Исследовательские профессии
Задания по психологии для выполнения на практике студентами 5 курса ФЛФ
ВАРИАНТ Б
Изучение профессиональных ориентаций старшеклассников
И определение профориентационного профиля класса
Профессиональная ориентация – руководство выбором профессии, оказание помощи в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека. Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: ученика с его индивидуальными особенностями и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности личности совпадают с требованиями профессии. В старшем школьном возрасте и формируется готовность к выбору профессии. Готовность к выбору профессии – это, во-первых, внутренняя осознанность самого факта выбора и определенность профессиональных интересов, во-вторых, осведомленность ученика о своих способностях и о том, какие физические и психологические требования предъявляет профессия к человеку. В связи с этим становится понятной роль психологических методов изучения учеников в решении задач их профориентации. С их помощью учитель может выявить склонности ученика, с одой стороны, и его возможности – с другой, а затем наметить программу воспитания и самовоспитания.
Методика 1. «Выбор профессии» Холланда
Студент предлагает каждому ученику класса ответить на предложенные вопросы анкеты. Опрос может проводиться фронтально, со всеми учениками класса одновременно. Время заполнения анкеты приблизительно 30 минут.
После сбора заполненных анкет студент осуществляет обработку полученных результатов: по количественным и качественным показателям.
Обработка результатов
Количественный анализ:
– количество учеников класса приняло участие в опросе;
– количество учеников, которые не определились в выборе профессии;
– количество учеников, имеющих полное представление о выбранной профессии;
– количество учеников, осуществляющих подготовку к выбранной профессии.
Качественный анализ:
1) подсчитайте сумму ответов «Да» в каждом разделе: 1R (включает с 1.1 до 1.11), 2J (включает с 2.1 до 2.11), 3A (включает с 3.1 до 3.11), 4S (включает с 4.1 до 4.11), 5E (включает с 5.1 до 5.10), 6C (включает с 6.1 до 6.12);
2) запишите это количество для каждой группы деятельности, способностей и профессий на следующих строчках:
1R | 2J | 3A | 4S | 5E | 6C | ||
Деятельность | |||||||
Способности и умения | |||||||
Профессии | |||||||
ИТОГО | |||||||
Самооценка: | |||||||
– научные способности | |||||||
– художественные способности | |||||||
– музыкальные способности | |||||||
– механические способности | |||||||
– преподавательские способности | |||||||
– способность к торговле | |||||||
– конторские способности | |||||||
– математические способности | |||||||
– способность к рукоделию | |||||||
– управленческие способности | |||||||
– канцелярские способности | |||||||
– способность к дружелюбию | |||||||
ИТОГО |
3) выпишите суммарный код:
самый высокий –
второй –
третий –
Три самых высоких числа (сумма = деятельность + способности + профессия) показывают суммарный код по графам № 1–6. Если два числа одинаковы, поместите обе цифры в одну клетку.
4) ранжировка проводится с учетом кода:
1R 2J 3А
4S 5Е 6С
5) обратитесь к «Классификатору профессий» и найдите профессии, коды которых совпадают с полученными. Например, если суммарный код AJE, то профессии с кодом AJE – декоратор. Если в классификаторе не найдется группы профессий с таким кодом, то пишите в нем профессии с кодом из различных сочетаний этих букв: AJE, JAE, JEA, EJA, EAJ. Надо найти как можно больше комбинаций.
Для формулировки выводов и составления рекомендаций для педагогов по совершенствованию деятельности профориентации старшеклассников предлагаем студенту ответить на нижеследующие вопросы:
§ Какими профессиями ученики интересуются?
§ Имеют ли устойчивое профессиональное направление (нет; если да, то кем хочет быть)?
§ Имеют ли достаточно полное представление о будущей профессии (да, частично, нет)?
§ Осведомлены ли ученики о требованиях избранной профессии к человеку (да, частично, нет)?
§ К какому типу профессии имеют склонность?
При необходимости получения более полной информации побеседуйте с учениками.
Инструкция
I. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Отметьте знаком «+» в столбце под словом «Да» напротив тех видов деятельности, которые Вам хотелось выполнить, а затем подсчитайте сумму ответов «Да» в каждом разделе: 1R (включает с 1.1 до 1.11), 2J (включает с 2.1 до 2.11), 3A (включает с 3.1 до 3.11), 4S (включает с 4.1 до 4.11), 5E (включает с 5.1 до 5.10), 6C (включает с 6.1 до 6.12) и запишите ваши значения сумм в соответствующие столбцы и строчки таблицы бланка.
