Основными условиями эффективности профессионального общения
является – демонстрация доброжелательности
- такт
- интерес
- профессиональная компетентность.
1. Дети дошкольного возраста (для них характерно)
- отсутствие осознания болезни в целом
- неумения формулирования жалобы
- сильная эмоциональная реакция на отдельные симптомы болезни
- восприятие лечебных и диагностических процедур, как устрашающая
мероприятие
- усиление дефектов воспитания в период болезни
- чувство страха, тоски, одиночества вдали от родителей в условиях стационара.
2. Подростки
Бравада является формой самозащиты при внутренней ранимости. Пренебрежительное отношение к болезни и факторам риска.
3. Пациенты работоспособного возраста
Необходимо выяснить отношение пациента к болезни, мед.персоналу.
Деонтологическая тактика мед.работника ориентирована на трудовую и социальную реабилитацию. Выбор тактики общения проводить в зависимости от ВКБ.
4. Пациенты пожилого и старческого возраста
Для них характерна психологическая доминанта возраста
- уходящая жизнь
- приближение смерти
Появляется чувство тоски и одиночества. Нарастает беспомощность.
Появляются возрастные изменения: понижение слуха и зрения, памяти,
возрастает обидчивость, ранимость, понижение возможности самообслуживания.
Отсутствует мотивация к лечению и выздоровлению.
Деонтологическая тактика медперсонала
- поддерживание у пациента ощущения собственной значимости
- увеличение мотивации на выздоровление
- ориентация на двигательную активность
- подчеркнуто уважительное, тактичное, без фамильярности, отношение
- исключить приказной тон и нравоучения.
СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ.
Конфликт – с психологической точки зрения это осознаваемое противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема требующая разрешения и направленное на его преодоление.
Взаимоотношение между людьми зависят от их психологической грамотности. Путями к преодолению барьера общения является умение прощать и определение алгоритма поведения в конфликтной ситуации.
Есть созидательные и разрушительные конфликты (это вспомнить необходимо)
Столкновение интересов (потребностей) является источником конфликта.
Факторы которые провоцируют конфликт могут быть разнообразны.
Ø
Ø настроение
Ø самочувствие
Ø интеллект
Ø знание и незнание психологического общения, и некоторые другие.
Вероятность наступления конфликта при:
Ø несовместимости характера и психотипов
Ø наличие темперамента холерика
Ø отсутствие трёх качеств (способности к самокритике + терпимость к другим + доверие к другим.) нередко причиной конфликта является неправильное поведение участников общения.
В конфликтной ситуации нельзя:
Ø критично оценивать партнёра
Ø приписывать ему плохие намерения
Ø демонстрировать знаки превосходства
Ø обвинять только партнёра
Ø игнорировать его интересы
Ø смотреть на ситуацию только со своей стороны
Ø преувеличивать свои заслуги
Ø раздражаться, кричать, нападать
Ø задевать “болевые точки” партнёра
Ø обрушивать на партнёра претензии
ТИПЫ КОНФЛИКТА.
конфликты могут быть:
Ø парные
Ø межгрупповые
Ø скрытые (внутренние)
Ø открытые (внешние)
Ø случайные и преднамеренные
Ø внутриличностные и межличностные