И индивидуальных особенностей
Высокий уровень результатов в спорте требует постоянного совершенствования всех сторон подготовки спортсмена и его основного звена – спортивной тренировки. Спортивная тренировка и подготовка спортсмена в целом вызывают сложный процесс биологических и психологических изменений, которые и позволяют достичь высокого уровня тренированности, подготовленности и спортивной формы. Вместе с тем, тренированность, которую принято преимущественно связывать с адаптационными перестройками биологического характера в организме спортсмена, следует отличать от подготовленности, понятия более объемного, отражающего весь комплекс возможностей спортсмена, влияющих на эффективность в соревновательной деятельности. Применительно к тяжелой атлетике это уровень развития силы и скоростно-силовых качеств, овладение спортивной техникой и тактикой, психологическая и морально-волевая подготовка. Конечно, подобное деление на виды подготовки, обуславливающие в конечном итоге уровень подготовленности, несколько условно, поскольку все органы и системы, все функции и формы деятельности человека глубоко взаимосвязаны и представляют собой единое целое.
Любое проявление двигательных способностей, имеющих количественное выражение, будь то сила, выносливость и др., определяются, как правило, всеми указанными сторонами, находящимися в сложном отношении и взаимосвязи.
Чаще говорят о двух взаимосвязанных и взаимообусловленных уровнях характеристики подготовленности: 1) выявление и характеристика показателей, непосредственно обуславливающих эффективность соревновательной деятельности; 2) установление факторов, определяющих уровень подготовленности в конкретном виде спорта.
Направленность спортсмена на максимальное достижение объективно связана с возрастающей творческой активностью на пути к новым результатам, что обуславливает исключительную действенность спорта в качестве фактора развития определенных способностей человека. Вместе с тем, в спорте высших достижений чрезвычайно важно и актуально распознание специальных способностей. Выдающихся результатов в настоящее время может достичь лишь одаренный человек, обладающий именно теми психическими свойствами и качествами, которые в большей мере соответствуют требованиям, предъявляемым в данном виде спорта. То, что свойства нейродинамики, темперамента и личностных особенностей оказывают существенное влияние на эффективность спортивной деятельности, показано многочисленными работами.
Связано это с тем, что особенности темперамента и свойства нервной системы чаще выступают как общие механизмы проявления двигательных способностей. Однако изучаются эти взаимосвязи в большинстве своем применительно к «срочному» тренировочному эффекту (влияние на переносимость нагрузки на тренировке, успешность деятельности на соревнованиях и т. д.). «Долгосрочный» же эффект влияния этих особенностей изучается значительно меньше, а это снижает возможности целенаправленного планирования многолетнего учебно-тренировочного процесса.
Существенным представляется изучение динамики изменения уровня подготовленности у спортсменов в соответствии с личностными особенностями. Уровень же подготовленности оценивался в соответствии с единой всесоюзной классификацией. Сравнивая выраженность типологического комплекса спортсменов в соответствии с уровнем подготовленности, можно отметить, что этот комплекс в основе своей остается постоянным, за некоторым исключением. В частности, у тяжелоатлетов с более высоким уровнем подготовленности наблюдается больший процент лиц с высокой подвижностью процесса торможения, у них чаще и встречается преобладание возбуждения по внешнему балансу, чем у новичков. В то время как у последних значительнее выражены уравновешенность и преобладание возбуждения по внутреннему балансу, для высококвалифицированных же более характерно преобладание торможения и уравновешенность.
Отмеченные различия возможны за счет адаптации к тренировочной нагрузке и за счет естественного отбора. При этом подвижность процесса торможения связана с интенсивностью восстановления после силовой нагрузки, у лиц со средней подвижностью быстрее протекает восстановление до исходного уровня. Весьма вероятно, что наиболее благоприятной для многих случаев будет не низкая и не высокая скорость этих реакций, а средняя. Спортсмены с преобладанием внутреннего торможения обладают большей работоспособностью в статических видах деятельности. В целом типологический комплекс, который характеризует тяжелоатлетов, в наибольшей степени способствует выполнению силовой и скоростно-силовой работы.
Установлено, что типологические особенности не связаны с уровнем подготовленности. Это подтверждают данные Г. Г. Илларионова, полученные при исследовании велосипедистов. В большинстве случаев велосипедистам присущи уравновешенность нервных процессов (по обоим балансам), инертность возбуждения и малая сила нервной системы, т. е. нейродинамический комплекс способствует выполнению человеком скоростной, темповой работы, но не связан с уровнем ее проявления.
Необходимо отметить, что личностный профиль рассматриваемых групп в соответствии с уровнем подготовленности значительно отличается от профиля лиц, не занимающихся вообще спортивной деятельностью. Для последних характерна более высокая импульсивность и подвижность, самостоятельность, в меньшей степени выражена реалистичность и независимость, значительнее проявляются небрежность и неприспособленность. Они более апатичны и сдержанны.
Следовательно, рассмотрение уровня подготовленности в сопоставлении с индивидуальными особенностями не дает возможности выявить личностные качества, которые в наибольшей степени способствуют достижению того или иного уровня подготовленности. В определенной степени это подтверждается и применительно к темпераменту, но они не столь значительны.
Обозначенные различия могут быть связаны с тем, что нейротипология тревожности многогранна, т. е. выделяются различные ее виды. Так, некоторые ученые придерживаются точки зрения о существовании двух относительно независимых активирующих систем: ретикулярной, активирующей кору головного мозга, и лимбической, связанной с эмоционально-мотивационными аспектами поведения и активностью вегетативной нервной системы. В соответствии с представлениями Айзенка имеются индивидуальные различия в реактивности активирующих систем, определенные генетически. Эти различия лежат в основе двух главных свойств (факторов) личности: нейротизма (нестабильности), интро- и экстраверсии. Интроверсия коррелирует с высоким уровнем корковой активации.
