Психологические аспекты деятельности юриста. Профессионограмма прокурорско-следственных работников
Психологии принадлежит значительное место в организации всех видов человеческой деятельности. Закономерности психики индивида во многом определяют не только его способность участвовать в общественном труде, выполняя при этом самые различные функции в зависимости от должностных или личных устремелений, но и возможности осуществлять свою работу в соответствии с избранной профессией. Исследуя закономерности психической деятельности человека в связи с его профессиональной принадлежностью (в силу необходимости или по призванию), мы выясняем ее особенности, которые способствуют, с одной стороны, познанию организационных основ выполняемых индивидом профессиональных функций, а с другой - совершенствованию организации этой деятельности.
Исследование психологической деятельности позволяет выделить профессионально необходимые психические свойства лиц, участвующих в этой работе. Среди них можно назвать:
· творческое мышление;
· коммуникабельность;
· волевые качества;
· организаторские способности;
· способность противостоять отрицательным эмоциям.
Теперь подробнее рассмотрим эти психологические особенности деятельности юриста.
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ характеризуется поиском нестандартных путей установления истины и отдельных обстоятельств в условиях, когда информация о каком-либо событии отсутствует или ограничена. Творческое мышление связано с обнаружением доказательств, выявлением их причинного отношения к преступлению, выдвижением версий - моделей происшедшего события. Оно характерно для ситуаций, вытекающих из гражданско-правовых споров, где установление отдельных не укладывается в рамки стандартно-логических решений. Творческое мышление приобретается в процессе осуществления всех видов правоохранительной деятельности, где разнообразие ситуаций, их конфликтный характер, отсутствие достаточной информации стимулируют развитие воображения, обеспечивая тем самым необходимую активность следователя, судьи и др. на всех этапах установления истины по делу.
КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ - это способность человека устанавливать психологический контакт при общении с различными возрастными и социальными группами лиц. Установление психологического контакта, иначе именуемого эмоциональным контактом, - важное условие любого общения и тем более такого, целью которого является получение информации, необходимой для принятия решений в конкретных ситуациях. Коммуникабельность того или иного лица может быть природной, обусловленной свойствами характера и темперамента, однако чаще всего ее нужно воспитывать и развивать. Юридическая деятельность во всех своих проявлениях связана с общением с людьми. Причем нередко в экстремальных условиях. И функция общения выступает на первый план, преследуя разнообразные цели. Поэтому юристу необходимо знать способы установления психологического контакта и использовать их в своих целях для получения оптимальных результатов.
В судебно-психологических исследованиях последнего времени анализируется главным образом структура профессиограмм, относящихся к деятельности следователя. Профессиограммы же других представителей правоохранительных органов пока не получили должного освещения.
Профессиограмма следователя включает подробное описание всех сторон его деятельности, необходимых качеств и навыков. Первое исследование профессиограммы следователя принадлежит В.Л.Васильеву и представляет собой своего рода профессиональный портрет следователя, основанный на данных психологических и социологических методов изучения его деятельности.
Профессиограммма следователя (по В.Л.Васильеву) - это многоуровневая иерархическая структура, отражающая все основные стороны профессиональной деятельности следователя, а также личностные качества и навыки, которые реализуются в этой деятельности.
Профессиограмма следователя состоит из нескольких блоков, последовательно включающих определенные стороны его деятельности. К ним, в частности, отнесены:
1 поисковая деятельность (наблюдательность, любознательность, устойчивость к концентрации внимания, высокая ориентация);
2 коммуникативная деятельность (общительность, эмоциональная устойчивость, чуткость, умение слушать человека, умение говорить с ним);
3 удостоверительная деятельность (аккуратность, пунктуальность, четкая письменная речь);
4 организационная деятельность (самоорганизованность, воля, собранность, целеустремленность, настойчивость, организаторские способности в работе с людьми);
5 реконструктивная деятельность (память, воображение, мышление, общий и специальный интеллект, интуиция);
6 социальная деятельность включает в себя: общие качества (патриотизм, гуманность, честность, принципиальность) и специальные качества (стремление к истине и торжеству справедливости, профессиональная гордость, профессиональная этика).
В приведенной профессиограмме главенствующее место принадлежит социальной деятельности, поскольку она способствует формированию профессиональных качеств. Вместе с тем элементы данной структуры взаимосвязаны таким образом, что наличие одного из них определяет эффективность функционирования других.
Следует отметить, что профессиограммы ориентируют учебные заведения на определенный уровень подготовки юридических кадров, способствуют диагностике профессионализации юристов, работающих в различных правоохранительных органах. Профессионально важные качества следователей, судей, прокуроров обусловлены прежде всего их взглядами, направленностью и последовательностью мировоззрения, которое способствует выработке каждой личностью глубокого понимания социальной значимости своей профессии, идейной убежденности, воспитывает чувство долга, справедливости, объективности, честности, как комплекс профессиональных функций, а также предопределяет активность личности, как стремление принимать деятельное участие в жизни общества, проявляя при этом социально важную инициативу.
Сложность и ответственность деятельности по осуществлению правосудия требуют мобилизации всех способностей личности, поскольку последние прямо зависят от ее психологической структуры и избранной профессии. Профессиональные функции формируют психические качества личности, подчиняя их требованиям, предьявляемым той или иной сфере человеческой деятельности. Поэтому каждый субьект, выполняющий правоохранительную работу, должен сознательно совершенствовать свои психические качества, анализировать их состояние применительно к избранной им профессии.