«Да» | |
1R 1.1. Ремонтировать электрические приборы | |
1.2. Ремонтировать автомобиль | |
1.3. Чинить механические приборы | |
1.4. Изготавливать изделия из дерева | |
1.5. Водить грузовик или трактор | |
1.6. Работать на станке по обработке металла | |
1.7. Заниматься со старой машиной или мотоциклом | |
1.8. Пройти курс учебы в цеху | |
1.9. Пройти курс черчения | |
1.10. Пройти курс столярного дела | |
1.11. Пройти курс автомеханики | |
Всего «Да» | |
2J 2.1. Читать научные книги и журналы | |
2.2. Работать в лаборатории | |
2.3. Работать над научным проектом | |
2.4. Строить модели ракет | |
2.5. Работать с химическими реактивами | |
2.6. Самостоятельно читать научную литературу | |
2.7. Решать математические и шахматные задачи | |
2.8. Изучать физику | |
2.9. Изучать химию | |
2.10. Изучать биологию | |
2.11. Изучать геометрию | |
Всего «Да» | |
3А 3.1. Делать наброски, рисовать, писать красками | |
3.2. Ходить в театр (на пьесы) | |
3.3. Проектировать здания или модели | |
3.4. Играть в ансамбле, эстрадном или симфоническом оркестре | |
3.5. Играть на музыкальном инструменте | |
3.6. Ходить на репетиции, концерты или мюзиклы | |
3.7. Читать популярную литературу | |
3.8. Делать портреты или фотографии | |
3.9. Читать и писать стихи | |
3.10. Читать пьесы | |
3.11. Брать уроки по искусству | |
Всего «Да» | |
4S 4.1. Писать письма друзьям | |
4.2. Посещать церковную службу | |
4.3. Быть членом общественных организаций, клубов | |
4.4. Помогать другим решать личные проблемы | |
4.5. Ухаживать за детьми | |
4.6. Ходить на вечера | |
4.7. Танцевать | |
4.8. Читать книги по психологии | |
4.9. Посещать собрания и конференции | |
4.10. Посещать спортивные мероприятия | |
4.11. Заводить новых друзей | |
Всего «Да» | |
5Е 5.1. Влиять на других | |
5.2. Продавать что-либо | |
5.3. Обсуждать политику | |
5.4. Организовать собственное дело | |
5.5. Посещать конференции | |
5.6. Выступать с лекциями и беседами | |
5.7. Быть членом правления какой-либо организации | |
5.8. Руководить деятельностью других | |
5.9. Руководить группой до достижения определенной цели | |
5.10. Участвовать в политической кампании | |
Всего «Да» | |
6С 6.1. Содержать свой стол и комнату в порядке | |
6.2. Печатать бумаги и письма для себя и других | |
6.3. Складывать, вычитать, умножать и делить числа | |
6.4. В коммерции или бухгалтерском деле | |
6.5. Работать на машинах для целей бизнеса | |
6.6. Вести четкий учет расходов | |
6.7. Пройти курс машинописи | |
6.8. Пройти курс бизнеса | |
6.9. Пройти курс бухгалтерского дела | |
6.10. Пройти курс коммерческой математики | |
6.11. Подшивать письма, доклады, протоколы | |
6.12. Писать деловые бумаги | |
Всего «Да» |
II. СПОСОБНОСТИ И УМЕНИЯ
Отметьте знаком «+» в столбце под словом «Да» те виды деятельности, которые Вы можете выполнить хорошо или компетентно, затем подсчитайте сумму «Да» в каждом разделе (1R, 2J, 3А, 4S, 5Е, 6С) и запишите в соответствующие столбцы таблицы бланка.
