Задания для самостоятельной работы. 1. На листе, разделенном на три части, изобразите себя: Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное (Я глазами других)
1. На листе, разделенном на три части, изобразите себя: Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное (Я глазами других). Нарисуйте себя такими, какие Вы есть, такими, какими хотели бы быть, такими, какими Вас видят другие люди.
Чем отличается идеальный образ от реального? Как формируют Я-концепцию мнения других людей? Совпадают ли Я-реальное и Я-идеальное? Может ли небольшое несовпадение между реальным и идеальным Я свидетельствовать о внутреннем конфликте в структуре Я-концепции личности?
Завершив это задание, продолжите предложения:
«Я подарок для себя самого, так как я…»
«Я подарок для других, так как я…»
2. О каких проблемах восприятия личностью своего физического Я идет речь? Сформулируйте основные психологические проблемы самовосприятия.
«В подростковом возрасте тревоги, связанные с внешностью, обладают значительным потенциальным влиянием; это одна из многочисленных областей, которая требует дальнейшего изучения. Однако результаты исследования Лавгроув со всей очевидностью показывают всеобъемлющий характер беспокойства по поводу внешности среди учеников средней школы и описывают его последствия для повседневной жизни большинства учеников ее выборки. Из опрошенных 44% считают, что «красота» в значительной степени способствует их социальной уверенности. С возрастом это влияние возрастает: если среди одиннадцатилетних подростков об этой связи говорят 18%, то к 18 годам эта цифра увеличивается до 78%. Связывают внешность с самооценкой 40% участников: они говорят, что когда они чувствуют, что выглядят хорошо, то нравятся сами себе. Большинство из тех, кто недоволен своей внешностью, считают, что это оказывает влияние на их социальную жизнь. Еще более неожиданно то, что 31% участников думают, что это также влияет на их уверенность в плане учебы, и утверждают, что не высказываются в классе, потому что боятся привлечь внимание к своей внешности:
«Ни за что не стану высказываться, когда знаю, что они будут смеяться над моими большим задом» (Юноша, 15 лет).
Кроме того, 20% выборки Лавгроув, состоящей из подростков в возрасте 15 лет, заявляют, что прогуливают школу из-за своей внешности. А многим не хватает уверенности или навыков для того, чтобы эффективно противостоять поддразниваниям:
«Когда ты бываешь среди людей. То думаешь. Что они показывают на тебя пальцем и смеются над тобой, поэтому ты остаешься дома» (Девушка, 14 лет).
«Я всю жизнь пытаюсь выглядеть стройнее и красивее, чтобы люди меня полюбили и не дразнили» (Девушка, 13 лет).
Соблюдение диеты в подростковом возрасте широко распространено и часто препятствует физическому развитию. Нередко подростки курят, используя это в качестве средства для подавления аппетита; в особенности это распространено среди девушек. Все большее число подростков думает о косметической хирургии и прибегает к ее услугам (Sarwer and crerand, 2004), а Хейст (Haste, 2004) сообщает о том, что желание улучшить внешность и уменьшить вес тела прочно связано с мотивацией заняться физическими упражнениями, в особенности у девушек. Этот автор, кроме того, отмечает, что тревоги по поводу внешности также могут препятствовать таким занятиям и это может быть связано, например, с нежеланием иметь развитую мускулатуру или чувством неловкости от появления на людях в соответствующей одежде. Все большее число мальчиков подросткового возраста занимается поднятием тяжестей, а рельефность мускулов и мышечная масса все чаще становятся необходимым условием для членства в школьной или местной команде. Однако чрезмерные тренировки опасны. Для достижения необходимой мышечной массы мальчики с раннего возраста начинают принимать протеиновые добавки, а некоторых случаях и анаболические стероиды (Santrock, 2001). Это повышает возможность возникновения серьезных побочных эффектов, включая те, которые оказывают влияние на внешность, такие как сильная угревая сыпь, сокращающиеся яички, снижение числа сперматозоидов, преждевременное облысение, увеличенная предстательная железа, увеличение тканей в области груди или проблемы при мочеиспускании и даже повышенный риск рака печени.» (Рамси Н., Харкорт Д. Психология внешности. – СПб., 2009. – С. 96-97).
