Среднее по группам отклонение результата от эталона (в мсек) и его дисперсия
Группы испытуемых | Показатели | |||
Абсолютное отклонение | Ст.откл. | |||
с обратной связью | без обратной связи | с обратной связью | без обратной связи | |
«Автономные» | 18,67* | 53,90* | 12,57 | 29,47 |
«Зависимые» | 35,72* | 140,90* | 23,29 | 84,79 |
Примечание: различие в абсолютных ошибках между типологическими группами значимо (по t-критерию Стьюдента), при р ≤ 0,01.
Полученные результаты подтверждают нашу гипотезу о том, что испытуемые группы «автономных» более эффективно используют поступающую информацию о достигаемых результатах для корректирования (в случае необходимости) своей деятельности.
Для проверки вывода о том, что испытуемые группы «автономных» более эффективно используют внешнюю информацию, была проведена дополнительная третья серия по отмериванию временного интервала. Суть ее заключалась в следующем. Испытуемым предлагалось, как и в первых двух сериях, 50 раз отмерить временной интервал, равный 800 мсек, но в то же время каждому испытуемому было предложено установить собственные (субъективные) пределы отклонения из расчета, что он сможет добиться не менее 75 % попаданий в этот интервал.
Кроме того, испытуемым сообщалось, что данная серия будет проводиться без обратной связи, но по желанию в течение опыта они могут обращаться к экспериментатору неограниченное число раз для того, чтобы проконтролировать свой результат. Результаты отмеривания и количество запросов информации о результатах фиксировались экспериментатором.
Анализ результатов показывает, что средний выбираемый интервал отклонения у испытуемых обеих типологических групп практически одинаков (+85 мсек. в группе «автономных» и +78 мсек. в группе «зависимых»); при этом средний процент попаданий в эти интервалы соответственно составляет 46,7 % и 37,7 %, то есть испытуемые группы «автономных» имеют несколько лучший результат, однако это различие незначимо.
Интересен другой факт: среднее количество запросов в группе «автономных» составляет 1,35 раз, а в группе «зависимых» – 4,1 раз, но, несмотря на значительно более частые просьбы сообщить результаты отдельных попыток, испытуемые группы «зависимых» не смогли показать лучшие результаты отмеривания, чем испытуемые группы «автономных». Это говорит о том, что испытуемые группы «зависимых» не эффективно используют поступающую извне информацию.
Следовательно, такой компонент системы субъектнойрегуляции, как «корректирование на основе информации о достигаемых результатах», обобщенно говоря, эффективнее функционирует у испытуемых группы «автономных», чем у испытуемых группы «зависимых».
2.3.2. Проявление антиципации в типологии субъектной регуляции деятельности. Методика «Вероятностный прогноз»
Как отмечалось выше, антиципация проявляется практически во всех областях жизнедеятельности субъекта, начиная от самоконтроля за своими действиями, до его поведения в социуме(Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н.). Одной из форм проявления антиципации является вероятностное прогнозирование, которое имеет большое значение в осуществлении не только конкретных познавательных процессов, но и регуляторной функции психики в целом. Поскольку, согласно нашей основной гипотезы, регуляторная функция психики реализуется непосредственно через систему субъектной регуляции, то антипационные возможности субъекта деятельности должны проявляться в особенностях его субъектной регуляции. Покажем на конкретном экспериментальном исследовании, как проявляются антипационные возможности у субъектов, обладающих разными личностно-типологическими особенностями субъектной регуляции.
Данная методика предназначалась для того, чтобы выявить различия в уровне функциональной сформированности звена «модель субъективно значимых условий деятельности» в группах «автономных» и «зависимых» испытуемых. Эта модель условий (как было сказано выше) представляет собой комплекс субъективно значимой информации, которой располагает в любой момент субъект, о тех условиях деятельности, учет которых, по его мнению, необходим для ее успешного выполнения.
Очевидно, что дефекты модели субъективно значимых условий (связанные, например, с неверным отражением каких-либо условий в целом, с ошибкой в определении их значимости или с недостаточно полным отражением комплекса значимых условий) с неизбежностью предопределяют и соответствующие им дефекты принятой программы действий по достижению цели, что было показано целым рядом работ, проведенных как сотрудниками лаборатории саморегуляции ПИ РАО (Конопкин, 1966; Конопкин и др., 1973; Конопкин, 1980; Миславский, 1976; Сипачев, 1972), так и другими исследователями (Алексеев, 1962; Вербицкий; Cтрюков; Фейгенберг).