«Да» | |
1R 1.1. Я пользовался электрическими инструментами в столярной мастерской, токарным, шлифовальным станком | |
1.2. Я умею пользоваться вольтметром | |
1.3. Я могу установить карбюратор | |
1.4. Я работал с электрооборудованием: сверлильным прессом, шлифовальным станком, швейной машиной | |
1.5. Я могу обновить мебель и деревянные изделия | |
1.6. Я умею читать чертежи | |
1.7. Я могу сделать несложный ремонт электроприборов | |
1.8. Я могу ремонтировать/чинить мебель | |
1.9. Я могу делать чертежи | |
1.10. Я могу делать несложный ремонт водопровода | |
Всего «Да» | |
2J 2.1. Я понимаю, как работает электронная лампа | |
2.2. Я могу назвать три продукта, богатые белком | |
2.3. Я понимаю, что значит «полураспад радиоактивного элемента» | |
2.4. Я умею пользоваться логарифмическими таблицами | |
2.5. Я умею делить и умножать на логарифмической линейке | |
2.6. Я умею пользоваться микроскопом | |
2.7. Я могу найти и узнать на небе три созвездия | |
2.8. Я могу описать функцию белых кровяных телец | |
2.9. Я могу объяснить простейшие химические формулы | |
2.10. Я понимаю, почему искусственные спутники не падают на землю | |
2.11. Я участвовал в научной выставке или конкурсе | |
Всего «Да» | |
3А 3.1. Я умею играть на музыкальном инструменте | |
3.2. Я могу участвовать в хоровом пении на два или на четыре голоса | |
3.3. Я могу быть солистом | |
3.4. Я могу играть в различных пьесах | |
3.5. Я могу читать и интерпретировать прочитанное | |
3.6. Я могу танцевать современные танцы и балет | |
3.7. Я могу похоже рисовать людей | |
3.8. Я могу писать картины и лепить скульптуры | |
3.9. Я могу делать керамику |
3.10. Я могу конструировать одежду, мебель, писать плакаты | |
3.11. Я хорошо пишу рассказы или стихи | |
Всего «Да» | |
4S 4.1. Я хорошо объясняю другим что-либо | |
4.2. Я принимал участие в благотворительной деятельности | |
4.3. Я хорошо сотрудничаю с другими | |
4.4. Я хорошо развлекаю людей старше себя | |
4.5. Я могу быть хорошей хозяйкой (хозяином) | |
4.6. Я с легкостью обучаю детей | |
4.7. Я могу организовать развлекательную программу для праздничного вечера | |
4.8. Я умею помочь людям, которые расстроены или в беде | |
4.9. Я добровольно оказывал помощь больным в больнице и дома | |
4.10. Я умею планировать общественную работу в школе | |
4.11. Я хорошо разбираюсь в людях | |
Всего «Да» | |
5Е 5.1. Меня выбирали на разные должности в школе или другом учебном заведении | |
5.2. Я могу руководить работой других | |
5.3. У меня необыкновенная энергия и энтузиазм | |
5.4. Мне удается заставить других делать так, как я хочу | |
5.5. Я хороший торговец |
5.6. Я был руководителем группы, которая обратилась к начальству с предложениями и жалобами | |
5.7. Я был награжден за работу в качестве торговца или организатора | |
5.8. Я организовал клуб, организацию или группу по интересам | |
5.9. Я организовал дело | |
5.10. Я знаю, как стать удачливым лидером | |
5.11. Я хорошо умею спорить | |
Всего «Да» | |
6С 6.1. Я могу печатать 40 слов в минуту | |
6.2. Я могу работать на копировальной и множительной машине | |
6.3. Я могу заняться стенографией | |
6.4. Я умею подшивать корреспонденцию и другие бумаги | |
6.5. Я работал в конторе | |
6.6. Я умею пользоваться бухгалтерской аппаратурой | |
6.7. Я могу за короткое время выполнить много бумажной работы | |
6.8. Я умею пользоваться вычислительной техникой (ЭВМ) | |
6.9. Я умею пользоваться простым оборудованием для переработки информации (компостер, перфоратор) | |
6.10. Я могу заполнить в бухгалтерской книге дебет и кредит | |
6.11. Я умею вести точный учет платежей и проданных вещей | |
Всего «Да» |
III. ПРОФЕССИИ
Это проверка Вашего восприятия и отношения к профессиям. Укажите профессии, которые Вас интересуют или нравятся Вам, отметив знаком «+» соответствующие строчки в столбике «Да», затем подсчитайте сумму «Да» в каждом разделе (1R, 2J, 3А, 4S, 5Е, 6С) и запишите в соответствующие столбцы таблицы бланка.
