Психология и педагогика профессиональной деятельности.

1878г. – В. Вулдт создал первую психофизиологическую лаборатории.

Учебник «Юридическая психология» - Васильев

М.И, Иникеев «Основы юридической психологии»

«Психология и педагогика» Бордовская, Рьян

Психология– (греч. Наука о душе) наука о закономерном развитии и функционировании психики, как особой формы жизнедеятельности.

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключается в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Предмет – психология участников правовых отношений, а также психология групп людей.

Объект – личность и группа личностей.

Структура психологии:

1. Общая психология – изучает личность.

2. Социальная психология.

3. Возрастная психологии и дифференциальная.

4. Сравнительная психология (поведение животных).

5. Генотологическая психология (пожилые люди).

6. Медицинская психология

7. Спортивная психология (психологическая устойчивость спортсмена перед стартом, работа в команде).

8. Военная психология (как научить человека убивать).

9. Космическая психология.

10. Политическая психология.

11. Юридическая психология.

12. Экспериментальная психология.

13. Психология труда.

Задачи психологии проф. Деятельности:

1. Проф. Ориентация, проф. Отбор, расстановка кадров.

2. Психологическая подготовка и психология сопровождения.

3. Помощь психолога, как специалиста, консультанты, эксперты.

Методы психологии (3 группы):

1. Накопление факторов и проверки гипотез.

Наблюдение – целенаправленное и планомерное восприятие поведения и деятельности объекта наблюдения.

- кратковременное (срезовое) наблюдение

- длительное наблюдение.

- непосредственное наблюдение.

- опосредованное наблюдение (через кого-то \ что-то).

- открытое и скрытое.

- включенное и не включенное.

- стандартизированное и не стандартизированное.

Беседа - сбор информации в процессе личного общения по специальной программе. (целенаправленность, подготовленность, планность).

Этапы проведения беседы:

· подготовка к беседе

· собственно беседа

· заключительная часть беседы

Эксперимент - опыт, позволяющий в заданных условиях моделизировать изучаемое психологическое явление.

· естественный (полевой)

· лабораторный – изучается один процесс \ состояние

Опрос – стандартизован в отличие от беседы.

· Анкетирование

· Интервью в правоохранительной деятельности:

- открытое интервью с незашифрованной целью

- гласное интервью с зашифрованной целью

- негласный опрос с незашифрованной целью

- негласный опрос с зашифрованной целью

Обобщение независимых характеристик. Анализ продуктов деятельности:

- регулятивная деятельность (изготовление по чертежам, образцам)

- творческая деятельность.

Контент анализ – стандартизированное наблюдение

Социометрия – измерение взаимоотношений в группе.

Критерии:

- формальные \ неформальные

- направленные в прошлое \ будущее

- обобщающие \ разобщающие

Тестирование

- объективное (можно результат подсчитать).

- проективное (носящее субъективный характер).

Предложить критерии для исследования.

Н-р: С кем бы ты пошел в разведку?

Варианты ответа:

1.Да, конечно, пошел бы

2.Нет

3. Не знаю \ не уверен

Ф.И.О. + - 0
1. Вика   + -
2. Рита +   -
3. Галя  
4.          

++ взаимный выбор

-- взаимно отрицательный выбор

Направленность людей на общение.

Обобщенная группа или разобщенная?

*Статус любого члена группы:

Психология и педагогика профессиональной деятельности. - student2.ru

Кi – количество ответов + \ -

Sti – St1(St2, St3)

n – количество испытуемых

*Коэффициент сплоченности:

Психология и педагогика профессиональной деятельности. - student2.ru

K++(--) – взаимный ответ

*Графическое отображение взаимоотношений в группе:

(взаимные выборы нужно ставить рядом)

- Лидер

2. Методы обработки результатов исследования

- количественные

- качественные

*корреляционный и факторный анализ

*статистика, мат. Анализ.

Нешов «Психология» том 3

3. Методы психологического воздействия

- убеждение

-внушение (некритичное восприятие информации)

- запугивание (эффективно пока оказывает воздействие)

Принципы:

1. Объективности

2. Всесторонности

3. Динамического изучения (изучает личность в ее непрерывном развитии).

4. Целеустремленности и активности

5. Комплексного подхода

6. Существо процессов изучения и воспитания.

Личность

Личность –это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, группы, занимающийся деятельностью, осознающий свое отношение к окружающему, имеющий свой жизненный путь и свои индивидуально-психологические особенности.

Факторы формирования:

- биологические

- сознательные

+ активная деятельность

Психологические познавательные процессы:

1. Психология свойства

2. Психология состояния

3. Психология образования.

Психологические познавательные процессы:

- ощущение

*Ощущение – процесс отражения в сознании отдельных признаков, свойств и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Характеризуется: силой, длительностью, порогом различения.

Свойства ощущений: взаимодействие, контраст.

Ощущения зависят от: внешних условий, от состояния анализаторов.

- восприятие

*Восприятие – процесс отражения в сознании предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Виды: простые, сложные (несколько анализаторов), восприятие пространства, времени, движения, преднамеренное, непреднамеренное.

Типы: синтетический, аналитический, аналитическо-синтетический.

Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта.

Иллюзия восприятия.

- внимание

*Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на тех или иных предметах, явлениях.

Виды: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное

Устойчивость внимания – способность задерживаться на восприятии одного объекта.

Переключение внимания – сознательный переход от одной деятельности к другой.

Концентрация внимания – способность сосредотачиваться на главном.

Распределение внимания

Колебание внимания

Тренировка внимания – понимание значимости.

- память

*Память – процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что человек делал, переживал, воспринимал.

Виды: кратковременная, долговременная, оперативная, наглядная, образная, преднамеренная, механическая, логическая, непреднамеренное запоминание.

- мышление

*Мышление –

Анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Структура:

1. формируется опрос

2. выдвигается гипотеза

3. решение задачи

4. уяснение задачи

5. оценка обстановки

6. принятие решения

7. изучение результатов

- речь

*Речь – процесс использования языка с целью общения людей между собой.

Функции: обозначение, сообщение, воздействие.

Виды: внешняя (письменная, устная), внутренняя (монологическая, теологическая).

Пути использования:

1. Самоконтроль и самооценка речи.

2. Подражание лучшим образцам речи.

3. Расширение словарного запаса.

- представление

*Представление – образы ранее воспринимавшихся предметов и явлений.

Виды: зрительные, вкусовые.., формальные, географические…

- воображение

*Воображение – процесс создания новых образов и их функционирование.

Виды: непроизвольно \ произвольное, воссоздающее \ творческое, служебное \ неслужебное.

Приемы: комбинирование признаков, типизация.

Эмоционально-волевые процессы:

Психологические свойства личности – темперамент, характер, способности

Психические состояния – стресс, аффект, фрустрация

Психические образования – знания, навыки, умения

Наши рекомендации