Общие методические указания
ПСИХОЛОГИЯ
ТРУДА
Рабочая тетрадь
Тула 2011
ББК 88.4я73
П86
Рецензент –
доктор педагогических наук, профессор А. В. Гоголева
(Московский психолого-социальный институт)
П86 | Психология труда: Рабочая тетрадь/Авт.-сост. К. С. Шалагинова.– Тула, 2011.– 76 с. Издание второе. Дополненное и переработанное. |
Предлагаемое издание представляет собой рабочую тетрадь по дисциплине «Психология труда». Рабочая тетрадь является неотъемлемой составляющей учебно-методического комплекса по дисциплине «Психология труда». В ней представлены учебные задания, направленные на углубленное освоение содержания изучаемой дисциплины. Пособие адресовано студентам, обучающимся по специальности «Педагогика и психология» (направление подготовки «Педагогика», профиль подготовки «Практическая психология в образовании»). |
ББК 88.4я73
Учебное издание
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
Рабочая тетрадь
Автор-составитель
ШАЛАГИНОВА Ксения Сергеевна
Печатается с оригинал-макета, предоставленного автором.
Издательство Тульского государственного педагогического университета
им. Л. Н. Толстого. 300026, Тула, просп. Ленина, 125.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях современной реальности - постоянного роста технической оснащенности производства, постоянно возрастающей конкуренции на рынках производства и сбыта продукции, изменившихся производственных отношений резко усложнились условия труда человека, при этом центр тяжести трудовых нагрузок все более перемещается на внутреннюю, психическую деятельность.
В условиях экономического кризиса существенно изменились структура и специфика трудовой деятельности: возросли требования к интеллектуальной (и психической в целом) сфере человека, к его знаниям и умениям. В этой связи возникает широкий круг теоретических и прикладных проблем, важная роль в решении которых принадлежит различным отраслям психологии и прежде всего - психологии труда.
Психология труда является прикладной отраслью психологии, которая призвана психологическими средствами, обеспечить эффективность труда. Трудовая деятельность является одним из важнейших видов деятельности человека, поэтому подготовка специалистов-психологов будет неполной, если у них не сформирована методологическая платформа для анализа трудовой деятельности.
Целью курса «Психология труда» является знакомство студентов с основными психологическими представлениями о трудовой деятельности, а также формирование начальных навыков рефлексии собственного будущего труда.
Основными задачами курса являются: ознакомление студентов с теоретическими основами психологии труда и инженерной психологии; формирование у них общего представления об основных методах психологии труда и инженерной психологии; раскрытие перед будущими специалистами ценностно-смысловых аспектов трудовой деятельности.
Программа содержит четыре раздела:
Введение в психологию труда.В этом разделе рассматривается предмет, цели, задачи специфика методов психологии труда. История развития отечественной и зарубежной психологии труда.
Человек и труд.Содержит анализ мотивов трудовой деятельности, описывается развитие человека в трудовой деятельности, динамика работоспособности; Метод профессиографирования, составление профессиограмм и психограм.
Психологические особенности профессиональной деятельности.Раздел описывает особенности труда в условиях организации; стрессы и конфликты в профессиональной деятельности
Психология профессий.Посвящен специфике профессиональной деятельности педагога, психолога, а также инженерной психологии и эргономике.
Изучение дисциплины предполагается по методу кейс-технологий. Каждый студент самостоятельно, в процессе домашней подготовки разбирает аудиторный материал и выполняет задания для самостоятельной работы. Кроме того, студенты имеют возможность самостоятельно проконтролировать свои знания, убедиться в необходимости приобретенных знаний. Планы и задания к семинарским и практическим занятиям позволяют каждому студенту работать самостоятельно на основе имеющихся знаний по дисциплине и своих индивидуальных познавательных способностей, учитывая характер, темперамент и т.д
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
«Психология труда»
Приступая к изучению дисциплины «Психология труда», студентам следует ознакомиться с учебно-тематическим планом, подобрать литературу.
