Развитие идей учета субъектных факторов труда при проектировочных подходах к сфере труда
1) Технико-психологическое проектирование средств труда в промышленности. Обозначается постепенный переход от интуитивных методов организации труда к их научной обоснованности. Например, исследования В. П. Горячкиным трудовых действий (на основе работ И.М.Сеченова о психофизиологии и биомеханике рабочих движений). Н. А. Шевелев впервые предложил термин «техника безопасности труда»; В. И. Михайловский составил «Проект обязательных постановлений о мерах... для сохранения жизни и здоровья рабочих во время работы и при помещении их в фабричных зданиях» (1899) и т. п.
2) Идеи согласованности особенностей человека и техники в
сельскохозяйственном труде через специальные процедуры экс
пертизы сельскохозяйственной техники. В 1829 г. М. Павловым опи
сывается такая экспертиза при сравнении различных молотилок:
одной шотландской конной и двух видов ручной — шотландская
оказалась лучше, т. е. более соответствующей возможностям ра
ботников. Главный смысл таких уже усовершенствованных к кон
цу XIX в. экспертиз — «предохранение работников от несчастий»
и др.
3) Идеи соответствия человека и техники в отечественном воз
духоплавании. В 1804 г. Я. Д. Захаров описал наблюдения за своим
самочувствием при полете на воздушном шаре. Позже разрабаты
вается метод «наблюдения над самим собой», который использо
вал и знаменитый летчик П. Н. Нестеров. С. П. Мунт составляет
комплексную программу изучения летчиков, куда входили пока
затели «силы произвольной мускулатуры», тактильной и болевой
чувствительности...
4) Технико-психологическое проектирование в системе желез
нодорожного транспорта. В 80-е гг. XIX в.резко возросло число
железнодорожных аварий. В качестве основных причин оптическо
го обмана машинистов выделялись (по С. Н. Кульжинскому) пе
реутомление, физиологические причины, психологические при
чины — все это и приводит к иллюзиям восприятия. Разрабатыва
ются различные приспособления контроля железнодорожных ра
ботников, например аппарат для контроля поездных бдигад
(Н. Г. Дидушкин). Изобретаются «повторители семафоров» для ана
лиза дорожных происшествий — прообраз «черных ящиков» в со
временной авиации (А. Эрлих, А. Мазаренко) и др.
5) Идеи проектирования режимов и условий труда. В 1877 г.
рабочий день в производстве длился от 8 до 18 часов в сутки (по
данным Ф. Ф. Эрисмана). При анализе аварий на железной дороге
оказалось, что многие виновные находились на службе больше
положенного времени: например, один — 21 час, другой — 23 часа,
третий — 21 час 45 минут (по данным А.А.Вырубова, 1884 г.).
Еще в 1907 г. предлагалось увеличить число перерывов (дополни
тельно к обеденному — утренний и вечерний), да еще и с гимна
стикой! (по М. С. Уварову и Л. М. Лялиной). Предлагались усовер
шенствования вентиляции и освещения помещений (В. И. Михай
ловский), усовершенствования рабочего места — паровозной будки
(В.А.Арциш) и т.п.
6) Идеи организационно-психологического проектирования.
Для повышения социальной защищенности рабочих предлагались
(в начале XX в. в России) организация страховых обществ; обес
печение материального вознаграждения увечным работникам; про
ведение законов об ответственности предпринимателей за увечья
рабочих; создание фонда помощи рабочим, получивших увечья,
и др. В начале прошлого века И. И. Рихтер отмечал, что для правильной организации какого-либо предприятия важны «подбор потребного персонала и надежная организация самого производства». Предлагалась идея «сменных», или «двойных», бригад для машинистов паровозов. В 1874 г. Д. И. Журавским разрабатывалась идея «распределения функций» между подчиненными (сейчас в психологии управления это называется «делегирование полномочий»). Предлагались новые варианты системы поощрения и наказания, которые важны не только для повышения производительности труда, но и для укрепления стабильности коллектива (Д. И. Журавский, И.И.Рихтер, Э. С. Пентка).