Нестабильные интроверты склонны к так называемой условно-рефлекторной тревожности, которая получила название психической. У нестабильных экстравертов преобладают вегетативные системы тревожности, так называемая соматическая тревожность. В данном случае у интровертированных спортсменов проявилась так называемая психическая тревожность.
Если спортсмен обладает хорошим самоконтролем, ровной и сильной мотивацией, то тревожность не только может оказаться компенсированной, но и играть положительную роль.
Немаловажным фактором в этом случае является уровень самооценки черт характера спортсменами, различающимися уровнем подготовленности.
Учитывая, что самооценка и взаимооценка личности представляют собой исключительно динамичное, многогранное, сложное явление, обуславливающее многие стороны жизни, деятельности и поведения человека, представляет интерес изучение самооценки у спортсменов, различающихся уровнем подготовленности.
Сформированная самооценка – достаточно надежный механизм саморегуляции, а это может явиться существенным моментом в подготовке высококвалифицированных тяжелоатлетов. Чем можно объяснить, что у высококвалифицированных тяжелоатлетов имеется тенденция оценивать себя несколько ниже, чем товарищей по команде? Очевидно, дело все в том, что обследовались спортсмены высокой квалификации (члены молодежной сборной и сборной страны), имеющие высокую мотивацию (направленность) в достижении результата; в частности, 70 % обследованных тяжелоатлетов основным мотивом дальнейших занятий ставят задачу стать чемпионом мира или Олимпийских игр, 12 % – попасть в сборную команду страны, 12 % – сохранить свое положение в сборной команде, и только 6 % ставит выше материальные интересы. Учитывая высокий уровень доминирования мотивации, можно предположить, что самооценка ведется в соответствии с конечной целью, поэтому достижения, имеющиеся в настоящее время, оцениваются спортсменами относительно низко.
В оценке субъекта товарищами находят отражение реальные возможности. Товарищи выше оценивают своих коллег по команде, чем себя. Особенно это касается показателей, отражающих специфику спортивной деятельности, уровень подготовленности. Черты личности и типологические особенности проявления свойств нервной системы, по всей вероятности, выступают лишь как факторы, способствующие или не способствующие овладению тем или иным видом деятельности, но не определяющие уровень достижений.
Решающее же значение для достижения результата международного класса имеют показатели времени, затраченного на достижение этого результата. Однако показатели времени представляют собой совокупность ряда факторов, среди которых одно из первых мест занимают индивидуально-психологические особенности личности спортсмена. Так, у тяжелоатлетов выявился определенный типологический комплекс, который в большей мере способствует быстрому достижению высокого спортивного результата. Среди этих свойств необходимо отметить слабую нервную систему, среднюю подвижность торможения и уравновешенность по внутреннему балансу. Отмеченный типологический комплекс не совсем совпадает с комплексом, который характеризует высококвалифицированных тяжелоатлетов. Для последних более характерна слабая нервная система, инертность процессов возбуждения и торможения, преобладание возбуждения и уравновешенности по внешнему и внутреннему балансам. Наиболее существенные различия относятся к подвижности процесса возбуждения и в некоторой степени к подвижности торможения.
Подобная направленность отмечается для психомоторных особенностей и черт личности. Высококвалифицированные спортсмены характеризуются средним уровнем психомоторного тонуса, агрессивностью и низкой экстра- или интроверсией. Норматив мастера спорта быстрее выполняют тяжелоатлеты со средними психомоторным тонусом, тревожностью и меньшей агрессивностью. Различия касаются уровня проявления агрессивности и экстра- или интроверсии. Среди черт личности для высококвалифицированных спортсменов наиболее характерны большая эмоциональная устойчивость, добросовестность, предприимчивость и решительность, в то время как норматив мастера спорта быстрее выполняют тяжелоатлеты с высокой сознательностью, самодисциплиной и самоконтролем, практичностью.
Личностные особенности, характеризующие тот или иной уровень подготовленности или способствующие быстрому достижению высокого результата, существенно различаются. Различия эти связаны с тем, что в первом случае анализируется количественная сторона тренированности, во втором – качественная. Вместе с тем, не всегда анализируется мотивационная сторона деятельности. В частности, через отношение к достижению высоких спортивных результатов было показано, что одни тяжелоатлеты имеют высокую заинтересованность в достижении результата, другие – низкую.
Вероятно, здесь надо исходить из специфики деятельности спортсменов и тех факторов, которые могут повлиять на уровень заинтересованности спортсменов в высоких спортивных достижениях. Это может быть развитие психических состояний монотонии или пресыщения, т. к. деятельность тяжелоатлетов на тренировках носит довольно монотонный характер.
Спортсмены, сохранившие перспективу своего роста, имеют более выраженные типологические особенности, которые способствуют устойчивости к монотонии. Лица же утратившие эту перспективу, имеют такие типологические особенности, которые не способствуют устойчивости к действию монотонии во время тренировочного процесса.
Отсюда предполагается, что типологические особенности могут оказать влияние на сохранение перспективы и устремленности, но не прямо, а косвенно – через устойчивость тяжелоатлетов к однообразию тренировочного процесса.
Подобная направленность отмечается и для психомоторных особенностей: агрессивность и эмоциональная лабильность отрицательно связаны с уровнем притязания, т. е. низкому уровню агрессивности соответствует высокий уровень притязаний, что может предположительно являться компенсаторным фактором или фактором, повышающим активность мотивации в плане достижения высокого результата.