При изучении дисциплины «Психология труда» студенты должны овладеть системой психологических знаний и умениями их использования. В процессе преподавания дисциплины студентам рекомендуется:
– систематически вести записи лекций;
– систематически готовиться к семинарским занятиям по всем предложенным темам, активно участвовать в их обсуждении;
– при организации самостоятельной работы пользоваться услугами читального зала, абонемента, кабинета самостоятельной работы; знакомиться с новинками психологической литературы и периодических изданий;
– участвовать в работе проблемных групп, научных кружков, выполняя научное исследование в рамках изучаемой дисциплины;
– овладевать основными формами самостоятельной работы в процессе изучения дисциплины: изучение и конспектирование научной и учебно-методической литературы; составление словаря специальных терминов;
Изучение курса «Психология труда », как и любого другого вузовского курса, предполагает наряду с аудиторными занятиями активную самостоятельную работу студентов. Программа курса предусматривает два основных варианта самостоятельной работы:
1) предварительную подготовку студентов к лабораторным и семинарским занятиям в соответствии с тематическим планом занятий (контроль осуществляется во время занятия);
2) выполнение в рабочей тетради заданий, специально разработанных для самостоятельной работы.
Основная цель самостоятельной работы - способствовать углублению и систематизации знаний, осознанию их необходимости в будущей практической деятельности. Основные формы самостоятельной работы в процессе изучения дисциплины: изучение и конспектирование научной и учебно-методической литературы; составление словаря базовых понятий по каждой теме; выполнение аннотаций, рефератов, выполнение практических заданий.
При изучении курса «Психология труда» преподавателю рекомендуется использовать лекционные часы для обеспечения понимания студентами изучаемого материала. Основная цель лекций:
– изучить основныетеоретические вопросы дисциплины; овладеть понятийным аппаратом;
– показать студентам «практическую» сложность и неоднозначность исследуемой проблемы;
– создать у студентов положительную мотивацию будущей профессиональной деятельности.
Преподавателю следует обратить внимание на овладение студентами тезаурусом дисциплины; постоянно знакомить студентов с новинками психолого-педагогической литературы, включать их в содержание лекций, рекомендовать студентам для самостоятельного изучения.
Формировать у студентов навыки работы с информацией (поиск информации, классификация источников, обработка информации). Основная задача семинарских заданий, стоящая перед преподавателем - обеспечение усвоения студентами изучаемого материала.
На семинарских занятиях обращать внимание на формирование у студентов навыков публичного выступления, умения доказывать и отстаивать собственную позицию, аргументацию при ведении научной дискуссии. При проведении практических занятий важно подготовить студентов к осуществлению практической деятельности.
При изучении дисциплины важно использовать результаты собственных научных исследований и привлекать студентов к научно-исследовательской деятельности.
При организации текущего, промежуточного контроля применять индивидуальные контрольные собеседования, контрольные работы; для проведения итогового контроля знаний использовать тестирование
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Семестр изучения: 3
Всего часов: 100
аудиторных: 42 часа
из них лекций 22 часа, семинарских/практических занятий – 20 часов
СРС: 58 часов
Отчетность: 3 семестр – зачет
Наименование разделов и тем | Количество часов по видам занятий | ||
ЛК | ПЗ | СРС | |
Раздел I. Введение в психологию труда Тема 1. Предмет, цели и задачи психологии труда. | |||
Тема 2. Методы психологии труда | |||
Тема 3. История развития психологии труда | |||
Раздел II. Человек и труд Тема 4. Человек как субъект труда. Мотивы трудовой деятельности | |||
Тема 5. Основы профессионального самоопределения | |||
Тема 6. Метод профессиографирования, составление профессиограмм и психограмм. | |||
Тема 7. Развитие человека в трудовой деятельности. | |||
Тема 8. Динамика работоспособности Функциональное состояние человека в труде, принципы и методы их диагностики и коррекции | |||
Раздел III.Психологические особенности профессиональной деятельности Тема 9. Психологические особенности труда в условиях организации. | |||
Тема 10. Стрессы и конфликты в профессиональной деятельности | |||
Раздел VI Психология профессий Тема 11. Инженерная психология и эргономика, их место в психологии труда | |||
Тема 12. Особенности профессиональной деятельности педагога, психолога | |||
ВСЕГО |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Раздел I. Введение в психологию труда