ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ среда
— непосредственное окружение, совокупность природных и искусственных пространств и их вещное наполнение, находящиеся в постоянном, взаимодействии с-.человеком и изменяемые в процессе его деятельности: ландшафт как совместное произведение природы и человека, город, селение, здания и технические сооружения, транспортные пути и средства, интерьеры жилых и производственных сооружений, комплексы их оборудования и пр. Организация П.-п.с. с точки зрения оптимального обеспечения образа жизни и потребностей человека и общества - одна из основных задач архитектуры и дизайна. П.-п.с. и ее элементы — важнейший объект дизайна, а структуирование П.-п.с. — его предмет. Главная характеристика П.-п. с. -взаимодействие с субъектом. Отсюда — уровень рассмотрения, зависящий от субъекта (индивид, социальная общность, вплоть до человечества в целом). Субъект в процессе жизнедеятельности обустраи- вает, изменяет среду в соответствии со своим образом жизни и тем самым изнутри структурирует ее. Со стороны природной и социальной П.-п.с.также подвергается структурированию. В соответстви с типами функциональных структур можно классифицировать П.-п.с. на естественную и искусственную, городскую и сельскую, жилую (бытовую) и производственную. Внутри П.-п.с. выделяются предметная среда, техническая среда (оборудование), инженерные сооружения, социально-культурная среда и пр.
СИСТЕМНЫЙ подход
— рассмотрение сложного, разветвленного объекта дизайнерского проектирования как системы взаимоувязанных материально-функциональных и социально-культурных элементов. Требует установления четких функциональных связей между средой, ее элементами — вещами и процессами, протекающими в ней с участием человека (групп людей, общества). Результатом такого рассмотрения является построение системного объекта.
Система –комплекс необходимых и достаточных элементов, находящихся в устойчивой взаимосвязи и взаимодействии и составляющих единое целое. Основные типы систем: объективные, концептуальные, искусственные, смешанные. Основные структурные элементы системы: ”субъект”, “объект”, “связи” и др.
Субъект дизайна – представляется как “субъект-1”-(дизайнер) и “субъект-2”-(потребитель дизайн – продукта). Важнейшими аспектами деятельности в структуре “субъект-1” (дизайнер) являются аналитический (познавательный), конструкторский (преобразовательный) и художественный. Функции реального потребителя могут быть представлены нам как “потребитель”, ” заказчик”, “регулировщик”, “оценщик” и как “автор”.
Объект дизайна– рассматривается как целостное единство содержания и формы. Построение идеальной модели целостно-структурированного объекта (ЦСО) обуславливаются дизайн – факторами (природа, общество, человек, культура), функцией и формой (формообразование) и дизайн-средствами (материаловедческие, технологические, художественные и семиотические).
Отношения между ”субъектом” и “объектом” осуществляются последовательными фазами:
- дизайн-концепция - исходная фаза;
- дизайн-программа – базовая фаза;
- дизайн-сценарий – завершающая фаза.
Дизайн-концепция— основная образная идея будущего объекта, формулировка его смыслового содержания как идейно-тематической основы проектного замысла дизайнера по отношению к конкретным целям и задачам проекта, выражающие художественное проектное суждение дизайнера о явлениях более широкого масштаба, чем конкретный объект. Д-K.. дает возможность создать целостную идеальную модель будущего объекта и описать его качественные и количественные характеристики. Типология дизайн-концепции включает три иерархически зависимые концептуальные модели: концепцию деятельности в целом (базовую), концепцию идеального (прогностического) объекта и концепцию конкретного (проектного) объекта. Но во всех случаях смысловым центром дизайн-концепций является образ человека (его модель), для удовлетворения материальных и духовных потребностей которого и создается комплексный объект.
Дизайн-программа— директивный и адресный документ, определяющий комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам заданий и мероприятии, которые обеспечивают эффективное использование методов и средств дизайна при создании проектов сложных комплексов; объектов и освоении их в производстве. Д.-п. определяет проблему социально-культурную и эстетико-художественную концепцию, цель проектирования и способ ее достижения. Д.-п. направлена на решение проблемы комплексного формирования целостной и гармоничной предметной среды во всех сферах жизнедеятельности человека. В широком смысле Д.п. - выражение целостного отношения к предметному миру (в том числе эстетического), одно из проектных средств реализации особого проектного метода — комплексного проектирования. Дизайн-программа имеет два значения:
- дизайн-программа-1 - методический и тематический план работы дизайнера над сложным системным объектом, где дизайнер использует следующие методы программирования: информационный (сбор материала), описательный (описание ситуации программирования), аналитический (изучение ситуации программирования), сравнительный (сопоставление существующих путей создания и реализации программ), экстраполяционный (построение гипотического результата работы по программе).
- дизайн-программа-2 - сложный комплексный объект, разрабатываемый дизайнером , где главное внимание уделяется на изучение среды ее осуществления, на определение и разработку элемента (объекта, предметного блока), т.е.“физического” носителя программы и концепции.
Дизайн-сценарий— это представление будущего объекта в виде совокупности образов ситуаций в конкретной среде, т.е. в виде схемы, по которой должны строиться пластический рисунок объекта и осуществляться динамика процесса. Существуют следующие виды сценария:
- определяющий – разворачивает целевые установки дизайн-программы- 1 (тематический план работы дизайнера) в конкретный план действий;
- постановочный - выявляет ролевую структуру и намечает в процессе проектирования основные ситуации сюжета “жизни” конкретного дизайн-объекта;
- тактический - устанавливает порядок и характер действий по реализации дизайн-программы -2;
- стратегический – прогнозирует возможные направления самосовершенствования функциональной структуры дизайн - объекта.
Основными категориями, отражающие процесс дизайнерского представления будущего объекта, являются :
-“среда” – категория, которая связывает в сознании дизайнера два плана – объекта и метода. Сценирование позволяет моделировать действительность таким образом, что она предстает как предметно-оформленная среда человеческой деятельности и поведения;
- “сюжет” - определяет обстоятельства “жизни” объекта в пространстве сцены-среды;
- “ситуация” – означает единство времени, места и действия, причем единство времени характеризуется завершенность действия;
- “мизансцены” – это структурные единицы сюжета, заключающие в себе определенные фрагменты среды человеческой деятельности и поведения его в тот или иной момент.
СОЦИАЛЬНЫЙ заказ
— обобщенные социально-культурные и экономические требования к проектированию, ассортименту, видам, форме и качеству промышленной продукции, отражающие реальные материальные и духовные потребности и нормативные критерии общества на данном этапе его исторического развития. С. з. — одно из основных звеньев цикла „потребность—социальный заказ—проектирование—промышленное производство—распределение—потребление», при завершении которого выявляются еще не удовлетворенные или вновь возникшие потребности. Важнейшие из них ложатся в основу следующего цикла и формулирования нового С. з.
СРЕДА– для системного дизайна, представляется как вся естественная (“первая”) и искусственно созданная (“вторая”) природа в ее материально-предметном и функционально-процессуальном качествах.
СРЕДОВОЙ подход
— рассмотрение среды как результата освоения человеком его жизненного окружения. Соответственно деятельность и поведение человека принимаются как центр и определяющий фактор, связующий отдельные элементы среды. Исходная позиция данного подхода в дизайне — целостный образ и функциональная организация среды.