Родители должны создавать такие условия, при которых ребенок мог бы проявить себя как активный, деятельный человек, не боящийся трудностей и не испытывающий страха.

62. Ситуация.Некоторые родители (в том случае, если их ребенок не слушается) говорят: «Иди сюда, а то тебя заберут!»; «Не будешь есть – придет врач, сделает тебе укол»; «Не будешь слушаться – милиционер заберет» и т. д.

Можно ли использовать такие приемы в воспитании ребенка?

Обоснуйте свой вывод.

Решение.Нельзя угрожать тем, что не может быть выполнено (осуществлено) взрослым. Иначе может сформироваться чувство непослушания.

63. Ситуация.Миша (6 лет) пришел домой в слезах и пожаловался, что его обозвали «рыжий, рыжий, конопатый» (у мальчика действительно рыжие волосы и много веснушек).

Как должна поступить в этой ситуации мама?

Решение.Мама должна сказать: «Да, действительно, у людей бывают волосы разного цвета. У тебя они рыжие. А некоторые дети дразнятся – так бывает. Я понимаю, ты обиделся на них. Но чем больше ты будешь переживать по этому поводу, тем больше они будут тебя дразнить. Посмотри на себя в зеркало: у тебя очень необычный цвет волос, и ты должен этим гордиться. А мальчикам скажи: «Вам завидно, что у вас не такие волосы». Можешь и посмеяться вместе с ними по поводу того, что у тебя волосы необычного цвета».

64. Ситуация.Поведение пятилетнего Миши на первый взгляд кажется странным. Когда мама куда–либо собирается идти, сын просится с ней. Но стоит ей сказать: «Одевайся, пойдем», – мальчик отвечает: «Не пойду». Если мама после этого идет к двери, то он кричит: «Пойду!» Как только она возвращается за ним, он снова отказывается. Это продолжается довольно долго и кончается слезами Миши.

Какое отрицательное качество проявляется в поведении Миши?

Как следует проводить воспитательную работу с такими детьми?

Решение.В поведении Миши проявляется такое отрицательное качество, как негативизм, которое выражается в стремлении ребенка делать все наоборот. Различают два вида негативизма:

пассивный – упрямство, нежелание выполнять то, что предлагает взрослый;

активный – выполнение ребенком действия, противоположного требуемому.

Родители должны учитывать особенности проявления ребенком его возрастающих возможностей, создавать условия для волевого поведения.

65. Ситуация.Мама на прогулке с Димой (5 лет) часто задает сыну вопросы на определение расстояния до тех или иных ориентиров с последующей проверкой (какой предмет находится ближе, дальше, насколько дальше и др.). Кроме того, они нередко играют в слова – «перевертыши».

Почему до школы надо учить ребенка ориентироваться в пространственных характеристиках?

Решение.Это необходимо для лучшего формирования мозговых структур. Ведь при изучении в школе многих учебных дисциплин требуется умение устанавливать соотношения между предметами, явлениями, их последовательность, а значит, и простые взаимосвязи. К началу обучения ребенок должен уметь дифференцировать (различать) буквы, понимать логику грамматических конструкций («мамина кошка» – «кошка мамы»), сравнительных конструкций («больше» – «меньше», «ближе – дальше» и т. д.), освоить предлоги и приставки.

Все это связано с работой соответствующих структур мозга, и они должны быть сформированы до начала обучения в школе.

66. Ситуация.Большинство необходимых для письма навыков развивается у ребенка на 6–7 году его жизни.

Нужно ли родителям заниматься подготовкой ребенка к овладению навыками письма?

Решение.Да, необходимо развивать тонкую моторику руки с помощью лепки из пластилина различных фигур, учить работать с ножницами и бумагой, рисовать окружности, квадраты, треугольники, ромбы и другие геометрические фигуры. Каждая геометрическая фигура по мере усложнения требует более совершенной зрительно–моторной координации.

67. Ситуация.Петя (5 лет) напряжен, неуклюж, лицо его маловыразительно, голос тусклый. Все это свидетельствует о его застенчивости. Мама Пети решила записать его в спортивную секцию, надеясь, что он там «раскрепостится».

Права ли мама в своем решении?

Решение.Нет, не права. Жесткая дисциплина и дух соревновательности не сделают поведение Пети естественным. Лучший вариант в данной ситуации – заниматься раскрепощением своего ребенка самой маме с помощью включения его в разного рода игры.

Выполнять мимические, пантомимические и другие упражнения как полезную актерскую тренировку. Мама выражает мимикой какую–либо эмоцию, а сын ее называет и воспроизводит. Следует постепенно расширять диапазон чувств, вводя разные их оттенки. Не нужно забывать поощрять застенчивого ребенка, даже если он окажется не на высоте. Основная задача – психокоррекция, а не установление справедливости.

Подбирать стихотворения, жанровые зарисовки, где передаются разнообразные детские переживания. Задача: мимикой и жестом проиллюстрировать описание событий и эмоций.

Разыгрывать пантомимические сцены.

Изображать походку разных животных: зайца, льва, медведя, обезьяны и т. д.

Выразительно говорить, находясь за ширмой.

Рассказывать стихи: шепотом, быстро, очень громко и т. д.

68. Ситуация.Мама Алеши и его бабушка уделяли много внимания питанию мальчика. Они считали, что пища должна быть калорийной, вкусной и своевременно поданной на стол. В результате Алеша рос пухленьким, очень упитанным мальчиком.

Мама Васи придавала большое значение его физическому развитию. Вася ежедневно выполнял упражнения на ловкость, координацию, скорость движений и т. д.

Сделайте прогноз поведения мальчиков в межличностных отношениях со сверстниками.

69. Ситуация.Есть попытки разделить в детском саду мальчиков и девочек на отдельные группы. Занятия и прогулки у них совместные, а остальная детсадовская жизнь порознь: еда, сон, игры.

Приведите аргументы «за» и «против» такой организации жизни детей в детском саду.

Решение.Временное разделение мальчиков и девочек вполне допустимо, так как это дает возможность воспитывать сугубо мужские или женские качества, востребованные в обществе. Но искусственно создавать условия для раздельного воспитания нет необходимости. Только в совместных играх, занятиях, в быту складывается модель поведения одного пола относительно другого. И только исключительно мужские или женские дела могут выполняться раздельно в однополых группах.

70. Ситуация.Мама очень трепетно относилась к Вадику (6 лет). И если сын забывал сказать: «Спасибо», то она расценивала это как неуважение. Когда он не поздравил ее с праздником 8 Марта, то это была целая трагедия. Соврал как–то – крах…

Правильно ли оценивать поступки детей только по отношению к себе, причем довольно жестко, преувеличивая «трагичность» ситуаций?

Решение.Нет, неправильно. Часто мы любим не детей, а то, что нам хотелось бы в них видеть, обижаемся не на них, а на их отношение к нам. Мы переживаем не за них, а за себя. И дети это чувствуют.

Наши рекомендации