Общие методические указания

ПСИХОЛОГИЯ

ТРУДА

Рабочая тетрадь

Тула 2011

ББК 88.4я73

П86

Рецензент –

доктор педагогических наук, профессор А. В. Гоголева
(Московский психолого-социальный институт)

  П86 Психология труда: Рабочая тетрадь/Авт.-сост. К. С. Шалагинова.– Тула, 2011.– 76 с. Издание второе. Дополненное и переработанное.
    Предлагаемое издание представляет собой рабочую тетрадь по дисциплине «Психология труда». Рабочая тетрадь является неотъемлемой составляющей учебно-методического комплекса по дисциплине «Психология труда». В ней представлены учебные задания, направленные на углубленное освоение содержания изучаемой дисциплины. Пособие адресовано студентам, обучающимся по специальности «Педагогика и психология» (направление подготовки «Педагогика», профиль подготовки «Практическая психология в образо­вании»).

ББК 88.4я73

Учебное издание

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

Рабочая тетрадь

Автор-составитель

ШАЛАГИНОВА Ксения Сергеевна

Печатается с оригинал-макета, предоставленного автором.

Издательство Тульского государственного педагогического университета

им. Л. Н. Толстого. 300026, Тула, просп. Ленина, 125.

 
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В условиях современной реальности - постоянного роста технической оснащенности производства, постоянно возрастающей конкуренции на рынках производства и сбыта продук­ции, изменившихся производственных отношений резко усложнились условия труда человека, при этом центр тяжести трудовых нагрузок все более пе­ремещается на внутреннюю, психическую дея­тельность.

В условиях экономического кризиса существенно изменились структура и спе­цифика трудовой деятельности: возросли требования к интеллектуальной (и психической в целом) сфере человека, к его знаниям и умениям. В этой связи воз­никает широкий круг теоретических и прикладных проблем, важная роль в решении которых принадлежит различным отраслям психологии и прежде всего - психологии труда.

Психология труда является прикладной отраслью психологии, которая призвана психологическими средствами, обеспечить эффективность труда. Трудовая деятельность является одним из важнейших видов деятельности человека, поэтому подготовка специалистов-психологов будет неполной, если у них не сформирована методологическая платформа для анализа трудовой деятельности.

Целью курса «Психология труда» является знакомство студентов с основными психологическими представлениями о трудовой деятельности, а также формирование начальных навыков рефлексии собственного будущего труда.

Основными задачами курса являются: ознакомление студентов с теоретическими основами психологии труда и инженерной психологии; формирование у них общего представления об основных методах психологии труда и инженерной психологии; раскрытие перед будущими специалистами ценностно-смысловых аспектов трудовой деятельности.

Программа содержит четыре раздела:

Введение в психологию труда.В этом разделе рассматривается предмет, цели, задачи специфика методов психологии труда. История развития отечественной и зарубежной психологии труда.

Человек и труд.Содержит анализ мотивов трудовой деятельности, описывается развитие человека в трудовой деятельности, динамика работоспособности; Метод профессиографирования, составление профессиограмм и психограм.

Психологические особенности профессиональной деятельности.Раздел описывает особенности труда в условиях организации; стрессы и конфликты в профессиональной деятельности

Психология профессий.Посвящен специфике профессиональной деятельности педагога, психолога, а также инженерной психологии и эргономике.

Изучение дисциплины предполагается по методу кейс-технологий. Каждый студент самостоятельно, в процессе домашней подготовки разбирает аудиторный материал и выполняет задания для самостоятельной работы. Кроме того, студенты имеют возможность самостоятельно проконтролировать свои знания, убедиться в необходимости приобретенных знаний. Планы и задания к семинарским и практическим занятиям позволяют каждому студенту работать самостоятельно на основе имеющихся знаний по дисциплине и своих индивидуальных познавательных способностей, учитывая характер, темперамент и т.д

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«Психология труда»

Приступая к изучению дисциплины «Психология труда», студентам следует ознакомиться с учебно-тематическим планом, подобрать литературу.

