Дифференциальная лсихометрика
Методологической основой психодиагностики является дифференциальная психометрика, или наука о дифференциально-психологических измерениях. Она обосновывает требования, которым должны удовлетворять измерительные психодиагностические методы, а также процедуры их разработки и применения. В дифференциальной психометрике отсутствуют эталоны для измерений, поэтому числовые значения (ранги, категориальные шкальные значения и т.п.) «приписываются» самим людям, То есть в качестве эталона используется сама психодиагностическая методика и люди сравниваются между собой по результатам ее выполнения. При этом абсолютные значения, получаемые в ходе выполнения той или иной методики (например, испытуемый А дал 90% правильных ответов), мало что говорят о выраженности исследуемого качества и приобретают некоторый смысл только при сравнении с результатами других испытуемых — при сопоставлении с нормами выполнения теста на выборке стандартизации. Достоинства измерительных методов — объективный характер процедуры и возможность перепроверки полученных результатов. Однако эти достоинства являются следствием требований, предъявляемых к психодиагностическим методикам: репрезентативности (соответствие тестовых норм выборки, на которой проводилась стандартизация тестовым нормам обследуемой популяции), надежности (точности и устойчивости измерений), валидности (соответствие методики измеряемому концепту) [Анастази, 1982; Общая психодиагностика, 1987J.
Построение обобщенной модели теста — одна из основных проблем тестирования. От ее решения зависит выбор метода конструирования теста, способ определения его измерительных качеств, выбор измерительной шкалы, методов обработки данных и т. д. Модель теста имеет важное значение и потому, что процедура тестирования относится к классу «измерений по определению». То есть мы определяем природу свойств человека, пропуская их
7. ОСНОВНЫЕОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
через измерительную процедуру. Традиционными обобщенными измерительными моделями теста являются математические модели, описывающие взаимодействие измерительного инструмента (теста) и объекта (человека), обладающего психическими свойствами, которое организуется для оценки объекта измерения.
Большинство этих моделей относится к классу моделей «свойства-признаки». Ответив на вопросы о том, какие свойства «приписываются» пунктам теста, какова предполагаемая измерительная природа свойства и как взаимодействуют между собой свойства и пункты (признаки), мы можем определить модель теста. В зависимости от типа отношений {линейные, неопределенные, отношения эквивалентности) между свойствами и признаками существует несколько основных модификаций обобщенной модели теста: модель сходств, простая вероятностная модель Раша, модель латентного континуума Ла-зарсфельда [Дружинин, 1990]. Согласно результатам анализа обобщенной модели, показатель мощности интерпретации и число заданий в тесте связаны между собой: чем больше мы стремимся к мошной интерпретации, тем большее количество индикаторов требуется для достижения заданного уровня достоверности измерения (валидности).
Переход от модели «испытуемый-тест» к модели «испытуемый—тест—экспериментатор» предполагает теоретическое рассмотрение процедуры и результатов тестирования в зависимости от типа взаимодействия испытуемого и экспериментатора и выдвигает требование оценки экологической валидности психодиагностической методики при ее соотнесении с научно-практической задачей.
В более широком смысле вся ситуация в целом может существенным образом влиять на результаты тестирования. Решающим фактором, определяющим ситуацию тестирования, является субъект принятия решения (сам испытуемый или другое лицо) при «входе» в ситуацию психодиагностического обследования и «выходе» из нее. Приведем описание четырех крайних вариантов психодиагностических ситуаций (научно-практических психодиагности-
ческих задач |Дружинин, Воронин, 1988]). Первый — «добровольное участие в эксперименте, самостоятельный выбор дальнейшего поведения»; в основном соответствует ситуации консультации, предполагающей добровольное обращение за консультационной помощью и самостоятельное принятие решения о своей дальнейшей судьбе. Второй — «принудительное участие, самостоятельный выбор поведения»; ситуация принудительного обследования. Третий — «добровольное участие в обследовании, выбор поведения после обследования навязан»; типичная ситуация отбора. Четвертый — «принудительное обследование, выбор поведения после обследования навязан»; ситуация аттестации. Общее влияние ситуации сводится к следующему: в ситуации добровольного обследования испытуемый проявляет «аффелятивный симптомокомплекс», а в ситуации принудительного обследования он уже выступает сторонником социальных норм. Данные изменения фиксируются с помощью личностных методик (например, опросника Кеттела 16PF).
