Цыплята рассажены вокруг стола, на котором большая миска с едой. Сбоку • большая курица,неясно очерченная

Ответы "вращаются" вокруг еды: кто сидит за столом, что они едят, участвуют или не участвуют в процессе кормления оба родителя. Тема соперничества выступает в виде решения вопросов, кто лучше ведет себя, а кто хуже, кто получит больше еды и т.д. Пища может рассматриваться как награда, а отказ в еде - как наказание. Общие проблемы, которые могут быть вскрыты, - это удовлетворение или фрустрация потребности, связанной с питанием

Рисунок2

Один медведь тянет канат с одной стороны, а второй медведь и маленький медвежонок- с другой.

Важно выявить, кого индентифицирует малыш с фигурой с которой он сотрудничает. - маму или папу. Перетягивание может рассматриваться как серьезная борьба с сопровождающим стоахом

агрессии, осуществление агрессивных актов ребенком илиже его обособление. Эта кастинка может рассматриваться и как игра (например, соревнование) Иногда веревка может быть предметом отдельного рассмотрения - ее разрыв представляется как поломка игрушки, следствием чего может стать страх перед последующим наказанием-.

Рисунок 3

Лев с трубкой и тростью сидит в кресле, а е правой нижней углу из норки высовывается мышонок.

Лев обычно рассматривается как отец, поскольку он наделен такими важными мужскими атрибутами, как трубка и трость. Трость часто рассматривается как инструмент агрессии или используется для описания фигуры как старой и беспомощной, которой не стоит бояться Это обычно оборонительный процесс. Если лев ассоциируется с сильной фигурой, важно отметить, опасна ли его власть.

Мышь рассматривается детьми как фигура, с которой они идентифицируют себя. В таком случае всеми правдами и неправдами мышь превращается в более сильную фигуру. С другой стороны, она может полностью находиться во власти льва. Некоторые дети идентифицируют себя со львом. Некоторые меняют идентификацию один или более раз. делая очевидным смущение от роли, конфликт между согласием и автономией, и т.д.

Рисунок 4

Кенгуру несет корзину, в которой бутылка с молоком. На ее голове надет капор. В сумке мамы-кенгуру - кенгуренок с воздушным шаром. На велосипеде едет детеныш кенгуру, который немного побольше первого.

Эта картинка обычно вызывает темы родственного соперничества или истории, связанные с происхождением детей. В обоих случаях отношение к маме - их наиболее важная особенность. Иногда дети являющиеся в семье старшими, хотят быть ближе к матери и идентифицируют себя с кенгуру-малышом, который находится в сумке, тем самым показывая стремление к регрессу. С другой стороны, ребенок, который в действительности моложе, может идентифицировать себя с более старшим, показывая этим свое желание быть независимым и самостоятельным. Корзина может привести к темам, касающимся кормления, питания. Случайно может быть введена и тема спасения от опасности. Можно предположить, что это связано с бессознательными страхами, касающимися области отношений отца и матери, половых отношений ит.д.

Рисунок 5

Затемненная комната: вдали большая кровать, перед ней колыбелька, в которой находятся два медвежонка.

Детские рассказы в основном сводятся к следующему: ребенка интересует, что происходит между родителями на кровати. Эти истории отражают связь между догадками, наблюдениями, вносят смущение и эмоциональную путаницу в сознание детей. Рисунок с двумя малышами в колыбели приводит к теме взаимодействия и взаимоисследования друг друга.

Рисунок 6

На переднем плане - лежащий медвежонок. На заднем - темная пещера с двумя неясно очерченымифигурами медведей.

Этот рисунок вызывает в первую очередь истории, касающиеся отношений между родителями Она используется в дополнение к рисунку 5, поскольку практический опыт показывает, что рисунок б чаще всего расширяет и дополняет ответ, который был дан ребенком в предыдущем случае 5о взаимоотношениях ребенка с родителями может отчетливо проявиться его ревность. Ответы на рисунках 5 и 6 могут также выявить и проблемы ребенка, связанные с мастурбацией.

Рисунок 7

Тигр с выпущенными когтями и клыками прыгает на обезьяну, которая в это время тоже прыгает и находится в воздухе.

В рассказах детей наиболее часто представлен страх агрессии и способы его предупреждения Тревога ребенка, рассматривающего этот рисунок, часто бывает очевидна. Она может быть настолько велика, что приводит к отвержению рисунка или выражается в сведении данной ситуации к какой-нибудь безвредной истории. Обезьяна может даже перехитрить тигра. Хвосты животных легко вызывают проекцию страхов кастрации.