«Лиосси (Liossi, 2003) провела исследование переживаний 300 взрослых людей и определила, что неудовлетворенность внешностью может принимать разные формы – от умеренного ощущения собственной непривлекательности о глубокой одержимости физической внешностью. С точки зрения клинического психолога, она отметила, что сложно определить, в какой момент восприятие установки и поведение человека принимают проблематический или патологический характер. Она сформулировала вопрос о том, где пролегает граница между нормальным недовольством и патологической неудовлетворенностью, который на данный момент так и не получил ответа.
Лиосси также отмечает, что участники ее исследования, у которых были высокие уровни обеспокоенности внешностью, активно пытались ее контролировать, используя для этого самые разнообразные средства, в том числе диеты, занятия физическими упражнениями и косметическую хирургию. По оценкам Огден (Ogden, 1992),92% женщин придерживались диеты на каком либо этапе своей жизни, а около 40% делали это во время исследования. Процентное количество мужчин, которые прибегали к диетам, значительно меньше, хотя последние отчеты показывают, что около 25% мужчин соблюдали диету на момент проведения исследования (Prynn,2004).
Уилкокс (Wilcox,1997) подсчитал, что около 50% женщин в возрасте до 40 лет занимаются каким-либо видом физических упражнений, и сообщил, что у женщин, которые не тренировались, неудовлетворенность своим телом была выше, чем у тех, кто был более активен. Дональдсон (Donaldson, 1996) пишет о том, что 65% мужчин сказали, что занимаются спортом специально для того, чтобы улучшить свою физическую форму и мускулатуру. Результаты исследования Фокнер (Fawkner, в личной беседе) позволяют предположить, неудовлетворенность телесным образом является главным фактором, связанным с рисками при поддержании внешности среди мужчин, включая избыточное занятие физическими упражнениями и использование стероидов для увеличения мышечной массы. Фокнер также нашел данные, указывающие на то, что мужчины с высокими уровнями неудовлетворенности телом могут использовать более опасные сексуальные практики, чем те, кто более удовлетворен своей физической внешностью.
Беспокойство по поводу своей внешности также мотивирует многих людей тратить свои доходы на косметические товары и другие «вспомогательные» средства, рекламируемые как средства улучшения внешности. В дополнение ко множеству лосьонов и «снадобий», которые буквально творят чудеса с представителями обоих полов (например, «убирают признаки старения»), отделы нижнего белья предлагают девушкам и женщинам купить товар из широкого ассортимента эластичных предметов белья, каждый из которых способен «улучшить» внешний вид различных частей тела, включая ноги, бедра, ягодицы, живот и грудь.
С 1990-х гг. происходил значительный рост числа как женщин, так и мужчин, которые хотят улучшить свою внешность с помощью косметической хирургии. Холл (Hall, 1995) отмечает, что все большее количество взрослых людей выражает недовольство особенностями своего лица, которые указывают на их этническую принадлежность, например большой нос или форма ушей. Хари (Hari, 2003) сообщает о возникновении в США «почти эпидемии» среди людей, еврейского, азиатского или африканского происхождения, которые хотят изменить какие-либо черты своего лица, с тем, чтобы они больше соответствовали западным «нормам». Беспокойство вызывает и то, что поклонение звездам, изображаемых в средствах массовой информации. Приобретает все большие размеры, в результате чего мотивацией для многих кандидатов на проведение пластических операций служит желание быть похожими на знаменитых людей. Чтобы упростить задачу, два американских пластических хирурга, Флеминг и Майер, составили и опубликовали в 1998 году список наиболее часто востребованных особенностей внешности звезд и тех, «кому они принадлежат» (Kemp et al., 2004). В популярном сериале канала MTV «Я хочу лицо знаменитости» (I Want a Famous Face) претенденты соревнуются для того, чтобы пройти обширную хирургическую операцию с целью быть похожим на своего кумира.» (Рамси Н., Харкорт Д. Психология внешности. – СПб., 2009. – С. 106-108).