Принудительное участие в обследовании ведет к усилению мотивации социального одобрения, что сказывается на блокаде высших интеллектуальных функций при неизменной продуктивности простейших интеллектуальных навыков (актуализация информации из памяти, запоминание, нахождение числовых закономерностей, решение простых арифметических задач и т. д.).
Можно констатировать, что наиболее адекватной ситуацией для тестирования способностей и личностных качеств является психологическая консультация при добровольном участии в ней обследуемого. В других диагностических ситуациях валидность большинства методик существенно снижается, и в пределе они перестают измерять то, для чего создавались [Дружинин, Воронин, 1988].
В существующем на сегодняшний день подходе к тестированию элиминируются различные стратегии и качественное своеобразие используемых решений, что не позволяет раскрыть специфику решений, характерных для некоторых групп испытуемых. Создание моделей тестирования,
7.4. Психодиагностика |
учитывающих эти факторы, является в настоящее время актуальной проблемой.
Традиционные модели тестирования способностей предполагают наличие определенного уровня развития того или иного свойства у испытуемого (одномерное измерение либо континиум), но не предполагают различных уровней «неспособности*. Попытка перехода к биполяр-ности интеллектуальных способностей и креативности позволит, в частности, объяснить различный уровень решения эквивалентных заданий одинаковой сложности.
Используемые сегодня модели ориентированы на результат, получаемый в ходе тестирования; при этом процесс тестирования и процедура проведения игнорируются (либо признаются неудовлетворительными, а результаты — недействительными). Реально же тестирование происходит во времени и постоянство уровня проявления способности по ходу всего тестирования сомнительно. Более того, на различных этапах тестирования выполнение эквивалентных заданий может основываться на разных способностях. Учет данного положения в моделях тести-рооания позволит содержательно интерпретировать протоколы испытаний с неудовлетворительными (с точки зрения традиционных моделей) результатами.
В заключение назовем некоторые актуальные направления исследований в области психодиагностики.
Первое из них связано с широким внедрением компьютеров. Можно сказать, что компьютерное тестирование сегодня является таким же распространенным, как и традиционное. Однако большинство компьютерных психодиагностических методик представляет собой лишь автоматизированную копию бумажных бланковых аналогов. Компьютер предъявляет стимуль-ный материал, испытуемый вводит ответы, используя клавиатуру или «мышь», а далее в соответствии с процедурой подсчета тестового балла компьютер подсчитывает результат и «выдает» некую его интерпретацию.
Более интересный вариант компьютерного тестирования основан на адаптивных алгоритмах, предполагающих те или иные действия компьютера в зависимости от
предыдущих действий испытуемого. Однако при этом возможен отход от кумулятивно-аддитивных моделей тестирования, предполагающих связь степени выраженности качества и частоты его проявления, и переход куровневым моделям, связываю-шим степень выраженности качества и сложность задания (либо различную вероятность ответа на предложенный пункт методики).
Другим интересным вариантом использования компьютера в психодиагностике является разработка сложных алгоритмов интерпретации получаемых данных, зависимых не только от балла по той или иной шкале, но и от ответов на конкретные пункты методик. При этом, как правило, осуществляется текущая стандартизация данных, т. е. каждый новый испытуемый включается в базу данных и происходит коррекция тестовых норм.
