Психология и педагогика профессиональной деятельности.
1878г. – В. Вулдт создал первую психофизиологическую лаборатории.
Учебник «Юридическая психология» - Васильев
М.И, Иникеев «Основы юридической психологии»
«Психология и педагогика» Бордовская, Рьян
Психология– (греч. Наука о душе) наука о закономерном развитии и функционировании психики, как особой формы жизнедеятельности.
Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключается в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
Предмет – психология участников правовых отношений, а также психология групп людей.
Объект – личность и группа личностей.
Структура психологии:
1. Общая психология – изучает личность.
2. Социальная психология.
3. Возрастная психологии и дифференциальная.
4. Сравнительная психология (поведение животных).
5. Генотологическая психология (пожилые люди).
6. Медицинская психология
7. Спортивная психология (психологическая устойчивость спортсмена перед стартом, работа в команде).
8. Военная психология (как научить человека убивать).
9. Космическая психология.
10. Политическая психология.
11. Юридическая психология.
12. Экспериментальная психология.
13. Психология труда.
Задачи психологии проф. Деятельности:
1. Проф. Ориентация, проф. Отбор, расстановка кадров.
2. Психологическая подготовка и психология сопровождения.
3. Помощь психолога, как специалиста, консультанты, эксперты.
Методы психологии (3 группы):
1. Накопление факторов и проверки гипотез.
Наблюдение – целенаправленное и планомерное восприятие поведения и деятельности объекта наблюдения.
- кратковременное (срезовое) наблюдение
- длительное наблюдение.
- непосредственное наблюдение.
- опосредованное наблюдение (через кого-то \ что-то).
- открытое и скрытое.
- включенное и не включенное.
- стандартизированное и не стандартизированное.
Беседа - сбор информации в процессе личного общения по специальной программе. (целенаправленность, подготовленность, планность).
Этапы проведения беседы:
· подготовка к беседе
· собственно беседа
· заключительная часть беседы
Эксперимент - опыт, позволяющий в заданных условиях моделизировать изучаемое психологическое явление.
· естественный (полевой)
· лабораторный – изучается один процесс \ состояние
Опрос – стандартизован в отличие от беседы.
· Анкетирование
· Интервью в правоохранительной деятельности:
- открытое интервью с незашифрованной целью
- гласное интервью с зашифрованной целью
- негласный опрос с незашифрованной целью
- негласный опрос с зашифрованной целью
Обобщение независимых характеристик. Анализ продуктов деятельности:
- регулятивная деятельность (изготовление по чертежам, образцам)
- творческая деятельность.
Контент анализ – стандартизированное наблюдение
Социометрия – измерение взаимоотношений в группе.
Критерии:
- формальные \ неформальные
- направленные в прошлое \ будущее
- обобщающие \ разобщающие
Тестирование
- объективное (можно результат подсчитать).
- проективное (носящее субъективный характер).
Предложить критерии для исследования.
Н-р: С кем бы ты пошел в разведку?
Варианты ответа:
1.Да, конечно, пошел бы
2.Нет
3. Не знаю \ не уверен
Ф.И.О. | + - 0 | ||||
1. Вика | + | - | |||
2. Рита | + | - | |||
3. Галя | |||||
4. |
++ взаимный выбор
-- взаимно отрицательный выбор
Направленность людей на общение.
Обобщенная группа или разобщенная?
*Статус любого члена группы:
Кi – количество ответов + \ -
Sti – St1(St2, St3)
n – количество испытуемых
*Коэффициент сплоченности:
K++(--) – взаимный ответ
*Графическое отображение взаимоотношений в группе:
(взаимные выборы нужно ставить рядом)
- Лидер |
2. Методы обработки результатов исследования
- количественные
- качественные
*корреляционный и факторный анализ
*статистика, мат. Анализ.
Нешов «Психология» том 3
3. Методы психологического воздействия
- убеждение
-внушение (некритичное восприятие информации)
- запугивание (эффективно пока оказывает воздействие)
Принципы:
1. Объективности
2. Всесторонности
3. Динамического изучения (изучает личность в ее непрерывном развитии).
4. Целеустремленности и активности
5. Комплексного подхода
6. Существо процессов изучения и воспитания.
Личность
Личность –это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, группы, занимающийся деятельностью, осознающий свое отношение к окружающему, имеющий свой жизненный путь и свои индивидуально-психологические особенности.
Факторы формирования:
- биологические
- сознательные
+ активная деятельность
Психологические познавательные процессы:
1. Психология свойства
2. Психология состояния
3. Психология образования.
Психологические познавательные процессы:
- ощущение
*Ощущение – процесс отражения в сознании отдельных признаков, свойств и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Характеризуется: силой, длительностью, порогом различения.
Свойства ощущений: взаимодействие, контраст.
Ощущения зависят от: внешних условий, от состояния анализаторов.
- восприятие
*Восприятие – процесс отражения в сознании предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Виды: простые, сложные (несколько анализаторов), восприятие пространства, времени, движения, преднамеренное, непреднамеренное.
Типы: синтетический, аналитический, аналитическо-синтетический.
Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта.
Иллюзия восприятия.
- внимание
*Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на тех или иных предметах, явлениях.
Виды: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное
Устойчивость внимания – способность задерживаться на восприятии одного объекта.
Переключение внимания – сознательный переход от одной деятельности к другой.
Концентрация внимания – способность сосредотачиваться на главном.
Распределение внимания
Колебание внимания
Тренировка внимания – понимание значимости.
- память
*Память – процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что человек делал, переживал, воспринимал.
Виды: кратковременная, долговременная, оперативная, наглядная, образная, преднамеренная, механическая, логическая, непреднамеренное запоминание.
- мышление
*Мышление –
Анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Структура:
1. формируется опрос
2. выдвигается гипотеза
3. решение задачи
4. уяснение задачи
5. оценка обстановки
6. принятие решения
7. изучение результатов
- речь
*Речь – процесс использования языка с целью общения людей между собой.
Функции: обозначение, сообщение, воздействие.
Виды: внешняя (письменная, устная), внутренняя (монологическая, теологическая).
Пути использования:
1. Самоконтроль и самооценка речи.
2. Подражание лучшим образцам речи.
3. Расширение словарного запаса.
- представление
*Представление – образы ранее воспринимавшихся предметов и явлений.
Виды: зрительные, вкусовые.., формальные, географические…
- воображение
*Воображение – процесс создания новых образов и их функционирование.
Виды: непроизвольно \ произвольное, воссоздающее \ творческое, служебное \ неслужебное.
Приемы: комбинирование признаков, типизация.
Эмоционально-волевые процессы:
Психологические свойства личности – темперамент, характер, способности
Психические состояния – стресс, аффект, фрустрация
Психические образования – знания, навыки, умения