«Да» | |
1R 1.1. Авиамеханик | |
1.2. Специалист по рыбе и диким животным | |
1.3. Автомеханик | |
1.4. Плотник | |
1.5. Экскаваторщик | |
1.6. Топограф (землемер) | |
1.7. Инспектор по стройке | |
1.8. Радист | |
1.9. Рабочий бензоколонки | |
1.10. Лесоруб | |
1.11. Водитель междугороднего автобуса | |
1.12. Инженер по тепловозам | |
1.13. Машинист (станочник) | |
1.14. Электрик | |
Всего «Да» | |
2J 2.1. Метеоролог | |
2.2. Биолог | |
2.3. Астроном | |
2.4. Лаборант медицинской лаборатории | |
2.5. Антрополог | |
2.6. Зоолог | |
2.7. Химик | |
2.8. Ученый-исследователь | |
2.9. Автор научных статей | |
2.10. Редактор научного журнала | |
2.11. Геолог | |
2.12. Ботаник | |
2.13. Научный работник | |
2.14. Физик | |
Всего «Да» | |
3А 3.1. Поэт | |
3.2. Дирижер | |
3.3. Автор пьес | |
3.4. Писатель | |
3.5. Музыкант | |
3.6. Коммерческий художник | |
3.7. Свободный, независимый писатель | |
3.8. Музыкальный аранжировщик | |
3.9. Журналист | |
3.10. Художник-портретист | |
3.11. Эстрадный певец | |
3.12. Скульптор | |
3.13. Драматург | |
3.14. Карикатурист (художник-мультипликатор) | |
Всего «Да» | |
4S 4.1. Социолог | |
4.2. Преподаватель высшей школы | |
4.3. Специалист по преступности несовершеннолетних | |
4.4. Логопед | |
4.5. Консультант по вопросам брака | |
4.6. Директор школы | |
4.7. Психолог в клинике | |
4.8. Учитель естественных наук | |
4.9. Заведующий бюро по соцобеспечению | |
4.10. Директор молодежного лагеря | |
4.11. Личный консультант | |
4.12. Работник с психически больными людьми | |
4.13. Специалист по профориентации | |
Всего «Да» | |
5Е 5.1. Биржевой делец | |
5.2. Покупатель | |
5.3. Заведующий рекламой | |
5.4. Представитель промышленников | |
5.5. Продюсер (спонсор) телевидения | |
5.6. Директор гостиницы | |
5.7. Представитель деловых кругов | |
5.8. Директор ресторана | |
5.9. Конферансье | |
5.10. Продавец | |
5.11. Продавец недвижимого имущества | |
5.12. Директор рекламного бюро | |
5.13. Спонсор спорта | |
5.14. Управляющий торговлей | |
Всего «Да» | |
6С 6.1. Бухгалтер | |
6.2. Преподаватель бизнеса | |
6.3. Контролер бюджета | |
6.4. Главный бухгалтер | |
6.5. Специалист по кредиту | |
6.6. Стенографист в суде | |
6.7. Кассир в банке | |
6.8. Специалист по налогам | |
6.9. Ревизор инвентаря | |
6.10. Оператор оборудования | |
6.11. Финансист | |
6.12. Оценщик | |
6.13. Работник, составляющий платежную ведомость | |
6.14. Ревизор банка | |
Всего «Да» |
IV. САМООЦЕНКА
Оцените себя по каждой из следующих характеристик, сравнивая себя с другими людьми Вашего возраста: поставьте знак «+» в нужной графе. Дайте как можно более точную оценку Вашего представления о себе, старайтесь не оценивать себя по всем характеристикам одинаково.