Стремление исследователей к определению «местных норм» и разработке методик, применяемых при исследовании только на «узких* выборках, нередко носит самостоятельный характер. Например, известно, что часто на одном предприятии предпочитают работать люди, сходны в личностном плане и занимающиеся одним и тем же видом трудовой деятельности. Их личностные портреты, полученные с помощью методик, стандартизированных на «широкой» выборке, будут во многом похожи. С помощью «местных норм» полученные результаты дифференцируются.
Важным направлением является разработка экспресс-вариантов методик, позволяющих минимизировать время обследования. Так, оригинальный вариант MMPI может быть заменен «Минимультом», однако при этом опросник содержит на две шкалы меньше и его использование возможно только для диагностики людей без психиатрических отклонений и лиц, страдающих неврозами. Полный вариант теста Равена при тестировании студентов может быть заменен очень кратким вариантом, созданным при изменении модели теста на уровневую. Полный тест структуры интеллекта Амтхауэра в некоторых случаях (например, прием на работу) заменяют на его краткий вариант — тест Вандерлика, или краткий ориентировочный тест (К.ОТ).
7. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГА
Психодиагностика, будучи областью психологического знания, постоянно расширяет свои границы. Получая новые знания из смежных областей психологии, психодиагностика активно ассимилирует их в своих целях, главной из которых является определение различий между людьми.
Список литературы
Аверина И.С., Щелбанова Е.И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование»: Пособие для школьных психологов. М., 1996.
Акимова М.К., Борисова Е.М., Гуревич К.М., Козлова В.Т., Логинова Г.П. Руководство к применению теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Обнинск, 1993.
Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982.
Аре сто в а О.Н. Влияние компьютеризации эксперимента на валидность психодиагностических ме-тодик//Психол. журн. 1990. Т. 11, № 6. С. 86-93
Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контро-ля//Психол. журн. 1981. Т. 2, № 4. С. 81-84.
Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожа-нец Р.В. Методика многостороннего исследования личности (в клинической медицине и психогигиене). М., 1976.
Бурлачук А.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. Киев, 1989.
Войскунский А.Е., Гурова А.П. Применение ЭВМ в психодиагностике//Вопр. психологии. 1983. № 3. С. 169-175.
Воронин А.Н., Романовский К.М., Сидорова М.Н. Компьютерная батарея психологических тестов и опросников для оценки функционального состояния человека//Труды ВНИИТЭ. Т.38. Эргономика. Психофизиологические показатели автоматизированных иследований. М., 1990.
Воронин А.Н. Диагностика невербальной креативности: (краткий вариант теста Торренса)//Мето-ды психологической диагностики. М., 1994. Вып. 2.
Воронин А.Н., Галкина Т.В. Диагностика вербальной креативности: (адаптация теста Медни-ка)//Методы психологической диагностики. М., 1994. Вып. 2.
Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. Методика диагностики речемыслительной креативности//Методы психологической диагностики. М.,1993. Вып. 1.
Гуреви-ч К.М., Акимова М.К. и др. Школьный тест умственных способностей (ШТУР): Метод, рекомендации по работе с тестом (для школьных психологов) М., 1987.
Диагностика умственного развития дошкольников/Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978.
Дружинин В.Н. Психодиагностика способностей: теорет. основы. Саратов, 1990 . Ч. 1-2.
Дружинин В.Н., Воронин А.Н. Диагностика познавательных способностей в различных экспериментальных ситуациях//Эмоциональная регуляция учебной деятельности. М., 1988.
Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М Методы психологической диагностики и коррекции е клинике. М.: Медицина, 1983.
Климов Е.Л. Как выбирать профессию. М. 1990.
Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.
Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: МГУ, 1984.
Лучшие психологические тесты. СПб., 1991.
Марищук В.Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984.
Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985.
Общая психодиагностика/Под ред. А.А. Бодале-ва, В.В. Столина. М.: МГУ, 1987.
Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. СПб., 1994.
Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера (WISC). М., 1973.
Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988.
Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика. М: МГУ, 1992.
Психологическая диагностика: проблемы и ис-след./Под ред. К.М. Гуревича. М.,1981.
Русалов В.М. Опросник структуры темперамента: Метод, пособие. М., 1990.
Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности: Метод, руководство. М., 1990.
Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
Тихомиров O.K., Собчик Л.И. и др. Анализ этапов компьютерной психодиагностики: (на примере ММР!)//Вопр. психологии. 1990. № 2. С. 136-143.
Франселла Ф., Банистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987.
Шмелев А.Г., Похилько В.И. Анализ пунктов при конструировании и адаптации личностных опросников: ручные и компьютерные алгоритмы//Вопр. психологии. 1985. № 4. С. 126-133.
Шмелев А.Г. Психометрические основы лсихо-диагностики//Общая психодиагностика/Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: МГУ, 1987.
Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики: Учеб. пособие. М., 1996.
Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути /Под ред. А.А. Кроника. М., 1993.
Brickenkamp R. Test d2: Aufmerksamkeits-Be-lastungs-Test. Gottingen, 1972 .
Duker M., Lienert G.A. Konzentrations-Leis-tungs-Test KIT. Gb'tingen, 1965.
Galton F. Inquiries into human faculty and its development. L, 1883.
Kelly G.A. The,psychology of personal constructs. N.Y.: Norton, 1954. V. 1,2.
. Levin K. Principle of topological psychology. N.Y.: McGraw-Hill, 1936.
Meili R. Durchsteichtest «onhe Modelle». Bern, 1955.
Witzlack G. Grundlagen der Psychodiagnostik. Berlin, 1977.
7.5. Психология профессиональной деятельности
7.5. Психология профессиональной деятельности
7.5.7. Введение
Технический прогресс в промышленном производстве, на транспорте, в энергетике и военном деле сопровождается непрерывным повышением роли человека (субъекта труда) в достижении высокой эффективности и качества деятельности. Комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, широкое применение вычислительной техники, информационных моделей индивидуального и коллективного пользования коренным образом меняют характер труда и влекут за собой возникновение новых профессий. Несмотря на постоянное совершенствование техники, условий и организации деятельности, трудовые функции человека усложняются, а экономическая и социальная значимость результатов его труда и последствий различных нарушений трудового процесса возрастает. Выполнение трудовых функций накладывает на специалиста чрезвычайно большую ответственность, так как от эффективности и надежности его действий и значительной степени зависит качество работы и безопасность труда.
Труд в современном обществе характеризуется прежде всего его умственным и творческим содержанием, высокой информационной насыщенностью, в ряде случаев экстремальностью внешних условий и рабочих ситуаций, совместным процессом деятельности (коллективный труд) и многими другими особенностями, предъявляющими высокие требования к состоянию психической сферы человека и обусловленными в своих проявлениях специфическими закономерностями психической активности и психического склада личности.
Психология профессиональной деятельности — научная дисциплина, изучающая психологические закономерности взаимодействия субъекта труда, средств (орудий), содержания (процесса), условий и организации деятельности, особенностей формирования личности профессионала и взаимной адаптации человека и орудий
труда. Результаты этих исследований используются для обоснования научно-практических рекомендаций по совершенствованию трудовой деятельности (как отдельных компонентов, так и ее системных свойств) и формированию профессиональной пригодности человека к определенным видам и формам трудовой активности в целях обеспечения необходимого уровня его работоспособности, безопасности труда, профессионального здоровья и долголетия.
Психология профессиональной деятельности — раздел психологической науки, который основывается на теоретических положениях, методологических принципах и практических результатах исследований в области психологии труда и управления, инженерной и организационной психологии, эргономики, а также ряда смежных научных дисциплин (дифференциальной, социальной, когнитивной и других разделов психологии, гигиены и физиологии труда, системотехники, кибернетики и т.д.).
