Контроль сформированных компетенций

Производственная практика считается завершенной при условии выполнения магистрантом всех требований программы практики.

Оценка и отметка за производственную практику выставляется с учетом степени сформированности компетенций, закрепленных за этим видом практики.

Компетенция ОК.2 («способность применять освоенные методы исследования в научно-исследовательской и практической деятельности») сформирована, если в отзыве руководителя практики отмечается, что магистрантом проведено психодиагностическое исследование с соблюдением всех условий и требований психодиагностического исследования.

Компетенция не сформирована, если в отзыве руководителя практики отражен факт того, что в применении методов психодиагностического исследования студентом допускались методологические и организационные ошибки и неточности.

Компетенция ОК.3 («способность и готовность к активному общению в социально-общественной сфере деятельности») сформирована, если в отзыве руководителя практики отмечается, что контакт с руководителем и персоналом отдела (подструктуры) организации, выступающей базой практики, был установлен и поддерживался в течение всего периода практики.

Компетенция не сформирована, если в отзыве руководителя практики отражен факт того, что контакт не был установлен или носил крайне эпизодический характер, магистрант не сумел выстроить диалог с коллегами.

Компетенция ОК.5. («способность и готовность к использованию на практике навыков и умений в организации научно-практических работ») сформирована, если магистрантом представлен заверенный руководителем план прохождения практики.

Компетенция не сформирована, если магистрантом план прохождения практики не представлен.

Компетенция ОК.5 («способность использовать умения и навыки в управлении коллективом») сформирована, если в отзыве руководителя практики указано, что магистрант успешно организовал групповую работу с клиентами (тренинг либо групповые практические (развивающие, коррекционные и др.) занятия).

Компетенция не сформирована, если в отзыве в отзыве руководителя практики указывается, что магистрант не организовывал групповую работу или не организовывал ее должным образом.

Компетенция ОК.6 («готовность нести ответственность за свои решения в рамках профессиональной деятельности во время производственной практики») сформирована, если в отзыве руководителя указано, что магистрант продемонстрировал способность нести ответственность за свои решения в рамках производственной практики.

Компетенция не сформирована, если в отзыве руководителя отмечено, что магистранту не удалось продемонстрировать способность нести ответственность за свои решения в рамках производственной практики.

Компетенция ОК.10 («умение использовать знания правовых и этических норм в своей профессиональной деятельности и оценке ее последствий») сформирована, если в отзыве руководителя практики указано, что деятельность магистранта осуществлялась в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности психолога.

Компетенция не сформирована, если в отзыве руководителями практики сообщается о фактах нарушения правовых и этических норм профессиональной деятельности магистрантом во время прохождения практики.

Компетенция ПК.7 («готовность к проведению прикладного исследования в определенной области применения психологии») сформирована, если магистрант представил результаты психодиагностического исследования, результаты представлены корректно, в полном объеме, дополнены рекомендациями.

Компетенция не сформирована, если в отчете магистранта не представлены результаты исследования, либо в представленной части отчета обнаруживаются методологические или организационные ошибки.

Компетенция ПК.8 («готовность составлять комплексный психологический портрет индивида и группы») сформирована, если в отчете магистранта представлены заключения по результатам психодиагностики отдельных лиц и (или) группы лиц, соответствующие требованиям к подобным заключениям.

Компетенция не сформирована, если отчет магистранта заключений по результатам психодиагностики не содержит, либо представленные заключения не соответствуют требованиям.

Компетенция ПК.9 («готовность учитывать изменения антропометрических, анатомических и физиологических параметров в онтогенезе в профессиональной деятельности») сформирована, если в отчете - описании случая из практики консультирования, а также в документах, отражающих просветительскую деятельность, - магистрант демонстрирует ориентацию на указанные параметры.

Компетенция не сформирована, если в отчете магистранта, а именно в описании случая из практики консультирования, также в документах, отражающих просветительскую деятельность, нет ориентации на указанные параметры.

Компетенция ПК.10 («готовность формулировать психологические рекомендации по результатам исследования с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежностей к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам, а также с учетом наличии психических нарушений») сформирована, если в отчете по практике магистрантом представлены заключения по результатам психодиагностики с рекомендациями, а рекомендации сформулированы с учетом указанных выше факторов.

