Примерный перечень вопросов к экзамену. План работы по дисциплине
План работы по дисциплине
«ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Примерный перечень вопросов к экзамену
(включая первоисточники)
- Организационная психология как наука. Предмет и задачи организационной психологии.
- Становление, институционализация и современное состояние зарубежной и отечественной организационной психологии.
- Прикладные области организационной психологии.
- Методологические проблемы психологических исследований организации.
- Основные методы исследования в организационной психологии
- Этические принципы исследования организаций.
- Понятие об организации. Эволюция взглядов на организацию.
- Внутренняя и внешняя среда организации.
- Принципы функционирования организационных систем. Виды организационных подсистем.
- Функции организации. Взаимосвязь структуры и функционирования организации.
- Лидерство и руководство в организации
- Социальные группы и их специфика в организации.
- Динамика развития коллектива в организации.
- Типы неформальных групп в организации. Взаимосвязь формальных и неформальных групп в организации.
- Коммуникативная среда организации. Способы повышения эффективности общения в организациях.
- Организационный климат. Детерминанты и показатели организационного климата.
- Регулирование профессиональной деятельности и кадровая политика организации.
- Обучение и адаптация сотрудников.
- Мотивация сотрудников.
- Преданность и лояльность организации.
- Абсентеизм и текучесть кадров.
- Понятия организационного изменения.
- Модель организационных изменений К. Левина.
- Разработка программы развития организации.
- Функциональные обязанности психолога в организации.
- Нормативно-этические регуляторы работы организационного психолога.
- Стадии и методы организационной диагностики.
- Составление отчета и предоставление результатов социально-психологической диагностики организации.
- Оптимизация условий профессиональной деятельности и психического здоровья персонала.
- Обучение и тренинги в организации. Виды обучения.
- Индустриальный и клинический подходы к организационному консультированию.
- Жизненный цикл организаций (Теория Организаций: Антология / Составление В.Л. Семикова – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2005. – С. 98-105)
- Стадии развития организации (Теория Организаций: Антология / Составление В.Л. Семикова – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2005. – С. 689-697)
- Организационные патологии (Теория Организаций: Антология / Составление В.Л. Семикова – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2005. – С. 697-711)
- Развитие взаимоотношений с клиентами: организационное консультирование в сопоставлении с психотерапией (Э. Невис Организационное консультирование. Пер. с англ.. СПб.: «Издательство Пирожкова» Серия «Новый импульс». 2002. – С. 169-190)
- Гештальтистская модель организационного вмешательства (Э. Невис Организационное консультирование. Пер. с англ.. СПб.: «Издательство Пирожкова» Серия «Новый импульс». 2002. – С. 54-74)
- Сопротивление изменениям в организации и работа с ним (Э. Невис Организационное консультирование. Пер. с англ.. СПб.: «Издательство Пирожкова» Серия «Новый импульс». 2002. – С. 151-169)
- Отчет о психологическом обследовании и обратная связь (Л. Тобиас Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста / Пер. с англ. А.И. Сотова. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – С. 43-54, 135-149).
- Внутренний и внешний консалтинг: возможности и ограничения (Л. Тобиас Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста / Пер. с англ. А.И. Сотова. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – С. 102-107).
- Проблемное поле организационной диагностики (Л. Тобиас «Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста» / Пер. с англ. А.И. Сотова. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – С. 54-66).
- Установки консультанта, ведущие к ошибкам (Л. Тобиас «Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста» / Пер. с англ. А.И. Сотова. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – С. 66-97).