При изучении дисциплины «Психология труда» студенты должны овладеть системой психологических знаний и умениями их использования. В процессе преподавания дисциплины студентам рекомендуется:

– систематически вести записи лекций;

– систематически готовиться к семинарским занятиям по всем предложенным темам, активно участвовать в их обсуждении;

– при организации самостоятельной работы пользоваться услугами читального зала, абонемента, кабинета самостоятельной работы; знакомиться с новинками психологической литературы и периодических изданий;

– участвовать в работе проблемных групп, научных кружков, выполняя научное исследование в рамках изучаемой дисциплины;

– овладевать основными формами самостоятельной работы в процессе изучения дисциплины: изучение и конспектирование научной и учебно-методической литературы; составление словаря специальных терминов;

Изучение курса «Психология труда », как и любого другого вузовского курса, предполагает наряду с аудиторными занятиями активную самостоятельную работу студентов. Программа курса предусматривает два основных варианта самостоятельной работы:

1) предварительную подготовку студентов к лабораторным и семинарским занятиям в соответствии с тематическим планом занятий (контроль осуществляется во время занятия);

2) выполнение в рабочей тетради заданий, специально разработанных для самостоятельной работы.

Основная цель самостоятельной работы - способствовать углублению и систематизации знаний, осознанию их необходимости в будущей практической деятельности. Основные формы самостоятельной работы в процессе изучения дисциплины: изучение и конспектирование научной и учебно-методической литературы; составление словаря базовых понятий по каждой теме; выполнение аннотаций, рефератов, выполнение практических заданий.

При изучении курса «Психология труда» преподавателю рекомендуется использовать лекционные часы для обеспечения понимания студентами изучаемого материала. Основная цель лекций:

– изучить основныетеоретические вопросы дисциплины; овладеть понятийным аппаратом;

– показать студентам «практическую» сложность и неоднозначность исследуемой проблемы;

– создать у студентов положительную мотивацию будущей профессиональной деятельности.

Преподавателю следует обратить внимание на овладение студентами тезаурусом дисциплины; постоянно знакомить студентов с новинками психолого-педагогической литературы, включать их в содержание лекций, рекомендовать студентам для самостоя­тельного изучения.

Формировать у студентов навыки работы с информацией (поиск информации, классификация источников, обработка информации). Основная задача семинарских заданий, стоящая перед преподавателем - обеспечение усвоения студентами изучаемого материала.
На семинарских занятиях обращать внимание на формирование у студентов навыков публичного выступления, умения доказывать и отстаивать собственную позицию, аргументацию при ведении научной дискуссии. При проведении практических занятий важно подготовить студентов к осуществлению практической деятельности.

При изучении дисциплины важно использовать результаты собственных научных исследований и привлекать студентов к научно-исследовательской деятельности.

При организации текущего, промежуточного контроля применять индивидуальные контрольные собеседования, контрольные работы; для проведения итогового контроля знаний использовать тестирование

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Семестр изучения: 3

Всего часов: 100

аудиторных: 42 часа

из них лекций 22 часа, семинарских/практических занятий – 20 часов

СРС: 58 часов

Отчетность: 3 семестр – зачет

Наименование разделов и тем Количество часов по видам занятий
ЛК ПЗ СРС
Раздел I. Введение в психологию труда Тема 1. Предмет, цели и задачи психологии труда.
Тема 2. Методы психологии труда  
Тема 3. История развития психологии труда
Раздел II. Человек и труд Тема 4. Человек как субъект труда. Мотивы трудовой деятельности
Тема 5. Основы профессионального самоопределения
Тема 6. Метод профессиографирования, составление профессиограмм и психограмм.
Тема 7. Развитие человека в трудовой деятельности.  
Тема 8. Динамика работоспособности Функциональное состояние человека в труде, принципы и методы их диагностики и коррекции
Раздел III.Психологические особенности профессиональной деятельности Тема 9. Психологические особенности труда в условиях организации.
Тема 10. Стрессы и конфликты в профессиональной деятельности
Раздел VI Психология профессий Тема 11. Инженерная психология и эргономика, их место в психологии труда
Тема 12. Особенности профессиональной деятельности педагога, психолога    
ВСЕГО

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Раздел I. Введение в психологию труда

Наши рекомендации