Компетенция не сформирована, если в отчете магистранта не содержится рекомендаций, либо рекомендации сформулированы без учета указанных выше факторов.

Компетенция ПК.11 («быть способным применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния») сформирована, если магистрант отразил в рефлексивном отчете, какие приемы саморегуляции и оптимизации собственной деятельности и психического состояния и в каких профессиональных ситуациях он применил.

Компетенция не сформирована, если в рефлексивном отчете магистранта не отражены методы саморегуляции, освоенные им и примененные в ходе производственной практики.

Компетенция ПК.11 («готовность анализировать свою деятельность как профессионального психолога») сформирована, если магистрант представил рефлексивный отчет по итогам производственной практики, в котором содержится анализ собственной деятельности во время практики (анализ достижений, успехов, открытий, зон ближайшего развития, ошибок, трудностей и ограничений).

Компетенция не сформирована, если магистрантом не представлен рефлексивный отчет по итогам практики, либо в представленном отчете не содержится анализа собственной деятельности.

Компетенция ПК.16 («готовность к постановке прикладных задач в определенной области психологии») сформирована, если в отчете по практике магистрантом корректно и грамотно сформулированы прикладные задачи профессиональной психологической деятельности.

Компетенция не сформирована, если в отчете не сформулированы прикладные задачи профессиональной деятельности, либо если сформулированные задачи не соответствуют реальной деятельности магистранта на практике.

Компетенция ПК. 17 («способность и готовность к диагностике психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок») сформирована, если в отчете магистрантом представлены результаты психодиагностики с использованием современных методов психологической диагностики (качество которых подтверждается ссылками на полнотекстовый источник).

Компетенция не сформирована, если в отчете магистранта не представлены результаты психодиагностики, либо отсутствуют ссылки на источники.

Компетенция ПК.17 («способность и готовность к экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок») сформирована, если в отчете магистранта представлена программа тренинга или групповых практических (развивающих, коррекционных и др.) занятий, включающая современные и актуальные методы тренинговой работы или психологической коррекции; программа занятий разработана магистрантом самостоятельно, с учетом специфики целевой группы.

Компетенция не сформирована, если в отчете не представлена программа тренинга или групповых практических (развивающих, коррекционных и др.) занятий, либо является полностью заимствованной, либо разработана без учета специфики целевой группы.

Компетенция ПК.18 («способность и готовность к созданию эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности») сформирована, если в отчете магистрантом представлена программа психологического тренинга либо групповых практических (развивающих, коррекционных и др.) занятий.

Компетенция не сформирована, если в отчете не представлена программа психологического тренинга либо групповых практических (развивающих, коррекционных и др.) занятий.

Компетенция ПК.19 («способность и готовность к комплексному профессиональному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека») сформирована, если в отчете магистрантом представлена программа психологического тренинга либо групповых практических (развивающих, коррекционных и др.) занятий; в рефлексивном отчете представлен анализ реализации программы.

Компетенция не сформирована, если в отчете не представлена программа психологического тренинга либо групповых практических (развивающих, коррекционных и др.) занятий, в рефлексивном отчете анализ реализации программы не представлен.

.Компетенция ПК.24 («способность к самостоятельному выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения новых задач в практической деятельности») сформирована, если в рефлексивном отчете обоснованно представлен выбор психологических технологий и дан анализ их применения; в отчете руководителя отмечается самостоятельность выбора и применения магистрантом психологических технологий.

Компетенция не сформирована, если выбор психологических технологий и анализ их применения в рефлексивном отчете не представлен; в отчете руководителя отмечается несамостоятельность выбора и применения магистрантом психологических технологий.

Компетенция ПК.34 («способность и готовность к мониторингу потребностей в основных видах психологических услуг в профессионально-предметной области») сформирована, если в отчете представлено описание принимающей стороны, структуры организации (учреждения), роли и места психолога в ней, видов психологических услуг, востребованных в данной организации (на основе анализа документов и наблюдения).

