Развитие идей учета субъектных факторов труда при проекти­ровочных подходах к сфере труда

1) Технико-психологическое проектирование средств труда в промышленности. Обозначается постепенный переход от интуитив­ных методов организации труда к их научной обоснованности. На­пример, исследования В. П. Горячкиным трудовых действий (на основе работ И.М.Сеченова о психофизиологии и биомеханике рабочих движений). Н. А. Шевелев впервые предложил термин «тех­ника безопасности труда»; В. И. Михайловский составил «Проект обязательных постановлений о мерах... для сохранения жизни и здоровья рабочих во время работы и при помещении их в фабрич­ных зданиях» (1899) и т. п.

2) Идеи согласованности особенностей человека и техники в
сельскохозяйственном труде через специальные процедуры экс­
пертизы сельскохозяйственной техники. В 1829 г. М. Павловым опи­
сывается такая экспертиза при сравнении различных молотилок:
одной шотландской конной и двух видов ручной — шотландская
оказалась лучше, т. е. более соответствующей возможностям ра­
ботников. Главный смысл таких уже усовершенствованных к кон­
цу XIX в. экспертиз — «предохранение работников от несчастий»

и др.

3) Идеи соответствия человека и техники в отечественном воз­
духоплавании. В 1804 г. Я. Д. Захаров описал наблюдения за своим
самочувствием при полете на воздушном шаре. Позже разрабаты­
вается метод «наблюдения над самим собой», который использо­
вал и знаменитый летчик П. Н. Нестеров. С. П. Мунт составляет
комплексную программу изучения летчиков, куда входили пока­
затели «силы произвольной мускулатуры», тактильной и болевой
чувствительности...

4) Технико-психологическое проектирование в системе желез­
нодорожного транспорта. В 80-е гг. XIX в.резко возросло число
железнодорожных аварий. В качестве основных причин оптическо­
го обмана машинистов выделялись (по С. Н. Кульжинскому) пе­
реутомление, физиологические причины, психологические при­
чины — все это и приводит к иллюзиям восприятия. Разрабатыва­
ются различные приспособления контроля железнодорожных ра­
ботников, например аппарат для контроля поездных бдигад
(Н. Г. Дидушкин). Изобретаются «повторители семафоров» для ана­
лиза дорожных происшествий — прообраз «черных ящиков» в со­
временной авиации (А. Эрлих, А. Мазаренко) и др.

5) Идеи проектирования режимов и условий труда. В 1877 г.
рабочий день в производстве длился от 8 до 18 часов в сутки (по
данным Ф. Ф. Эрисмана). При анализе аварий на железной дороге
оказалось, что многие виновные находились на службе больше
положенного времени: например, один — 21 час, другой — 23 часа,
третий — 21 час 45 минут (по данным А.А.Вырубова, 1884 г.).
Еще в 1907 г. предлагалось увеличить число перерывов (дополни­
тельно к обеденному — утренний и вечерний), да еще и с гимна­
стикой! (по М. С. Уварову и Л. М. Лялиной). Предлагались усовер­
шенствования вентиляции и освещения помещений (В. И. Михай­
ловский), усовершенствования рабочего места — паровозной будки
(В.А.Арциш) и т.п.

6) Идеи организационно-психологического проектирования.
Для повышения социальной защищенности рабочих предлагались
(в начале XX в. в России) организация страховых обществ; обес­
печение материального вознаграждения увечным работникам; про­
ведение законов об ответственности предпринимателей за увечья
рабочих; создание фонда помощи рабочим, получивших увечья,

и др. В начале прошлого века И. И. Рихтер отмечал, что для пра­вильной организации какого-либо предприятия важны «подбор потребного персонала и надежная организация самого производ­ства». Предлагалась идея «сменных», или «двойных», бригад для машинистов паровозов. В 1874 г. Д. И. Журавским разрабатывалась идея «распределения функций» между подчиненными (сейчас в психологии управления это называется «делегирование полномо­чий»). Предлагались новые варианты системы поощрения и нака­зания, которые важны не только для повышения производитель­ности труда, но и для укрепления стабильности коллектива (Д. И. Журавский, И.И.Рихтер, Э. С. Пентка).

Наши рекомендации