № 3.

157. Система психолого-педагогических мероприятий по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений учащихся различных возрастных групп / под ред. А.С. Белкина. – Свердловск, 1985.

158. Скороходова, О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир / О.И. Скороходова. – М., 1972.

159. Смолин, О.Н. Правовые проблемы реализации права инвалидов на образование в современной России [Текст] / О.Н. Смолин, О.Е. Горькавая // КП. – 2004. – № 2.

160. Соболь, Я.В. Специальный (коррекционный) детский дом «Ручеек» для детей с отклонениями в развитии [Текст] / Я.В. Соболь // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2005. – № 6.

161. Социализация [Текст] // Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.

162. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов: комплексная психологическая коррекция / А.С. Спиваковская. – М., 1988.

163. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников: учеб. пособие для вузов / В.Г. Степанов. – М., 1997.

164. Стогнеева, Г.А. В гостях у художника Карандаша. Интегрированное занятие по цветовидению и изодеятельности в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР [Текст] / Г.А. Стогнеева // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 1.

165. Сукало, А.А. Педагогические основы профилактики правонарушений в сфере подростково-молодежного досуга / А.А. Сукало. – СПб., 1996.

166. Тархова, Л.П. Как уберечь ребенка от тюрьмы и панели / Л.П. Тархова. – М., 1997.

167. Татарова, С.П. Реабилитация детей-инвалидов посредством организации совместной деятельности и общения с их здоровыми сверстниками [Текст] / С.П. Татарова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2005. – № 2.

168. Терехина, О.Л. Организация индивидуального надомного обучения [Текст] / О.Л. Терехина // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2005. – № 3.

169. Тихонова, Е.А. Адаптивная школа глазами выпускника [Текст] Е.А. Тихонова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 3.

170. Ткачева, В.В. Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии [Текст] / В.В. Ткачева // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2004. – № 2.

171. Она же. Психолого-педагогическое изучение аутичных детей [Текст] / В.В. Ткачева // КП. – 2005. – № 1.

172. Токарь, И.Е. Игры на коррекционных и логопедических занятиях [Текст] / И.Е. Токарь // Логопедия. – 2003. – № 1.

173. Труфанов, В.В. Подготовка будущих учителей к работе с трудными учащимися / В.В. Труфанов. – Алма-Ата, 1991.

174. Тупоногов, А.С. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития детей [Текст] / А.С. Тупоногов // Дефектология. – 1994. – № 4.

175. Ульенкова, У.В. Л.С. Выготский и концептуальная модель коррекционно-педагогической помощи детям с ЗПР [Текст] / У.В. Ульенкова // Дефектология. – 1997. – № 4.

176. Усанова, О.Н. Дети с проблемами психического развития / О.Н. Усанова. – М., 1995.

177. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [пер.] / Э. Фромм. – М., 1994.

178. Фуряева, Т.В. Россия и Германия: развитие коррекционной педагогики (сравнительная педагогика) [Текст] / Т.В. Фуряева // Педагогика. – 2003. – № 7.

179. Хомская, Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий / Е.Д. Хомская, Н.В. Ефимова, Е.В. Ениколонова. – М., 1997.

180. Худенко, Д.И. Как научить ребенка думать и говорить / Д.И. Худенко, Т.С. Мельникова, С.Н. Шаховская. – М., 1993.

181. Цетлин, В.С. Предупреждение неуспеваемости учащихся / В.С. Цейтлин. – М., 1989.

182. Шевцова, Е.Е. Психолого-педагогическая коррекция в комплексной системе лечения заикания [Текст] / Е.Е. Шевцова, Е.В. Воробьева // Логопедия. – 2005. – № 3.

183. Шевченко, С.Г. Информационно-методическое письмо по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений [Текст] / С.Г. Шевченко // Начальная школа. – 1997. – № 10.

184. Он же. Организация системы коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР [Текст] / С.Г. Шевченко // Дефектология. – 1998. – № 5.

185. Шибаева, Л.В. Программы реабилитации школьников с несформированной учебной деятельностью / Л.В. Шибаева. – М., 1996.

186. Шиманская, М.А. Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь? [Текст] / М.А. Шиманская // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 4.

187. Школьные проблемы глазами психолога: как оказать помощь дезадаптированному ребенку / Л.В. Варначева и др. – Ярославль, 1996.

188. Школы для умственно отсталых детей за рубежом. – М., 1966.

