Текст ученического сочинения для самопроверки №4
Наукой заниматься необходимо(Т). При этом исследовательская деятельность становится «мудрым педагогом», учителем, направляющим развитие нашей пытливой мысли, души. Именно об этом и рассказывается в тексте В. Харченко.
Вопрос о том, какую роль играет наука в жизни любого из нас(ПТ), можно назвать важным(КП): наука способствует развитию технологий, созданию нового оборудования и улучшению качества жизни людей. Следовательно, данную проблему можно назвать социально значимой, так как темпы развития науки определяют темпы и пути развития государства в целом (КП).
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что(ПА) «исследовательская деятельность воспитывает личность, развивает память и наблюдательность, точность и тонкость мышления». В. Харченко акцентирует внимание читателя (ПА):«чем больше людей получают навыки, тем лучше обществу». При этом он делает вывод (ПА), что «при помощи ума человек может создавать новое, не существовавшее до того в природе».
Я не могу не согласиться с позицией автора(СМ), рассуждающего о пользе науки. Она помогает нам определить свое назначение в обществе и оправдать свое существование на земле. Изучая ее, многие из нас создают новое, не существовавшее ранее: предметы быта, технику и оборудование, которые делают жизнь легче и удобнее; открывают новые звезды, месторождения полезных ископаемых, внедряются в глубины человеческого сознания...
В русской литературе к вопросу о роли науки в жизни человека обращались многие поэты и писатели: М.В. Ломоносов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев и многие другие (Д1,Д2). Так, например, в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» (А1) для главного героя Евгения Базарова важны прикладные естественные науки: ботаника, медицина, механика. Базаров откровенно гордится тем, что не тратит времени впустую, а проводит медицинские эксперименты, читает Бюхнера «Материю и силу», чтобы как врач приносить людям пользу (Ил.1).
Кроме того, и в современной публицистике вопросы о пользе исследовательской деятельности поднимаются довольно часто. Ярким примером является статья А.И.Солженицына(А2) «Как нам обустроить Россию» в газете «Комсомольская правда». Человек, по мысли писателя, бескорыстно и преданно должен посвящать свою жизнь науке, но и наука при этом должна служить человеку. Только тогда «в гармонии усилий» родится результат, который послужит качественному изменению условий жизни россиян (Ил2).
Итак, прочитав текст В. Харченко, я пришла к выводу (В), что развитие науки необходимо, важно, значимо как для отдельного человека, так и для государства. Она помогает развиваться обществу, улучшает качество жизни людей, формирует будущее каждого из нас.
Задание№5.Оцените данное сочинение в соответствии с критериями проверки работы. Сделайте необходимую запись в таблице:
№ | Критерии оценивания ответа на задание С1 | Баллы | Ваша оценка в баллах |
I.Содержание сочинения | |||
К1 | Формулировка проблем исходного текста | ||
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы нет. | |||
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста | |||
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | ||
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста , в комментариях нет | |||
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но в комментариях допущено не более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста | |||
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста | |||
К3 | Отражение позиции автора исходного текста | ||
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет | |||
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. | |||
К4 | Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме | ||
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). | |||
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привел только один аргумент из художественной, публицистической или научной литературы | |||
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласивших с позицией автора), аргументировал его (привел один аргумент) опираясь на знания, жизненный опыт | |||
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привел аргументы, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен/не согласен с автором»), или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе | |||
II. Речевое оформление сочинения | |||
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | ||
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста | |||
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста | |||
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста | |||
К6 | Точность и выразительность речи | ||
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи | |||
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли | |||
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи | |||
III. Грамотность | |||
К7 | Соблюдение орфографических норм | ||
орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | |||
допущено не более 2-х ошибок | |||
допущены 3-4 ошибки | |||
допущено более 4-х ошибок | |||
К8 | Соблюдение пунктуационных норм | ||
пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | |||
допущены 1-3 ошибки | |||
допущено 4-5 ошибок | |||
допущено более 5 ошибок | |||
К9 | Соблюдение языковых норм | ||
грамматических ошибок нет | |||
допущены 1-2 ошибки | |||
допущено более 2-х ошибок | |||
К10 | Соблюдение речевых норм | ||
допущено не более 1 речевой ошибки | |||
допущены 2-3 ошибки | |||
допущено более 2-х ошибок | |||
К11 | Соблюдение этических норм | ||
этические ошибки в работе отсутствуют | |||
допущены этические ошибки (1 и более) | |||
К12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | ||
фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют | |||
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале | |||
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1-К12) | 23* |
*см примечание к таблице проверки текста №1на стр.8
Задание№6.Чтобы написать свое сочинение по данной проблеме,произведите редактирование данного сочинения. Используя материалы приложений №№1-4,сделайте необходимую запись в таблице:
Формулировка проблемы исходного текста(К1) | |
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста(К2) | |
Отражение позиции автора исходного текста(К3) | |
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме(К4) | |
Вывод к рассуждению |
Задание№7.Напишите свое рассуждение по данной проблеме, проверьтеего в соответствии с критериями проверки (см. задание №4).