Взаимоотношение психологии и трудовой деятельности строится в соответствии с рядом положений:
1. Психология стремится не только облегчить труд человека, но и сделать его эффективным, продуктивным, радостным, созидательным, здоровым, материально достаточным и т. п.
2. Психология направлена на обеспечение приспособления трудовой деятельности к человеку и наоборот; идея «господства» человека над природой, техникой, коллективом людей бесперспективна и даже вредна.
3. Психология как наука о психической активности человека труда базируется на знаниях прежде всего об индивидуальных особенностях субъекта деятельности (а не только о психологических «стандартах»), об опосредованных проявлениях психики, ее функциональном (изменчивом) характере.
Основными задачами исследований в области психологии профессиональной деятельности являются: Ц } психологический анализ деятельности специалистов различного профиля (разработка методов и программ анализа, изучение конкретных видов деятельности, анализ ошибок, построение профессио-грамм и психограмм деятельности и т. д.);
7. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
• разработка классификационных схем и построение классификаций профессий (специальностей);
• изучение механизмов психической регуляции трудовой деятельности в нормальных и экстремальных условиях;
• исследование работоспособности человека в различных видах и условиях труда и обоснование психологических рекомендаций по ее повышению или поддержанию на требуемом уровне; У> изучение особенностей функцио-йальных (психических) состояний субъекта деятельности (разработка методов оценки и коррекции, изучение причинно-следственных отношений характера состояний и особенностей субъекта и т. д.); : -->,-• изучение закономерностей взаимосвязи особенностей личности и характеристик деятельности;
• обоснование системы профессионального психологического отбора специалистов (методы, показатели, критерии, организация и т. д.);
fii;* разработка психологических реко-йёндаций по использованию методов и средств профессиональной подготовки специалистов;
• изучение инженерно-психологических закономерностей взаимодействия человека с техникой, обоснование психологических требований к конструкции средств деятельности, разработка методов и критериев их оценки (экспертизы);
• разработка эргономических рекомендаций по проектированию, созданию, испытанию и эксплуатации сложных человеко-машинных комплексов; f 5 ) * изучение процессов формирования и 'Становления личности профессионала (профессионализация личности).
Объект изучения психологии профессиональной деятельности — человек (индивидуальный субъект) как участник процесса создания материальных и духовных ценностей, их развития и обеспечения; группа людей (коллективный субъект) — бригада, экипаж, смена и т. п.; система «человек—техника» («человек—человек», «человек—природа» и т. п.).
Предмет изучения в данной отрасли психологии: психологические закономерности трудового процесса, особенности
личности субъекта деятельности в их взаимосвязи со средствами (орудиями), процессом (содержанием), условиями и организацией трудовой деятельности, а также система признаков, свойств и взаимоотношений объектов, явлений, которые обусловливают профессиональную деятельность.
7.5.2. Краткая история исследований в области психологии профессиональной деятельности
Истоками наших знаний о месте и роли труда в жизни человека являются мифы, легенды, обряды, сказки, песни, пословицы и поговорки, в которых н образной форме отражаются психологические особенности человека труда, его способности и личностные характеристики, поведение в трудовых ситуациях, пути и способы достижения больших и благородных целей. Эти страницы истории зарождения психологических взглядов на трудовую деятельность достаточно полно изложены в книге Е.А. Климова и О.Г Носковой «История психологии труда и россии» [34].
Однако только к концу XIX в. наметилось оформление психологии профессиональной деятельности как самостоятельной отрасли. Этому способствовало развитие воздухоплавания, морского, железнодорожного и городского (автомобили, трамвай) транспорта, появление авиации, внедрение техники в горнорудное дело, промышленность и сельское хозяйство. Технический прогресс сопровождался ростом аварийности и травматизма, поиском путей повышения производительности труда, в том числе на основе научных знаний об индивидуальных особенностях и возможностях человека.