Является ли недовольство своим телесным Я частью человеческого опыта или это продукт нашего времени? Как могут влиять друг на друга реакции других людей и самовосприятие внешности? Что наиболее сильно повлияло на то. Как вы относитесь к своей внешности и физическому Я? В какой степени вопросы внешности и самооценки телесного Я влияют на Ваше поведение, связанное со здоровьем?
3. О каких направлениях в самовосприятии себя идет речь? Какая система отсчета изменений в ощущении целостности схемы тела? Возможна ли психотерапия в работе с телесным Я личности?
Перечислите составляющие схемы тела. Зачем необходимо изучать нарушения в самовосприятии образа физического Я? Где можно использовать полученные знания?
«По Декарту в теле есть «общее чувствилище» («сенсориум коммуне»). Для того чтобы в двигательном поведении организм выступал как единое целое, мозг должен формировать представление об актуальном окружении (модели мира) и иметь представление о собственном теле, его структурной организации, сенсорных и моторных возможностях и т.п. (модель самого себя). Все это и есть схема тела.
Схема тела – функциональная система, которая преобразует сигналы рецепторов в информацию, пригодную для использования человеком в перцептивных задачах и при планировании движений. В норме схема тела выполняет следующие функции:
· представление тела как единого целого;
· определение границ тела;
· восприятие положения, длин и последовательности звеньев тела;
· регуляция движений.
Схема тела едина, нет отдельных модулей для поддержания позы, целенаправленных движений и осознанного восприятия. Едина в норме и информация о частях тела, например, воспринимается рука, а не отдельно ее вид, вес, положение и т.п. Различение себя и не-себя – одна из важнейших функций не только человека, но и любого животного. Имеются описания нарушений психологической целостности тела у людей при некоторых патологических состояниях: отчуждение конечностей, персонификация частей тела и т.п. При этом нарушается и константность восприятия размеров и форм предметов вне себя.
В схему тела входит сумма телесного и зрительного опыта человека. Схема тела – это основа, которая позволяет человеку (частично бессознательно) понимать положение и степень напряжения тела и его частей; обеспечивает восприятие изменений положения любого из звеньев тела; положение локальных стимулов (прикосновений) на поверхности тела, приводит кинестетические (двигательные) ощущения в зрительный образ положения тела. Проприорецепция (мышечная и суставная чувствительность) дает информацию о параметрах конечности – мышечных силах, скоростях, перемещениях.
Частично схема тела врожденная, но она довольно грубая. Поэтому некоторые новорожденные пугаются, когда видят собственную движущуюся руку. Объемное и двигательное единство тела возникает у младенца на основе врожденной схемы тела и делает возможным ассоциирование тактильной. Мышечной, суставной и зрительной информации. Из этих ассоциаций в детстве постепенно формируется схема тела.
Схема тела едина и иерархизирована, т.е. представления о частях подчинены представлению о целом. В схеме тела имеется консервативный, неизменный элемент – восприятие последовательности звеньев (частей тела, в том числе конечностей), а также элемент, который может быть переменным – восприятие длины и в определенных пределах – взаимного расположения частей тела. Это влияет не только на восприятие тела и его частей, но и на планирование движения. Иначе говоря, человек всегда знает, где у него голова, руки, ноги и т.д., но может «сжаться в комок» или, наоборот, максимально вытянуться либо почувствовать инструмент как продолжение руки.
Для определения взаиморасположения частей тела главная информация поступает от мышечной чувствительности, для определения расстояния вовне тела – от зрения. Есть несколько систем отсчета для разных действий и пространств: в границах тела, в пределах захвата рукой, в пределах зрения, а если есть внешнее, «выносное» орудие, оно требует усложнения всех систем отсчета для управления точными действиями с орудием. Только ближайшее из этих пространств линейно. Для вестибуло-глазодвигательного поведения (движения глаз) началом системы координат являются кости черепа, для всего опорно-двигательного аппарата дело сложнее – движение может начинаться от плеч, от таза или других частей тела, в зависимости от исходной позы и цели движения. Ситуация еще более осложняется в особых условиях: при движении в воде, при перегрузках, в невесомости и т.п.