Большое значение в данном плане имеет понимание личностью социальных функций, которые она выполняет в связи с осуществлением правосудия. Огромная социальная значимость этих функций определяет нравственную модель личности, создает структуру профессиограммы.
В судебно-психологических исследованиях последнего времени анализируется главным образом структура профессиограмм, относящихся к деятельности следователя. Профессиограммы же других представителей правоохранительных органов пока не получили должного освещения.
Профессиограмма следователя включает подробное описание всех сторон его деятельности, необходимых качеств и навыков. Первое исследование профессиограммы следователя принадлежит В.Л.Васильеву и представляет собой своего рода профессиональный портрет следователя, основанный на данных психологических и социологических методов изучения его деятельности.
Профессиограммма следователя (по В.Л.Васильеву) - это многоуровневая иерархическая структура, отражающая все основные стороны профессиональной деятельности следователя, а также личностные качества и навыки, которые реализуются в этой деятельности.
Профессиограмма следователя состоит из нескольких блоков, последовательно включающих определенные стороны его деятельности. К ним, в частности, отнесены:
1 поисковая деятельность (наблюдательность, любознательность, устойчивость к концентрации внимания, высокая ориентация);
2 коммуникативная деятельность (общительность, эмоциональная устойчивость, чуткость, умение слушать человека, умение говорить с ним);
3 удостоверительная деятельность (аккуратность, пунктуальность, четкая письменная речь);
4 организационная деятельность (самоорганизованность, воля, собранность, целеустремленность, настойчивость, организаторские способности в работе с людьми);
5 реконструктивная деятельность (память, воображение, мышление, общий и специальный интеллект, интуиция);
6 социальная деятельность включает в себя:
общие качества (патриотизм, гуманность, честность, принциапиальность) и специальные качества (стремление к истине и торжеству справедливости, профессиональная гордость, профессиональная этика).
В приведенной профессиограмме главенствующее место принадлежит социальной деятельности, поскольку она способствует формированию профессиональных качеств. Вместе с тем элементы данной структуры взаимосвязаны таким образом, что наличие одного из них определяет эффективность функционирования других.
Прокурор - это должностное лицо органов прокуратуры, наделенное полномочиями по осуществлению надзора за точным и неуклонным исполнением законов федеральными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, органами, осуществляющими оперативно-розыскную и следственную деятельность, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Прокурор осуществляет уголовное преследование в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участвует в рассмотрении дел судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры и постановления судов. На должности прокуроров района, города, в установленном порядке назначаются граждане не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет. Прокуроры должны в установленном порядке рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, государственных и общественных объединений и принимать меры по своевременному восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций, устранению любых нарушений законов, от кого бы эти нарушения не исходили.
Надзирая за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, прокурор в пределах своей компетенции требует для проверки уголовные дела, материалы, документы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления. Важным инструментом контроля за соблюдением законности является проверка прокурором всего доказательственного материала по делу, поступившему от органа дознания или предварительного следствия с обвинительным заключением. Прокурор имеет право отменить незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание. Он вправе отстранить лиц, производящих дознание или следователя от дальнейшего ведения расследования, если допущены нарушения закона. Прокурор возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении, приостанавливает производство по уголовным делам, утверждает обвинительные заключения и направляет уголовные дела в суд. Прокурор наделен правом участвовать при рассмотрении дел в судах. Он, в частности, дает заключения по возникшим во время судебного разбирательства вопросам, высказывает суду свои соображения о применении меры уголовного наказания, предъявляет иски, поддерживает перед судом государственное обвинение по уголовным делам, опротестовывает незаконные решения, приговоры, определения и постановления суда, незаконные действия судебного пристава-исполнителя и др.
При осуществлении надзора за соблюдением законов в местах содержания задержанных - в изоляторах временного содержания, местах содержания под стражей - следственных изоляторах, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, прокурор в целях проверки соблюдения законов систематически посещает эти места, знакомится с документами, на основании которых лица подвергнуты мерам принуждения. Немедленно освобождает лиц, которые незаконно содержатся в местах лишения свободы или в нарушении закона подвергнуты задержанию, аресту, принудительному лечению или воспитанию. Прокурор проверяет также соответствие приказов, распоряжений и постановлений администрации указанных учреждений законам, регулирующим порядок и условия содержания этих лиц в этих учреждениях и местах исполнения наказаний, приостанавливает их исполнение и опротестовывает.
К наиболее важным профессиональным особенностям работы прокурора относятся:
- универсальность (прокурор должен быть специалистом в предварительном следствии, в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания и назначение судом мер принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу и, разумеется, специалистом в общенадзорном деле),
- организаторский характер прокурорской деятельности;
- искусство устной речи (должен придавать своим выступлениям в суде, на собраниях публицистическую страстность, точно и аргументированно излагать свои мысли);
- принципиальность и настойчивость, объективность и неподкупность в деле обеспечения законности.
Требования, предъявляемые к прокурору, распространяются на всех работников прокуратуры - заместителей и помощников прокуроров, прокуроров отделов и управлений