Так, например, в работе О.А. Конопкина и Ю.С. Жуйкова (1973) было, в частности, показано, что, когда вероятностные отношения альтернативных сигналов становятся осознанно отражаемым условием деятельности, зависимость скорости реакций от вероятностных характеристик сигналов опосредуется принятой испытуемым общей стратегией деятельности. В другой работе (Конопкин, Нерсесян, Лазарева) сообщается, что «неточность и ошибки, допускаемые машинистами при управлении локомотивами, в значительной своей части связаны с дефектами субъективной модели условий деятельности...» [1973, с. 9].
Опираясь на эти и другие исследования, мы предположили, что испытуемые, входящие в группу «автономных», будут более тщательно анализировать и лучше отражать в своей модели субъективно значимые условия деятельности, чем испытуемые, входящие в группу «зависимых». Для проверки этой гипотезы мы воспользовались методикой «Вероятностный прогноз» (Степанский и др., 1980).
Основной ее смысл сводится к следующему. Испытуемому предлагается угадывать появление символа «+» («плюс») или символа «–» («минус») в заранее составленной последовательности, которая состояла из этих символов (стимулов), содержащихся в равных количествах – по 80 каждого. Испытуемому сообщалось, что плюсы и минусы организованы в блоки, а именно: знак «плюс» может встречаться в данной последовательности либо по два (++), либо по три (+++) раза подряд, а «минус» – либо по два (– –), либо по четыре (– – – –) знака подряд. Вероятность появления знаков «плюс» и «минус» испытуемому не сообщалась.
Таким образом, цель деятельности заключалась в осуществлении верных прогнозов относительно вида очередного знака, а в качестве значимых условий этой деятельности выступали структурная организация и вероятностные характеристики стимульной последовательности.
В начале эксперимента испытуемый называл какой-либо один знак («плюс» или «минус»), а экспериментатор отвечал ему «Да» или «Нет». Затем эта операция продолжалась до того момента, пока испытуемый не называл последний знак. Время эксперимента не регламентировалось, темп предъявления следующего стимула целиком зависел от скорости ответа испытуемого.
При обработке результатов эксперимента для каждого испытуемого подсчитывались следующие показатели: коэффициент отражения структуры сигнального ряда (Ко), коэффициент совмещения ряда, смоделированного испытуемым, с реальной прогнозируемой последовательностью (Кс), а также коэффициент потери связи со структурой прогнозируемой последовательности (Кп). Названные показатели оценивают адекватность субъективно значимых условий – данным условиям деятельности и эффективность их практического использования испытуемым в качестве средства прогнозирования динамики условий деятельности.
Помимо этих показателей, отдельно фиксировались так называемые «ошибки правил», специально выделенные нами из группы «ошибок отражения». Суть этого показателя состоит в следующем. В процессе прогнозирования некоторые испытуемые в отдельных прогнозах не считались с исходно заданными условиями чередования сигналов-событий. Так, например, зная, что плюсы могут следовать только по три знака подряд, испытуемые, тем не менее, иногда предсказывали четвертый плюс подряд или после одного плюса (или минуса) называли альтернативный знак. Обозначим данный показатель количества ошибок правил как Кпр.
Как было сказано выше, этот показатель формально относится к ошибкам отражения структуры, и мы учитывали его при вычислении коэффициента Ко, но ввиду того, что различие в величине показателя «ошибок правил» у испытуемых группы «автономных» и группы «зависимых» получилось очень значительным, мы сочли необходимым указать его еще и отдельно. (Исх. данные см. Прил. 1).
Так как в исследовании (Степанский и др., 1980) показатель Кпр – «ошибки правил» отсутствует, нам пришлось несколько модифицировать формулы для расчетов Ко и Кс с тем, чтобы учесть и показатель Кпр. Применительно к нашему эксперименту эти формулы принимают следующий вид. Для показателя Ко:
, (6)
где: Но – количество ошибок структуры для всего ряда; Нс – количество всех ошибок (вообще) минус Но; 65 – количество всех блоков в прогнозируемой последовательности; Кnp – количество «ошибок правил».
Для показателя Кс:
, (7)
где значения элементов, входящих в формулу, те же, что и в формуле (6).
Таблица 6