В этот период И.М. Сеченов проводит цикл исследований трудовой деятельности, в результате которых обосновывает рекомендации по продолжительности рабочего дня (1897), изучает биомеханические особенности рабочих движений человека (1899) и организацию движений в пространстве и времени (1901), разрабатывает принципы чередования нагрузок, организации перерывов в работе и «активного
7.5. Психология профессиональной деятельности
отдыха» как способа повышения продуктивности труда (1895—1901). Им начато изучение природы утомления (1903-1904), роль «чувствования» в регуляции движений, сформирована идея о взаимодействии органов чувств и общее представление о роли психики, что позволило создать учение об автоматизации движений и формировании навыка. В трудах Сеченова выдвинута идея двигательного опыта как основы психического отражения. Широкую известность получают его работы «Физиологические критерии для установки длины рабочего дня» (1897), «Участие нервной системы в рабочих движениях человека»
(1900), «Очерк рабочих движений человека»
(1901).
Его последователи И.П. Павлов и В.М. Бехтерев раскрыли информационную функцию сигнала и образа ситуации, подчеркнули значение мотива и деятельности, обусловленность внутренней динамики нервных процессов внешними воздействиями.
Велика роль выдающегося педагога К.Д. Ушинского в исследовании проблем психологии труда. В своей статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860) он раскрывает высокую нравственную силу свободного труда, его роль в школьном и семейном воспитании, развивающее значение труда.
Идея о приспособлении человека к машине высказывалась Д.И. Менделеевым (1880) и Н.А. Арендтом (1888) в связи с развитием воздухоплавания. В 1915 г. Е.В. Руднев обосновал необходимость разработки стандартной кабины самолета с учетом антропометрических и психофизиологических особенностей человека.
В связи с развитием железнодорожного транспорта и возникновением проблемы обеспечения безопасности движения начались исследования иллюзорных явлений, особенностей восприятия и оценки движения, а также обоснование рекомендаций к сигнальным системам, к органам управления и т. д. И.И. Рихтером в 1895 г. была подготовлена серия статей под общим названием «Железнодорожная психология», в которых обсуждались вопросы безопасности работы персонала.
Изучение особых состояний в экстремальных ситуациях проведено Г.Е. Шум-ковым, который описал особенности чувства тревоги у солдат в период русско-японской войны (1904), а в 1912 г. издал книгу «Психофизическое состояние воздухоплавателей во время полета».
К этому периоду следует отнести и работы гигиениста Ф.Ф. Эрисмана. Он одним из первых поставил вопросы изучения и классификации профессий с учетом их психосоматических факторов («труд должен обеспечивать нормальные отправления умственных способностей»). Под его руководством составлена одна из первых классификаций профессий, основанная на учете характеристик физического и умственного труда. В 1913 г. С.М. Богословский издал книгу «Система профессиональной классификации».
Создание сложной техники (авиация, железнодорожный транспорт и т. д.) способствовало развитию идей оценки и прогнозирования профессиональной пригодности учеников и профессионалов. Существование связи индивидуальных психологических и физических особенностей человека, его возраста, профессиональной подготовленности и других характеристик с производительностью и безопасностью труда обусловливало актуальность проблемы профессионального отбора специалистов, основные направления ее изучения и в первую очередь — разработку методик проведения отбора. Уже в 1895 г. было проведено первое освидетельствование персонала паровых машин, но особенно интенсивно это направление стало развиваться с зарождением авиации и постановкой задачи специального подбора в летные школы, оценки у курсантов состояния психоэмоциональной сферы. Однако А.Ф. Ла-зурский считал процедуру отбора недостаточно гуманной, а более оправданной идею подбора человеку соответствующей его возможностям работы. В 1897 г. в Москве было создано первое «Городское посредническое бюро» для содействия в трудоустройстве.
Наиболее интенсивные исследования трудовой деятельности человека начались в начале XX в. В Институте по изучению