Сенсорная и когнитивная функций
В этом разделе обследования психического статуса следует оценить функцию сенсорных систем мозга и интеллект больного. Нарушения этих функций не могут указывать на поражение мозга, хотя и не являются специфическими. Особенности сенсорных функций отражают состояние определенных сенсорных модальностей.
Сознание. Нарушения сознания обычно .указывают на наличие органического поражения мозга. Термин «помрачение сознания» описывает такое состояние больного, когда у него полностью нарушено осознание происходящего. Больной при этом не в состоянии сосредоточиться на внешних раздражителях; мышление нарушено, поведение нецеленаправлено. Помрачение или затемнение сознания часто не являются устойчивыми нарушениями. Обычно у больных наблюдаются колебания в степени осознания окружающей обстановки.
Как правило, при наличии помрачения сознания у больного обнаруживается также нарушение ориентировки в окружающем мире, хотя обратное не всегда справедливо.
Ориентировка. Нарушения ориентировки традиционно подразделяют на ориентировку во времени, месте и собственной личности. Именно в этом порядке обычно развиваются нарушения ориентировки, а восстановление ее при улучшении состояния больного происходит в обратном порядке. Очень важно установить, знает ли больной хотя бы приблизительно, какое сегодня число, кроме того, если больной находится в больнице, надо выяснить, знает ли он, сколько времени он пролежал. Видно ли по поведению .больного, что он ориентируется в окружающей обстановке? Если больной знает, в какой больнице находится, и где эта больница расположена, это еще не значит, что он ориентируется на месте; если этот вид ориентировки не нарушен, больной должен и вести себя соответственно тому, что находится в больнице. Оценивая характер ориентировки, врач должен, спросить больного, как зовут окружающих его лиц и какое отношение они имеют к нему. Только при наиболее тяжелых нарушениях больные неориентированы в собственной личности.
Внимание и когнитивная функция. Для оценки состояния внимания и когнитивной функции можно предложить больному производить последовательное вычитание по 7 из 100. Не всегда удается определить, чем вызвано неправильное выполнение задания—тревогой, расстройством настроения или нарушением сознания, а иногда и комбинацией всех трех типов расстройств.
Память. Память принято делить на четыре вида: память на давно прошедшие события, память на недавние события в прошлом, память на текущие события, удержание и воспроизведение только что предъявленного материала (непосредственное запоминание). Память на текущие события можно проверить, спросив больного, какой у него (нее) аппетит, а затем попросить вспомнить, из чего состоял завтрак или ужин накануне вечером. Можно спросить пациента, помнит ли он (она), как зовут врача. В качестве теста на непосредственное запоминание может служить предъявление больному шести цифр, которые он должен повторить в том же и в обратном порядке.
Память на давно прошедшие события проверяется рассказом больного о своем детстве и последующей проверкой, показывающей, насколько эти сведения соответствуют действительности. О памяти на недавние события можно судить по ответу, который больной дает на вопрос о том, какие важнейшие события произошли за последние несколько месяцев.
Познание и интеллект. Если врач обнаружил признаки, которые могут указывать на органическое поражение мозга, надо проверить, как больной справляется с устным счетом, например, спросить у него, сколько останется денег, если сначала было 10 долларов, а затем он сделал покупку на 6,37 доллара. Если это оказывается слишком трудным для больного, надо предложить более легкое задание. Об интеллекте больного можно судить также на основании запаса слов и общего объема знаний (например, каково расстояние между Нью-Йорком и Парижем, кто Президент Соединенных Штатов). Нахождение общего признака нескольких существительных (например, яблоко и груша) или понятий (например, правда и красота)— очень чувствительный тест, характеризующий умственные способности. При этом надо принимать во внимание образование больного и его социально-экономический статус.
-23-