Альтернативная Большая Пятерка
Билет 2.2. Модель Большой Пятерки (П.Коста, Р.МакКре) в психологии личности. Альтернативная Большая Пятерка (М.Цукерман)
1. Модель Большой Пятерки:
еще одна попытка создания факторной теории личности создана в конце 80-х гг. в рамках т.н. «лексической модели», продолжающей исследования Г. Оллпорта, Р.Б. Кеттелла, Л. Терстоуна (Либин А.В., 1999; Мельников В.М., Ямпольский Л.Т., 1985). Основная идея данного подхода состоит в том, что все существенные психологические и поведенческие различия обязательно фиксируются в языке, а значит, достаточно изучать бытовые и литературные выражения, относящиеся к человеческому облику, чтобы быть уверенными в отражении системообразующего ядра личности. Ограничение подхода состоит в том, что трудно определить соотношение между собой различных характеристик без введения «вертикального» и «горизонтального» измерений, задающих основу иерархии внутри системы личности. Модель основана на тех переменных, которые наиболее популярно представлены в языке; «языковую личность» представляют состоящей из 5 наиболее устойчиво определяемых факторов. К ним можно отнести следующие качества:
· Экстраверсия (вовлеченность) – общительность, напористость или спокойствие, пассивность
· Доброжелательность (приятность) – доброта, доверчивость, теплота или враждебность, эгоизм, недоверчивость
· Добросовестность (надежность) – организованность, основательность, надежность или беззаботность, небрежность, ненадежность
· Эмоциональная стабильность – расслабленность, уравновешенность, устойчивость или нейротизм – нервозность, удрученность, раздражительность
· Культурность, открытость к опыту – спонтанность, креативность или ограниченность, заурядность, узость интересов.
Ниже перечислены пять выделенных черт с фасетаками (чертами второго порядка).
E Extraversion Экстраверсия | |
Warmth | Теплота |
Gregariousness | Общительность |
Assertiveness | Уверенность в себе |
Activity | Активность |
Excitement seeking | Поиск возбуждения |
Positive emotions | Позитивные эмоции |
N Nerоticism Нейротизм | |
Anxiety | Тревожность |
Angry hostility | Враждебность |
Depression | Депрессия |
Self-consciousness | Застенчивость |
Impulsiveness | Импульсивность |
Vulnerability | Уязвимость |
O Openness to Experience Открытость к опыту | |
Fantasy | Воображение |
Aesthetics | Эстетика |
Feelings | Чувства |
Actions | Действия |
Ideas | Идеи |
Values | Ценности |
A Agreeableness Доброжелательность | |
Trust | Доверие |
Straightforwardness | Прямота |
Altruism | Альтруизм |
Compliance | Уступчивость |
Modesty | Скромность |
Tender-mindedness | Щедрость |
C Conscientiousness Добросовестность | |
Competence | Компетентность |
Order | Упорядоченность |
Dutifulness | Исполнительность |
Achievement striving | Стремление к достижениям (целеустремленность) |
Self-discipline | Самодисциплина |
Deliberation | Осознанность |
К настоящему времени пятифакторная модель, или Модель Большой Пятерки (FFM, five factor model), получила свое подтверждение и благодаря психометрическим исследованиям; она является наиболее разрабатываемой, потому что выделенные факторы обладают высокой конвергентной валидностью, проявляясь в различных подходах.
Постулаты пятифакторной теории личности заключаются в следующем.
1. Все взрослые люди могут быть охарактеризованы специфической комбинацией личностных черт, влияющих на мысли, чувства и поведение (об индивидуальности).
2. Изучаемые черты личности есть эндогенные базовые тенденции (о происхождении).
3. Черты развиваются в детстве, окончательно формируются во взрослом возрасте и сохраняют свою неизменность у адаптированных субъектов (о развитии).
4. Черты организованы иерархически, от узких и специфичных до широких, более общих диспозиций (о структуре).
Альтернативная Большая Пятерка
Предложена учеником Г.Айзенка Марвином Цукерманом. Основная идея модели – иметь возможность сравнения индивидуальности всех биологических видов, а не только измерять людей. Цукерман не соглашается с тем, что Открытость к опыту представляет собой существенную черту личности, на его взгляд. Эта черта должна быть заменена Импульсивным поиском впечатлений как более обоснованным явлением.