Компетенция не сформирована, если в отчете не представлено описание принимающей стороны, структуры организации (учреждения), роли и места психолога в ней, видов психологических услуг, востребованных в данной организации.

Компетенция ПК.35 («способность и готовность к организации работы психологической службы в определенной сфере деятельности общества») сформирована, если магистрант представил в отчете описание структуры организации - базы практики, роли и места психолога в ней, видов психологических услуг, востребованных в данной организации.

Компетенция не сформирована, если в отчете не представлено описание принимающей стороны, структуры организации (учреждения), роли и места психолога в ней, видов психологических услуг, востребованных в данной организации.

Компетенция ПК.39 («способность и готовность к подготовке служебных документов») сформирована, если магистрант представил в полном объеме материалы практики (п.3 отчета), например, психодиагностические заключения, программы занятий и т.д.

Компетенция не сформирована, если магистрант не представил материалы практики (п.3 отчета), либо представил документы, не отвечающие требованиям.

Компетенция ПК.39 («способность и готовность к ведению деловой переписки») сформирована, если в отзыве руководителя отмечается, что магистрант продемонстрировал осведомленность в вопросах деловой переписки.

Компетенция не сформирована, если в отзыве руководителя отмечается, что магистрант испытывает сложности в вопросах деловой переписки.

Компетенция ПК.40 («способность и готовность к использованию организационно-правовых основ профессиональной деятельности») сформирована, если в отзыве руководителя практики указано, что деятельность магистранта осуществлялась в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности психолога.

Компетенция не сформирована, если в отзыве руководителями практики сообщается о фактах нарушения правовых и этических норм профессиональной деятельности магистрантом во время прохождения практики.

В качестве объектов оценки выступают:

1. Описание принимающей стороны, руководителя практики с принимающей стороны, научного руководителя практики;

2. Описание задач, выдвигаемых принимающей стороной и кафедральным руководителем;

3. Описание структуры организации (учреждения), роли и места психолога в ней;

4. План практики (вид деятельности, количество часов и отметка о выполнении с указанием даты);

5. Программа психодиагностического исследования с заключением и рекомендациями;

6. Программа тренинга либо групповых практических (развивающих, коррекционных и др.) занятий;

7. Описание случая из практики консультирования;

8. Программа просветительской деятельности и результаты просветительской деятельности – памятки, рекомендации, буклеты, аналитические справки и т.д.

9. Рефлексивный отчет;

10. Приложение (сводные таблицы данных психодиагностики, методики, анкеты, протоколы наблюдений и т.д.);

11. Отзыв-характеристика о прохождении практики магистрантом, составленный руководителем организации (учреждения) – базы производственной практики.

Каждый из представленных видов отчетности (приложения) оценивается отдельно по пятибалльной шкале. Итоговая отметка за производственную практику представляет собой средний балл, полученный как результат деления суммарного балла, полученного за все объекты оценивания, на их количество (10 объектов, с 1 по 10 в списке).

При выставлении отметки учитываются следующие позиции:

- предварительная оценка руководителем организации (учреждения) – базы производственной практики процесса прохождения магистрантом практики;

- наличие и качество оформления отчетной документации;

- качество доклада на итоговой конференции;

- умение отвечать на вопросы, адресуемые магистранту на итоговой конференции.

Оценка за практику снижается, если:

- магистрант во время прохождения практики проявлял неоднократно недисциплинированность;

- магистрантом нарушались этические нормы поведения;

- магистрант не сдал в установленные сроки необходимую документацию;

- магистрант не посещал установочную и итоговую конференции.

Отметка за производственную практику выставляется с учетом степени сформированности компетенций, закрепленных за производственной практикой.

Соответствие уровня сформированности компетенции и балльной отметки:

· Отметка «отлично» ставится в случае, если соответствующая компетенция сформирована;

· Отметка «хорошо» ставится в случае, если соответствующая компетенция в основном сформирована, однако имеются некоторые недочеты в содержании и оформлении вида отчетности;

· Отметка «удовлетворительно» ставится в случае, если соответствующая компетенция сформирована частично;

· Отметка «неудовлетворительно» ставится в случае, если соответствующая компетенция не сформирована.

Приложение 1

Наши рекомендации