Рисунок 8

Две взрослые обезьяны сидят на диване и пьют чай. Одна взрослая обезьяна, изображенная на переднем плане, разговаривает с маленькой обезьяной.

Чаще всего рассказы детей связаны с проекцией их места в системе семейных взаимоотношений. Интерпретация ребенком обезьяны, сидящей на переднем плане, как фигуры отца или матери, становится важной, так как ребенок воспринимает ее (фигуру) как добрую, запрещающую или советующую, предупреждающую.

Рисунок 9

Через открытую дверь освещенной комнаты видна темная комната. В темной комнате • детская кроватка, в которой сидит кролик и смотрит через открытую дверь.

Типичные рассказы детей касаются боязни темноты, страха оставаться одному, ухода родителей, любопытства по поводу того, что происходит в другой комнате.

Рисунок 10

Щенок лежит между лапами большой собаки, обе фигуры изображены с минимальным числом внвшневыраженных черт. Фигуры находятся в ванной комнате.

Картинка обычно приводит к рассказу на тему "Преступление и наказание", проявляется кое-что из области моральных представлений ребенка. Тема умения следить за собой так же часта, как и тема мастурбации. Данная картинка, по сравнению со всеми остальными, позволяет наиболее точно выявить регрессивные тенденции.

IV. ОСНОВНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Для облегчения интерпретации и анализа полученного эмпирического материала автор методики предлагает изучение 10-ти следующих переменных с занесением результатов в бланк протокола.

1. Основная тема

Прежде всего представляет интерес, как ребенок взаимодействует с содержанием рисунков, что он выделяет, почему все это приводит к такому, а не другому рассказу (или интерпретации). Выдвигаемые предположения более надежны, если обнаруживается какое-то общее направление, общие тенденции в нескольких историях. Например, если главный герой нескольких историй описывается как голодный и вынужденный прибегнуть к воровству, чтобы удовлетворить свою потребность, то можно предположить, что данный ребенок поглощен мыслью о недостатке, например, пищи или внимания, уважения и т.д. В своих желаниях он стремится получить то, чего ему не хватает. Далее интерпретация связана с определением общих тенденций в манерах поведения.

Иногда рассказ имеет несколько тем, тесно и сложно взаимосвязанных Авторы метода обнаоужили. что у маленьких испытуемых (3-4 года) тема обычно очень проста, а у более старших усложняется.

2. Главный герой

Основное допущение, стоящее за рассказами - это то, что история, которую рассказывает испытуемый, в сущности, о самом себе. Поскольку в ней может участвовать несколько людей, то

появляется необходимость выявить, с каким лицом испытуемый идентифицирует себя. С этой целью следует установить несколько объективных критериев для дифференциации героя от других фигур: Герой - это лицо, о котором составлен рассказ. Он близок к испытуемому по возрасту и полу, события рассказа рассматриваются с точки зрения героя. В том случае, если в рассказе присутствует больше одного героя, испытуемый может идентифицировать себя или с обоими, или сначала с одним, а потом с другим. Встречаются и отклонения, заключающиеся в том. что субъект может идентифицироваться с героем противоположного пола. Такие идентификации очень важно заметить. Иногда фигура, с которой испытуемый идентифицирует себя, вторична по важности в рассказе. Это может являться отражением глубоко подавленных подсознательных установок испытуемого. По-видимому, интересы, желания, недостатки, наклонности и способности, которые имеются у героя - это все то, что имеет испытуемый или чем он хочет обладать, а, возможно, и страх перед вероятностью обладания чем-то. Важно оценить адекватность поведения героя, т.е. его способность реагировать на различные обстоятельства адекватным (для общества, в котором он живет) способом. Адекватность героя служит лучшей мерой силы Эго - показателем собственной адекватности испытуемого в разных ситуациях. Исключения составляют истории, в которых происходит замещение желаемого действия. В такихсяучаях тщательное исследование обычно выявляет реальные противоречия в рассказах ребенка, где неадекватность очевидна. Например, когда герой - могущественный лев, но ему ненравится его собственное тело, и в конце концов он может быть счастлив, только отказавшись от своего всемогущества.

Представление о себе. Здесь имеется в виду представление испытуемого о своем теле, о своем внешнем виде и социальной роли. Шильдер впервые описал телесный образ как картину собственного тела в уме. Например, рассказывая о своем теле, испытуемый говорит; "У него было некрасивое тело". - а затем продолжает рассказ, говоря, каким бы он хотел видеть свое тело, на какой воображаемый образ он хотел бы походить, а именно, быть "большим", "сильным", "всемогущим".

Наши рекомендации