- Работа с личностью (А.С. Огнев. Организационное консультирование в стиле коучинг. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – С. 10-46)
- Измерение организационной культуры. (К. Камерон, Р. Куинн Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. Под ред. И.В. Андреевой. – СПб: Питер, 2001. – С. 50-121)
- Изменение организационной культуры (К. Камерон, Р. Куинн Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. Под ред. И.В. Андреевой. – СПб: Питер, 2001. – С. 121-164)
45. Методолого-теоретические основания развития организационной психологии в традиции постмодерна (В.А. Янчук, «Псiхалогiя» 2005. № 1)
- С.К. Рощин «Некоторые методологические проблемы психологии организации» (Организационная психология / Сост. И общая редакция Л.В. Винокурова, И.И. Скрипюка – СПб.: Питер. – С. 24-42)
- А.Л. Свенцицкий «Основные черты структуры организации» (Организационная психология / Сост. И общая редакция Л.В. Винокурова, И.И. Скрипюка – СПб.: Питер. – С. 74-84)
- Н.В. Гришина «Противоречия и конфликты как движущая сила развития организации(Организационная психология / Сост. И общая редакция Л.В. Винокурова, И.И. Скрипюка – СПб.: Питер. – С. 339-345)
- О.С. Советова «Социально-психологические факторы обеспечения успешного внедрения нововведений» (Организационная психология / Сост. И общая редакция Л.В. Винокурова, И.И. Скрипюка – СПб.: Питер. – С. 374-388)
- Решетка лидерства (Дж. Стюарт «Тренинг организационных изменений. – СПб: Питер, 2001. – С.73-83)
- Метод обзора обратной связи (Дж. Стюарт «Тренинг организационных изменений. – СПб: Питер, 2001. – С. 83-89)
- Процессуальное консультирование (Дж. Стюарт «Тренинг организационных изменений. – СПб: Питер, 2001. – С. 89-98)
- Технология решения проблем в команде (ситуационный анализ) (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов, Т. Грабенко Технология создания команды. – Спб.: Издательство «Речь», 2002. – С. 154-193).
- Технология создания команды (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов, Т. Грабенко Технология создания команды. – Спб.: Издательство «Речь», 2002. – С. 193- 198).
- Основы создания команды (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов, Т. Грабенко Технология создания команды. – Спб.: Издательство «Речь», 2002. – С. 8-38).
- Организация работы в команде (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов, Т. Грабенко Технология создания команды. – Спб.: Издательство «Речь», 2002. – С. 39-52)
Темы семинарских занятий
Организационная психология как наука | 21.09. | Становление, институционализация и современное состояние зарубежной и отечественной организационной психологии. Перспективы развития организационной психологии. Прикладные области организационной психологии. | |
Понятие об организации | Жизненный цикл организации. «Болезни роста» организации. Организационные патологии. Отличие организационных патологий от «болезней роста» организации. | ||
Организация как система | Организационные подсистемы: миссия организации (стратегические цели, методы достижения, философия и обязательства организации); техническая подсистема (техника, оборудование, вспомогательные средства, конкурентная среда); структурная подсистема (формализованные описания работы, правила и процедуры, властные и коммуникативные связи, штатное расписание, производственный поток организации). Организационный климат. Детерминанты и показатели организационного климата. Организационная культура | ||
Структура организации | Психологические аспекты оптимизации организационных структур. Функции организации. Взаимосвязь структуры и функционирования организации. Объективные и субъективные показатели эффективности организационной системы. | ||
Организационные изменения | Методики организационного развития: «Решетка лидерства», метод обзора обратной связи, процессуальное консультирование, командообразование, социально-психологический тренинг, метод преобразования социально-технических систем, тотальное управление качеством. Оценка мероприятий по организационному развитию. | ||
Основные направления работы психолога в организации | Нормативно-этические регуляторы работы организационного психолога. (дискуссия) | ||
Оптимизация условий профессиональной деятельности сотрудников | Оптимизация условий профессиональной деятельности и психического здоровья персонала. Планирование работы и условий труда. Техника безопасности и работа. Психологическая профилактика дистресса и профессионально-личностных деформаций сотрудников. Обучение и тренинги в организации. |
План практических занятий
(не позднее, чем за неделю необходимо предоставить программу практического занятия)