№ | Показатели самооценки | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Научные способности | ||||
Художественные способности | ||||
Музыкальные способности | ||||
Механические способности | ||||
Преподавательские способности | ||||
Способность к торговле | ||||
Конторские способности | ||||
Математические способности | ||||
Способность к рукоделию | ||||
Управленческие способности | ||||
Канцелярские способности | ||||
Склонность к дружелюбию |
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Начните с анализа ваших ответов на разделы «Деятельность», «Способности» и «Профессии». Подсчитайте, сколько раз Вы употребили слово «Да». Запишите это количество для каждой группы деятельности, способностей и профессий на следующих строчках:
1R | 2J | 3A | 4S | 5E | 6C | ||
Деятельность | |||||||
Способности и умения | |||||||
Профессии | |||||||
ИТОГО | |||||||
Самооценка: | |||||||
– научные способности | |||||||
– художественные способности | |||||||
– музыкальные способности | |||||||
– механические способности | |||||||
– преподавательские способности | |||||||
– способность к торговле | |||||||
– конторские способности | |||||||
– математические способности | |||||||
– способность к рукоделию | |||||||
– управленческие способности | |||||||
– канцелярские способности | |||||||
– способность к дружелюбию | |||||||
ИТОГО |
2. Выпишите свой суммарный код:
самый высокий –
второй –
третий –
Три самых высоких числа (сумма = деятельность + способности + профессия) показывают суммарный код по графам № 1–6. Если два числа одинаковы, поместите обе цифры в одну клетку.
3. Ранжировка проводится с учетом кода:
1R 2J 3А
4S 5Е 6С
4. Теперь обратимся к «Классификатору профессий» и найдем профессии, коды которых те же, что и у Вас. Например, если Ваш суммарный код AJE, то профессии с кодом AJE – декоратор. Если в классификаторе не найдется группы профессий с Вашим кодом, то пишите в нем профессии с кодом из различных сочетаний этих букв: AJE, JAE, JEA, EJA, EAJ. Вам надо найти как можно больше комбинаций.
Классификатор профессий
500 профессий, включенных в данную классификацию, представлены в виде системы с использованием буквенного кода (R, J, A, S, E, C).
Реалистические профессии (R) включают профессии квалифицированных рабочих, а также профессии в сфере техники и обслуживания.
Интеллектуальные (J) профессии включают профессии в сфере науки, частично техники.
Профессии в сфере искусства (А), артистические, включают художественные, музыкальные и литературные профессии.
Социальные профессии (S) включают профессии в сфере образования и социального обеспечения.
Предпринимательские профессии (Е) включают профессии, связанные с управлением и торговлей.
Конвенциальные профессии (С) включают канцелярские и конторские профессии.
Коды из трех букв обеспечивают описание профессии. Так, на пример, код ESC для управляющего торговлей означает, что он имеет больше всего общего с работающими в области предпринимательства, немного меньше с теми, кто работает в социальной сфере, и еще меньше с работающими в сфере традиционных профессий. Таким образом, коды дают краткую информацию о том, что представляет собой данная профессия, указывая на степень сходства с тремя профессиональными группами.
Имеются некоторые сочетания буквенных кодов, которые встречаются редко или совсем не встречаются. В этом случае можно использовать код из двух, а не из трех букв, и с помощью такого кода изучать природу профессий.
РЕАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИИ
Код: RJA
Архитектор ландшафта
Архитектор-конструктор
Зубной техник
Техник по репродуцированию
Код: RJS
Лесничий
Коммерческий инженер
Лесник
Преподаватель дизайна
Электрик
Стекольщик
Ювелир
Наладчик ткацких станков
Контролер фрезерных станков
Оператор электростанции
Механик электростанции
Изготовитель инструментов и штампов
Пекарь
Повар
Работник бензоколонки
Оптик
Сварщик
Оператор офсетного пресса
Код: RJE
Инженер-автомобилестроитель
Инженер-механик
Инженер-нефтяник
Радист авиалинии
Инспектор по строительству
Инженер-техник