189. Экман, П. Почему дети лгут? / П. Экман. – М., 1993.

190. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избр. психолог. труды / Д.Б. Эльконин. – М. – Воронеж, 1995.

191. Юн, Г. Дети с отклонениями [пер. с нем.] / Г. Юн. – Кишинев, 1987.

192. Ямбург, Е.А. Школа для всех [Текст] / Е.А. Ямбург // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2004. – № 3.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ

«ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ»

1. Объект, предмет и задачи курса КП.

2. Основные категории КП.

3. Взаимосвязь КП с другими отраслями знаний.

4. История развития дефектологической науки в Древнем мире и в Средневековье.

5. История развития дефектологической науки в эпоху Возрождения.

6. Развитие КП в XIX–XX вв. в Западной Европе.

7. Истоки отечественной дефектологической науки (Х–XIX вв.). Причины отличий в отношении к инвалидам в России по сравнению с зарубежными подходами.

8. Развитие отечественной КП в ХХ в.

9. Проблема «норма – аномалия» как междисциплинарная проблема.

10. Психологический аспект проблемы «норма – аномалия».

11. Кризисы развития детей дошкольного возраста.

12. Кризисы развития детей школьного возраста.

13. Психическое здоровье (по А. Маслоу).

14. Факторы риска в дошкольном возрасте.

15. Факторы риска в младшем школьном возрасте.

16. Факторы риска в подростковом возрасте.

17. Психологические особенности детей с проблемами в развитии.

18. Проблемы эмоционального развития в детском возрасте. Упрямство.

19. Характерологические и поведенческие отклонения в развитии детей и подростков. Замкнутость. Лживость.

20. Природа детской агрессивности.

21. Источники и механизмы развития личности ребенка.

22. Влияние средовых факторов на развитие личности ребенка.

23. Эмоциональный контакт с близкими людьми – источник полноценного развития ребенка.

24. Психологический климат школы как фактор развития личности ребенка.

25. Теоретическая классификация отклонений в развитии и поведении детей и подростков – психический онтогенез (по В.В. Лебединскому).

26. Практическая классификация отклонений в развитии детей и подростков (по Б.П. Пузанову и В.А. Лапшину).

27. Причины нарушений развития детей и подростков (экзогенные и эндогенные).

28. Дети с ЗПР в общеобразовательной школе.

29. Отличия детей с ЗПР от умственно отсталых детей.

30. Особенности детей с ЗПР.

31. Классификация ЗПР (по К.С. Лебединской).

32. Типичные признаки детей с ЗПР.

33. Отклоняющееся поведение как психолого-педагогическая проблема.

34. Виды отклоняющегося поведения.

35. Классификация отклоняющегося поведения (по С.А. Беличевой).

36. Психолого-педагогическая характеристика отклонений поведения у подростков.

37. Кризис подросткового возраста как фон для отклоняющегося поведения.

38. Стремление к взрослости и процесс самоутверждения как психологические новообразования подросткового возраста.

39. Социально-педагогические причины отклоняющегося поведения подростков.

40. Роль неформального общения в развитии личности подростка.

41. Учитель как субъект коррекционно-педагогической деятельности.

42. Нормативно-правовая база коррекционно-педагогического процесса в общеобразовательной школе.

43. Психолого-медико-педагогическая комиссия и ее роль в предупреждении и коррекции отклонений в развитии и поведении ребенка.

44. Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

В КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ)

Объясните прямой и переносный смысл приведенных русских народных пословиц и поговорок. Объясните, каким образом эти афоризмы характеризуют отношение русской народной педагогики к людям с недостатками в развитии и поведении, а также способствуют коррекции этих недостатков. Объясните предложенные афоризмы в терминах курса «Основы специальной психологии и педагогики».

1. Маленькие детки – маленькие бедки, а вырастут велики – большие будут.

2. Детки маленьки – поесть не дадут, детки велики – пожить не дадут.

3. Детки подросли – батьку растрясли.

4. Малые дети не дают спать, большие не дают дышать.

5. Дай, Бог, деток, да дай и путных![7]

6. Мать пазуху прорвала, деткам прячучи, а детки две прорвали – от матки прячучи.

7. Свое дитя и горбато, да мило.

8. Дитя хоть криво, да отцу, матери мило.

9. Свой дурак дороже чужого умника.

10. Дитя худенько, а отцу, матери миленько[8].

11. Дети крадут, отец прячет.

