Современное состояние человеческих ресурсов товарищества

КМГ-С является одним из крупных работодателей по всей группе Компании. Работниками Товарищества являются более 984 чел., около 22 % из них работают в бизнес-направлении «Обслуживание зданий», 14,8% «Кейтеринговые услуги», 12% - «Оздоровительные услуги Зерендинского филиала», 23 % - «Сервисные услуги в Турции «Айсир туризм Иншаат», 4% «Сервисные услуги в Грузии».

Наибольший удельный вес работников приходится на возрастную группу от 25 до 49 лет, что составляет около 71 % персонала и является оптимальным соотношением, при котором сохраняется баланс молодых работников и работников с опытом. Средний возраст работников Товарищества составляет 36 лет.

Около 37 % персонала являются женщины, представленное соотношение мужчин и женщин обусловлено спецификой бизнеса. Процент женщин на руководящих позициях составляет около 1,7 %.

Процент персонала с высшим образованием составляет 56,7 %, при том, что удельный вес двух категорий: рабочие и служащие, составляет 38,6 %. Без учета этих двух категорий процент персонала с высшим образованием составляет 18 %.

Более 1/2 персонала имеют стаж работы в нефтегазовой отрасли более 5 лет.

Текучесть персонала составляет 32 % (в основном производственный персонал), показатель удовлетворенности равен 71,3 % (данные по КМГ-С за 2010г.).

Проведенный анализ показал высокий уровень кадрового потенциала, что является основой для успешного внедрения планируемых инициатив и выхода Товарищества на качественно новый уровень управления человеческими ресурсами.

II этап Формирование социальной и кадровой политики
I этап Учетно-административная функция  
III этап Разработка инструментов и технологий в области управления персоналом    
IV этап Управление человеческими ресурсами как стратегическим ресурсом КМГ-С  
2000-2004гг. 2005-2008гг. 2008-2010гг. 2010г.+

За 11 лет существования системы ТОО «КазМунайГаз-Сервис» кадровый менеджмент КМГ-С прошел все основные этапы эволюционного развития. Если в прошлом это был только учет кадрового состава (1-2 этап), что называлось отделом кадров, то требования сегодняшнего дня меняют и отношение к персоналу.

Переломным явился 3 этап (2008-2010гг.), когда были разработаны и внедрены нормативно-регламентирующие документы практически по всем направлениям HR-деятельности, которые позволяют управлять персоналом, определять цели и задачи, оценивать достижения результативности деятельности, на основе которых выявляются потребности в обучении и развитии.

На 4 этапе (2010-2015гг.) начинается формирование и внедрение нормативно-регламентирующих документов, которые должны изменить отношение к персоналу как к стратегическому ресурсу организации, т.е. наращивание навыков планирования, оценки и контроля данного ресурса. При этом необходимо строго учитывать его специфические особенности в отличие от финансовых, материально-технических и иных ресурсов, т.к. для человеческого ресурса необходимо его непрерывное развитие и мотивирование. На данном этапе будет реализован ряд проектов, которые должны приблизить управление человеческими ресурсами к лучшим мировым практикам.

Однако, пока не все ДЗО в полной мере реализуют наработанные инструменты кадрового менеджмента, в некоторых вся работа сводится к кадровому делопроизводству и организации краткосрочного обучения, а задачи кадрового планирования, оценки кадрового потенциала, мотивации персонала остаются нерешенными.

Нерешенные проблемы в области кадровой политики на предстоящий период:

1. Несоответствие численности и структуры персонала объемам деятельности, задачам Товарищества;

2. Наличие диспропорций в структуре персонала и в управлении производством:

- между административно-управленческим и производственным персоналом;

- между КМГ и его структурными производственными подразделениями КМГ-С;

3. Несовершенство нормативно-правовой базы в части регулирования:

- установления квалификационных требований к работникам;

- системы оплаты труда и социальной поддержки работников, способствующей привлечению и закреплению высококвалифицированных специалистов в Товариществе;

4. Несоответствие уровня подготовки специалистов потребностям производства и стратегическим задачам развития бизнес-направлений КМГ-С;

5. Отсутствие нормативно-обоснованных методов и нормативов для планирования численности административно-управленческого и производственного персонала;

6. Недостаточная социальная защищенность работников Товарищества;

7. Недостаточный уровень притока молодых инженерно-технических и рабочих специалистов;

8. Недостаточный уровень участия в решении кадровых вопросов руководителей.

Реализация Кадровой политики КМГ-С на 2011-2015гг. призвана устранить указанные проблемы и вывести управление человеческими ресурсами Товарищества на качественно новый уровень.

Наши рекомендации