Техник в машиностроении
Горный инженер
Механик вентиляции (по кондиционерам)
Авиадиспетчер
Авиамеханик
Автомеханик
Сметчик (оценщик) в автосервисе
Изготовитель бойлеров
Дизельмеханик
Проектировщик (детали)
Техник-электронщик
Мастер по гальванопокрытию
Сельхозмеханизатор
Фермер
Мелиоратор
Бортинженер
Заведующий гаражом
Монтер линий
Контролер ткацких станков
Машинист
Монтер станков
Механик (монтер)
Водопроводчик
Радиомонтер
Жестянщик
Судосборщик
Часовщик
Монтер корпуса автомобиля
Оператор компрессорной
Гравер
Штамповщик
Обойщик мебели
Оператор тяжелого оборудования
Кровельщик
Лесоруб
Оператор станка
Инструментальщик
Код: REC
Техник по автоматическому оборудованию
Автомеханик
Техник по лифтам
Контролер грузов
Слесарь
Оператор ядерного реактора
Заведующий питомником
Настройщик пианино
Оператор очистных сооружений
Камнетес
Садовник (по деревьям)
Токарь-револьверщик
Сборщик
Сверловщик
Работник химчистки
Контролер твердости
Печатник
Вальцовщик
Бурильщик
Диспетчер по погрузке и разгрузке
Сапожник
Работник цеха структурной стали
Шинник
Работник отстойника
Водитель грузовика
Работник прачечной
Код: RAJ
Наборщик
Переплетчик
Код: RS (А или Е)
Кузнец
Литейщик (формировщик)
Кочегар (паровоза)
Слесарь-водопроводчик
Проводник
Таксист
Мясник
Оператор угольного оборудования
Шофер
Пожарный
Водитель трамвая
Официант
Рабочий на стоянке автомашин
Продавец газированной воды
Работник товарного склада
Код: RSC
Истребитель (санэпидстанция)
Лифтер
Завхоз
Работник на кухне
Код: RSJ
Преподаватель агрономии
Мастер по ремонту приборов
Ткач
Вязальщик
Код: RЕС
Инспектор на заводе по переработке природного газа
Код: REJ
Летчик
Мастер в цеху
Мастер по производству бумаги
Код: RES
Специалист по охране рыбы и дичи
Управляющий фермой по выращиванию крупного рогатого скота
Инженер по тепловозам
Упаковщик
Наблюдатель за тормозом в пассажирском поезде
Строитель (рабочий)
Рыбак
Рабочий по укладке железнодорожных путей
Код: RCJ
Топограф
Геодезист
Плотник
Механик-инструментальщик
Киномеханик
Мастер, обслуживающий конторскую технику
Оператор сигнальной вышки
Мастер малярного дела
Помощник топографа
Код: RCS
Скорняк
Портной
Монтер телефонов
Водитель автобусов
Оператор очистных сооружений (ассенизатор)
Взрывник
Каменщик
Бетонщик
Печник
Закройщик
Почтальон
Рабочий, контролирующий показания счетчика
Шахтер
Мастер по кладке кафеля
Рабочий, оклеивающий комнату обоями
Штукатур
Водитель грузовика, вагонетки
Прядильщик
Код: RCE
Крановщик
Контролер пиломатериалов
Тракторист
Водитель трактора с прицепом
Водитель легкой тележки
Оператор грузоподъемника
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОФЕССИИ
Код: JAC
Экономист
Математик-статистик
Специалист, изучающий рынок (маркетинг) Код: JAR
Антрополог
Астроном
Химик
Патолог
Физик
Код: JSC
Учитель математики
Специалист, планирующий продукцию
Лаборант-медик
Мастер по ремонту теле- и радиоаппаратуры
Код: JSR
Биолог
Зубной врач
Санитарный врач
Врач, лечащий при помощи рук (мануальная терапия)
Преподаватель естественных наук
Врач-окулист, выписывающий очки
Код: JSA
Психолог-экспериментатор
Врач
Психиатр
Врач-инженер
Практикующая медсестра
Врач-ассистент
Koa: JEC
Бактериолог
Физиолог
Фармацевт
Специалист по страхованию
Код: JRA
Контролер качества
Оператор компьютера
Наблюдатель за радиостанцией
Научный работник (младший)
Код: JRS
Геолог
Хирург
Планировщик (проектировщик) города
Метеоролог
Синоптик
Агроном
Животновод
Биохимик
Ботаник
Технолог в молочной промышленности
Специалист по окружающей среде (эколог)
Генетик
Садовод
Океанограф
Специалист по охране почвы
Зоолог
Географ
Специалист по теплопередаче
Ветеринар
Специалист по ЭКГ (электрокардиографии)
Рентгенолог
Код: JRE
Инженер-администратор
Инженер по аэронавтике
Инженер-химик
Инженер в гражданском строительстве
Инженер-электрик
Инженер
Металлург-физик
Старший лаборант химической лаборатории
Лаборант металлургической лаборатории
Код: JRC
Штурман (в авиации)
Летчик
Программист (на компьютере)
Техник (в машиностроении)
Изготовитель моделей
Конструктор станков (инструментов)
Лаборант-контролер
Контролер электроаппаратуры