Определение субъективной вертикали происходит при взаимодействии двух факторов: силы тяжести и ощущение продольной оси тела. Поэтому изменение мышечного тонуса, особенно его ассиметрия, изменяет субъективную вертикаль. При этом изменяется зрительное восприятие геометрических форм – они искажаются.
Восприятие вертикали сильно искажается при изменениях силы тяжести. Возможно, что роль гравичувствительности меньше, чем роль сведений о массе тела и взаимодействии его с опорой, т.е. схема тела для самоощущения человека важнее гравитации. Поэтому, вероятно, возможна координация движений в воде и в невесомости.
Ощущения вертикали и нормальной схемы тела чрезвычайно важны для поддержания нормального состояния сознания человека. При изменении состояния сознания под влиянием стресса, усталости, фармакологических веществ и т.п. наблюдаются своеобразные изменения схемы тела. Эти изменения состоят в том, что нарушается ощущение целостности и происходят изменения в системе отсчета:
· размытие границ между мною и окружением;
· опора, на которой я стою, представляется качающейся;
· возникает ощущение, что мои конечности выросли;
· предметы вокруг меня увеличиваются;
· кажется, что у меня нет тела;
· кажется, что я плаваю;
· все, что окружает меня, кажется нереальным;
· «Я» и окружение составляем одно целое;
· Кажется, что я больше не могу управлять движениями своего тела;
· Кажется, что части моего тела больше не принадлежат мне.
Схема тела, определение взаимного расположения его частей лежит в основе не только поддержания позы, но и управления движением» (Рамендик Д.М., Одинцова О.В. Психология и психологический практикум. – М., 2004. – С. 53-55).
4. Сравните взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему самовосприятия образа физического Я.
Прочитайте работы:
· Заржицкая О.А. Образ тела как предмет психологического исследования // Журнал практического психолога. 1998. №7 С. 14-18
· Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ Я у подростков. // Вопросы психологии. 1989. №3. С. 53-62
· Ложкин Г.В., Рождественский А.Ю. Феномен телесности в Я структуре старшеклассников и содержание их жизненных проектов // Психологический журнал. 2004. Т.25. №2. С. 27-33
· Назью Ж.-Д. Понятие кожи-Я // Московский психотерапевтический журнал. 2002. №3. С. 35-58
· Николаева В.В., Арина Г.Я. клинико-психологические проблемы психологии телесности // Психологический журнал. 2003. Т.24. С. 119-126
· Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989
· Соколова Е.Т. Соотношение физического Я-образа и самооценки // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 109-132
· Соколова Е.Т. Я-образ тела // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 406-422
· Соколова Е.Т., Дорожевец А.Н. Исследования «образа тела» в зарубежной психологии. // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1985. №4. С. 39-49
· Тхостов А.Ш. Психология телесности – М., 2002
Далее выполните упражнение «Что говорят газеты и журналы».
В газетах, журналах, по телевизору мы видим изображения женщин и мужчин, которые считаются красивыми. Мы можем начать думать, что станем красивыми только, если будем выглядеть, как они. Давайте взглянем по-новому на то, как нас заставляют выглядеть.
Из журналов или газет вырезаются картинки, и из них составляются изображения (можно составить вместе фрагменты частей или вообще менять их местами). Изображения могут быть странными и нереальными. Законченные картинки кладутся рядом и сравниваются.
Как на Вас или на Ваш образ влияют изображения? Как они влияют на Ваше понятие того, как мы должны выглядеть?
5. Просмотрите художественные фильмы:
· «Время» (реж. Ким Ки-Дук);
· «Без лица» (реж. Джон Ву).
Какие проблемы рассматривают в своих фильмах режиссеры? Как повлияло изменение своей внешности на отношения героев фильмов?