12. Дети воруют, мать горюет.

13. Нарожать нарожала, а научить не научила.

14. Сам шатун, а дети пошаточки.

15. На старости две радости: один сын – вор, другой – пьяница[9].

16. В глупом сыне и отец не волен[10].

17. И я в темя не колочен (т.е. не дурак)[11].

18. Три года не баил парнишко, да: «дура мать».

19. Под носом взошло, а в голове и не посеяно.

20. До лысины дожил, а ума не нажил[12].

21. Долго пожил, а ума не нажил[13].

22. Посади дурака за стол, он и ноги на стол[14].

23. Дураков не орут, не сеют, а сами родятся.

24. На Руси, слава Богу, дураков лет на сто припасено[15].

25. Ум бороды не ждет (не спрашивает).

26. Дурака учить, что мертвого лечить.

27. Дурака учить – только портить.

28. Умней себя наставлять – в реку воду таскать; дурака учить – в решете воду носить.

29. Умный любит учиться, а дурак учить.

30. Когда солнце орла пожрет, камень на воде всплывет, свинья на белку залает, тогда дурак поумнеет[16].

31. Умный слова боится, глупый – плети[17].

32. Глупый да малый всегда говорят правду.

33. На дурака у Бога милости много[18].

34. Дураки да нищие не родом ведутся, а кому Бог даст.

35. Чужой дурак – смех, а свой дурак – стыд[19].

36. Малому да глупому все с рук сходит.

37. У дурака дурацкая и речь.

38. Лучше слыть озорником, чем дураком[20].

39. Дурак сам скажется[21].

40. Добро того бить, кто плачет, а учить, кто слушает[22].

41. Увечье – не бесчестье.

42. Не бойся, калека, добра человека![23]

43. Не хвались отцом, хвались сыном молодцом.

44. Деревенский ребенок, что городской теленок.

45. Яблоко от яблоньки не далеко откатывается.

46. От худого семени не жди доброго племени[24].

47. Каков батюшка, таковы у него и детки. Какова матка, таковы и детки[25].

48. Как хожено (ношено), так и рожено[26].

49. В большой семье не без урода.

50. От одной матки, да не одни ребятки[27].

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 1

Тема: КП В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ

Цель: рассмотреть основные категории курса, взаимосвязь КП с другими отраслями знаний, сформировать у студентов представление о процессе воспитания и обучения аномальных детей как о целенаправленном процессе формирования личности.

Опорные понятия: депривация, дезадаптация, девиация, дефект, коррекция, компенсация, адаптация школьная, реабилитация социальная.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Обсуждение основных теоретических положений на занятии будет происходить по следующим вопросам:

1.1. Объект, предмет и задачи курса КП.

1.2. Основные категории КП.

1.3. Воспитание, обучение и развитие аномальных детей как процесс формирования личности.

1.4. Взаимосвязь КП с другими отраслями знаний.

1.5. Основные отрасли специальной педагогики: сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика.

2. Подобрать из педагогической литературы, периодики или собственного опыта педагогическую ситуацию по теме занятия. Определить причины возникновения данной ситуации и предложить пути ее решения.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Обсуждение основных теоретических положений.

2. Микровыступления студентов с разбором подобранных педагогических ситуаций.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

№ 1, 39, 51, 55, 58, 61, 65–67, 72, 84, 85, 93, 97, 98, 100–103, 108, 109, 120, 126, 127, 131, 145, 146, 152, 161, 178, 180.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (ТЕМЫ[28] МИКРОРЕФЕРАТОВ)

1. История развития различных направлений специальной педагогики (сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, тифлопедагогика и др.).

2. Русская народная педагогика о воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии и поведении.

3. Современная школа глазами учеников и учителей (проблемы КП).

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 2

Тема: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КП КАК НАУКИ

Цель: рассмотреть историю развития КП в Западной Европе и России, выявить вклад западноевропейских и отечественных ученых в исследования в области дефектологии.

Опорные понятия: культ силы и выносливости, «дети дьявола», преобразующая сила воспитания, социальный аспект слабоумия, принципы работы с «тупоумными» И.Г. Песталоцци, дети–«маугли», сенсомоторное развитие, тестирование, «Устав о православной церкви» (996), «Поучение князя Владимира Мономаха своим детям», «Стоглавый судебник» (XVI), указ «О свидетельствовании дураков в Сенате» (1722), «Указ <

Наши рекомендации