Примерный перечень вопросов к экзамену. План работы по дисциплине

План работы по дисциплине

«ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Примерный перечень вопросов к экзамену

(включая первоисточники)

  1. Организационная психология как наука. Предмет и задачи организационной психологии.
  2. Становление, институционализация и современное состояние зарубежной и отечественной организационной психологии.
  3. Прикладные области организационной психологии.
  4. Методологические проблемы психологических исследований организации.
  5. Основные методы исследования в организационной психологии
  6. Этические принципы исследования организаций.
  7. Понятие об организации. Эволюция взглядов на организацию.
  8. Внутренняя и внешняя среда организации.
  9. Принципы функционирования организационных систем. Виды организационных подсистем.
  10. Функции организации. Взаимосвязь структуры и функционирования организации.
  11. Лидерство и руководство в организации
  12. Социальные группы и их специфика в организации.
  13. Динамика развития коллектива в организации.
  14. Типы неформальных групп в организации. Взаимосвязь формальных и неформальных групп в организации.
  15. Коммуникативная среда организации. Способы повышения эффективности общения в организациях.
  16. Организационный климат. Детерминанты и показатели организационного климата.
  17. Регулирование профессиональной деятельности и кадровая политика организации.
  18. Обучение и адаптация сотрудников.
  19. Мотивация сотрудников.
  20. Преданность и лояльность организации.
  21. Абсентеизм и текучесть кадров.
  22. Понятия организационного изменения.
  23. Модель организационных изменений К. Левина.
  24. Разработка программы развития организации.
  25. Функциональные обязанности психолога в организации.
  26. Нормативно-этические регуляторы работы организационного психолога.
  27. Стадии и методы организационной диагностики.
  28. Составление отчета и предоставление результатов социально-психологической диагностики организации.
  29. Оптимизация условий профессиональной деятельности и психического здоровья персонала.
  30. Обучение и тренинги в организации. Виды обучения.
  31. Индустриальный и клинический подходы к организационному консультированию.
  32. Жизненный цикл организаций (Теория Организаций: Антология / Составление В.Л. Семикова – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2005. – С. 98-105)
  33. Стадии развития организации (Теория Организаций: Антология / Составление В.Л. Семикова – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2005. – С. 689-697)
  34. Организационные патологии (Теория Организаций: Антология / Составление В.Л. Семикова – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2005. – С. 697-711)
  35. Развитие взаимоотношений с клиентами: организационное консультирование в сопоставлении с психотерапией (Э. Невис Организационное консультирование. Пер. с англ.. СПб.: «Издательство Пирожкова» Серия «Новый импульс». 2002. – С. 169-190)
  36. Гештальтистская модель организационного вмешательства (Э. Невис Организационное консультирование. Пер. с англ.. СПб.: «Издательство Пирожкова» Серия «Новый импульс». 2002. – С. 54-74)
  37. Сопротивление изменениям в организации и работа с ним (Э. Невис Организационное консультирование. Пер. с англ.. СПб.: «Издательство Пирожкова» Серия «Новый импульс». 2002. – С. 151-169)
  38. Отчет о психологическом обследовании и обратная связь (Л. Тобиас Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста / Пер. с англ. А.И. Сотова. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – С. 43-54, 135-149).
  39. Внутренний и внешний консалтинг: возможности и ограничения (Л. Тобиас Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста / Пер. с англ. А.И. Сотова. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – С. 102-107).
  40. Проблемное поле организационной диагностики (Л. Тобиас «Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста» / Пер. с англ. А.И. Сотова. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – С. 54-66).
  41. Установки консультанта, ведущие к ошибкам (Л. Тобиас «Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста» / Пер. с англ. А.И. Сотова. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – С. 66-97).
  42. Работа с личностью (А.С. Огнев. Организационное консультирование в стиле коучинг. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – С. 10-46)
  43. Измерение организационной культуры. (К. Камерон, Р. Куинн Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. Под ред. И.В. Андреевой. – СПб: Питер, 2001. – С. 50-121)
  44. Изменение организационной культуры (К. Камерон, Р. Куинн Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. Под ред. И.В. Андреевой. – СПб: Питер, 2001. – С. 121-164)

