Новые направления организационного поведения.
Как мы уже упоминали выше,организационное поведение – динамично развивающаяся наука, и с появлением или обострением отдельных проблем в менеджменте, в сферу ее интересов попадают новые вопросы.
Например, Фред Лютенс в 1995 году в предисловии к очередному изданию своего классического учебника (первое издание – 1973 г.), пишет: «В содержании этого издания нашли отражение изменения, произошедшие за последнюю четверть века. Меньше места отведено анализу макроединиц (например, теории организации и функциям менеджмента) и больше - установкам (например, организационной сопричастности и позитивному/негативному эмоциональному настрою), социально-когнитивным переменным (например, личностным характеристикам и самоэффективности) и их применению в мотивации и проектировании работ, лидерстве и особенно поведенческом (основанном на социальном опыте) менеджменте. Из крупных тем, которых не было в работе 25 лет назад, следует отметить такие, как теория социального обучения, постановка целей, формирование команд, навыки ведения переговоров, организационная культура и международное организационное поведение. Естественно, темы, посвященные мотивации и лидерству, включают много новых теорий и результатов исследований. Иными словами, исследовательская область организационного поведения, бесспорно, изменилась, но не настолько, как иногда полагают».
Подходы к организации, человеку и организационному поведению
Одна из важнейших составных управленческой деятельности — управление персоналом, как правило, основывается на концепции управления — обобщенном представлении (необязательно декларируемом) о месте человека в организации. В теории и практике управления можно выделить использование трех основных подходов к управлению: экономического, органического и гуманистического:
Экономический подход
Все мы — жалкие рабы желудка. Не стремитесь быть нравственными и справедливыми, друзья! Внимательно наблюдайте за вашим желудком, питайте его с разуменьем и тщательностью. Тогда удовлетворение и добродетель воцарятся у вас в сердце без всяких усилий с вашей стороны; вы станете добрым гражданином, любящим мужем, нежным отцом — благородным, благочестивым человеком.
Джером К. Джером. Трое в лодке
В рамках этого подхода ведущее место занимает техническая (в общем случае инструментальная, т.е. направленная на овладение трудовыми приемами), а не управленческая подготовка людей на предприятии. Организация здесь означает упорядоченность отношений между ясно очерченными частями целого, имеющими определенный порядок. В сущности, организация — это набор механических отношений, и действовать она должна подобно механизму: алгоритмизированно, эффективно, надежно и предсказуемо.
Органический подход
Как Питон, что ствол обвивает, в обе стороны действен закон: Стая сильна лишь волком, а Волк лишь Стаей силен. Р. Киплинг. Закон джунглей
В рамках органической парадигмы последовательно сложились: 1) концепция управления персоналом и 2) концепция управления человеческими ресурсами.
Акцентирование внимания на человеческом ресурсе способствовало рождению нового представления об организации. Она стала восприниматься как живая система, существующая в окружающей среде. В этой связи использовались, как минимум, две аналогии (метафоры), способствовавшие развитию нового взгляда на организационную реальность.
Первая, исходившая из отождествления организации с человеческой личностью, ввела в научный оборот такие ключевые понятия, как цели, потребности, мотивы, а также рождение, взросление, старение и смерть или возрождение организации.
Вторая, приняв в качестве образца для описания организационной реальности функционирование человеческого мозга (“организация как мозг, перерабатывающий информацию”), позволила взглянуть на организацию как на собрание частей, соединенных линиями управления, коммуникации и контроля.
Гуманистический подход
Сократ. Хорошие люди должны непременно приносить пользу, иначе и быть не может, — это мы с тобой установили верно, не так ли?
Менон. Да.
Сократ. А что приносить пользу они будут в том случае, если станут правильно вести наши дела, — это мы тоже установили наверняка?
Менон. Конечно.
Платон. Менон
Развивающаяся в последнее время гуманистическая парадигма исходит из концепции управления человеком и из представления об организации как культурном феномене.
Согласно гуманистическому подходу культура может рассматриваться как процесс создания реальности, которая позволяет людям видеть и понимать события, действия, ситуации определенным образом и придавать смысл и значение своему собственному поведению. Кажется, что вся жизнь человека определяется писаными и особенно неписаными правилами. Однако на самом деле обычно правила являются лишь средством, а основное действие разворачивается лишь в момент выбора: какое из правил применять в данном случае. Наше понимание ситуации определяет то, какой набор правил мы используем.
1. Представление об организации как культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде. Если экономический и организационный подходы подчеркивают структурную сторону организации, то организационно-культурный показывает, как можно создавать организационную действительность и влиять на нее через язык, нормы, фольклор, церемонии и т. д. Если раньше многие менеджеры рассматривали себя прежде всего как людей, создающих структуры и должностные инструкции, координирующих деятельность или создающих схемы мотивирования своих сотрудников, то теперь они могут смотреть на себя как на людей, осуществляющих символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов.
2. Гуманистический подход позволяет также реинтерпретировать характер отношений организации с окружающей средой и том направлении, что организации способны не только адаптироваться, но и изменять свое окружение, основываясь на собственном представлении о себе и своей миссии. Разработка стратегии организации может превратиться в активное построение и преобразование окружающей реальности.
3. В рамках гуманистического подхода возникает понимание того, что эффективное организационное развитие — это не только изменение структур, технологий и навыков, но и изменение ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей.
Блок самопроверки
- Дать определение понятию организационное поведение.
- Уровни анализа организационного поведения
Список литературы
- Бакирова Г.Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом
- учеб.пособие/ Г.Х. Бакирова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
- Дж.Ньюстром, К.Дэвис. Организационное поведение. СПб.: Питер, 2000
- Ф.Лютенс. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 1999
- Стивен П.Роббинз. Основы организационного поведения. М.: Вильямс, 2006
Индивид в организации.