Учёт индивидуальных особенностей.

В человеческом развитии проявляется общее и особенное.

Общее свойственно всем людям определённого возраста.

Особенное отличает отдельного человека. Особенно6е в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным – индивидуальностью.

Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности (которые заметно отличают данного человека от других людей). Каждый человек – единственный и неповторимый в своей индивидуальности.

Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях. Возникновение индивидуальных особенностей (различий) связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нём различные типологические особенности высшей нервной деятельности.

К индивидуальным особенностям относятся: своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности.

Индивидуальные особенности влияют на развитие личности. Ими обусловлено формирование всех качеств.

Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни.

Педагогика индивидуального подхода имеет в виду приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности.

Индивидуальный подход создаёт наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика.

В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники и дети с ярко выраженной задержкой психического развития (ЗПР).

Основные понятия: возрастные группы, память, внимание, мисленнєва деятельность, восприятие, индивидуальные особенности, индивидуальный подход.

Контрольные вопросы и учебные задания для студентов

1.Младший школьный возраст, его особенности. Примеры.

2.Биологическое развитие детей. Приведите примеры.

3.Усовершенствование нервной системы. Приведите примеры.

4.Познавательная деятельность школьника младшего возраста. Наведите ситуации.

5.Восприятие школьника младшего возраста. Примеры.

6.Внимание школьника младшего возраста. Примеры.

7.Мышление школьника младшего возраста. Примеры.

8.Становление личности школьника младшего возраста. Примеры.

9.Средний школьный возраст, его особенности. Примеры.

10.Развитие организма. Приведите примеры.

11.Половое развитие организма. Приведите примеры.

12.Развитие нервной системы. Приведите примеры.

13.Восприятие, внимание, мышление подростков. Примеры.

14.Моральное и социальное формирование личности. Примеры.

15.Старший школьный возраст, его особенности. Примеры.

16.Развитие умственной деятельности. Назовите ситуации.

17.Развитие моральных и социальных качеств. Приведите примеры.

18.Развитие мотивов поведения. Приведите примеры.

Литература:

1. Кудерская Т.В. Психология и педагогика. [Текст]: учеб. пособие к самост. работе студ. заоч. отд-ния / Т.В. Кудерская, Ю.Н. Ящишина; Донбасская гос. машиностроительная академия. - Краматорск: ДГМА, 2009. - 52 с.

2. Котова И.Б. Теории, системы, технологии. [Текст]: учебник для студ. высших и сред. учеб. заведений / Е.Н. Шиянов, М.В. Зверева, В.В. Репкин, Н.Ф. Голованова, С.А. Смирнов (ред.). - 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. – 510 с.

3. Колесниченко Л.А., Борисенко Л.Л. Психология и педагогика для русскоязычных студентов. [Текст]: учеб.-метод. пособие для самостоятельного изучения дисциплины / Л.А. Колесниченко, Л.Л. Борисенко; Государственное высшее учебное заведение "Киевский национальный экономический ун-т им. Вадима Гетьмана". - К.: КНЕУ, 2008. - 232 с.

4. Педагогика: Учебник для вузов / Н.Бордовская, А.Реан. – СПб.: Питер, 2003. – С.79-83.

Наши рекомендации