45. Методолого-теоретические основания развития организационной психологии в традиции постмодерна (В.А. Янчук, «Псiхалогiя» 2005. № 1)

  1. С.К. Рощин «Некоторые методологические проблемы психологии организации» (Организационная психология / Сост. И общая редакция Л.В. Винокурова, И.И. Скрипюка – СПб.: Питер. – С. 24-42)
  2. А.Л. Свенцицкий «Основные черты структуры организации» (Организационная психология / Сост. И общая редакция Л.В. Винокурова, И.И. Скрипюка – СПб.: Питер. – С. 74-84)
  3. Н.В. Гришина «Противоречия и конфликты как движущая сила развития организации(Организационная психология / Сост. И общая редакция Л.В. Винокурова, И.И. Скрипюка – СПб.: Питер. – С. 339-345)
  4. О.С. Советова «Социально-психологические факторы обеспечения успешного внедрения нововведений» (Организационная психология / Сост. И общая редакция Л.В. Винокурова, И.И. Скрипюка – СПб.: Питер. – С. 374-388)
  5. Решетка лидерства (Дж. Стюарт «Тренинг организационных изменений. – СПб: Питер, 2001. – С.73-83)
  6. Метод обзора обратной связи (Дж. Стюарт «Тренинг организационных изменений. – СПб: Питер, 2001. – С. 83-89)
  7. Процессуальное консультирование (Дж. Стюарт «Тренинг организационных изменений. – СПб: Питер, 2001. – С. 89-98)
  8. Технология решения проблем в команде (ситуационный анализ) (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов, Т. Грабенко Технология создания команды. – Спб.: Издательство «Речь», 2002. – С. 154-193).
  9. Технология создания команды (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов, Т. Грабенко Технология создания команды. – Спб.: Издательство «Речь», 2002. – С. 193- 198).
  10. Основы создания команды (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов, Т. Грабенко Технология создания команды. – Спб.: Издательство «Речь», 2002. – С. 8-38).
  11. Организация работы в команде (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов, Т. Грабенко Технология создания команды. – Спб.: Издательство «Речь», 2002. – С. 39-52)

Темы семинарских занятий

Организационная психология как наука 21.09. Становление, институционализация и современное состояние зарубежной и отечественной организационной психологии. Перспективы развития организационной психологии. Прикладные области организационной психологии.
Понятие об организации   Жизненный цикл организации. «Болезни роста» организации. Организационные патологии. Отличие организационных патологий от «болезней роста» организации.
Организация как система   Организационные подсистемы: миссия организации (стратегические цели, методы достижения, философия и обязательства организации); техническая подсистема (техника, оборудование, вспомогательные средства, конкурентная среда); структурная подсистема (формализованные описания работы, правила и процедуры, властные и коммуникативные связи, штатное расписание, производственный поток организации). Организационный климат. Детерминанты и показатели организационного климата. Организационная культура
Структура организации   Психологические аспекты оптимизации организационных структур. Функции организации. Взаимосвязь структуры и функционирования организации. Объективные и субъективные показатели эффективности организационной системы.
Организационные изменения   Методики организационного развития: «Решетка лидерства», метод обзора обратной связи, процессуальное консультирование, командообразование, социально-психологический тренинг, метод преобразования социально-технических систем, тотальное управление качеством. Оценка мероприятий по организационному развитию.
Основные направления работы психолога в организации   Нормативно-этические регуляторы работы организационного психолога. (дискуссия)
Оптимизация условий профессиональной деятельности сотрудников   Оптимизация условий профессиональной деятельности и психического здоровья персонала. Планирование работы и условий труда. Техника безопасности и работа. Психологическая профилактика дистресса и профессионально-личностных деформаций сотрудников. Обучение и тренинги в организации.

План практических занятий

(не позднее, чем за неделю необходимо предоставить программу практического занятия)

Наши рекомендации