Примеры контрольно-измерительных материалов

К текущей аттестации

1. Круглый стол: управление рисками в образовании.

2. Групповая работа: профессиональные требования к специалисту по психологии безопасности в образовании.

Примеры контрольно-измерительных материалов к промежуточной аттестации (зачет)

1. Образовательные системы. Компоненты образовательной системы.

2. Педагогическое проектирование пространственно-предметного компонента.

Критерии оценок зачета

«Зачтено» – студент демонстрирует знание материала в пределах программных требований, способен выполнять практические задания на основе полученных теоретических знаний.

«Не зачтено»–у студента отсутствуют знания программного материала и умения выполнять практические задания на основе полученных теоретических знаний.

Приложение А

Представление педагогов-психологов о рисках

В образовательной среде

(по материалам работы Круглого стола «Оценка и измерение психологической безопасности образовательной среды»)

В настоящее время к задачам психологов образования относится, прежде всего, создание в образовательной среде условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию ребенка. Одним из важнейших условий развития является психологическая безопасность. Для обеспечения психологической безопасности образовательной среды необходимо понимание и выявление возможных в ней рисков. Риски – один из важнейших вопросов, касающихся психологического комфорта. Проблема психологической безопасности в образовании может быть рассмотрена в аспекте изучения рисков его субъектов, так как психологический аспект риска имеет непосредственное отношение к психологической безопасности личности.

Перенося понятие риска в образовательную сферу, необходимо осмыслить психологическую составляющую данного феномена. Риск допустимо трактовать как возможную опасность. Психологическая наука определяет понятие риска как состояние, связанное с необходимостью совершать некоторые действия, поступки в ситуации с неоднозначным исходом. Чем выше риск, тем выше вероятность неудачного развития событий. Оценка риска образовательной среды является сегодня чрезвычайно актуальной задачей, которая должна решаться в реальном времени и в реальной ситуации. Важным в данном аспекте являются субъективные оценки и ожидания человека, которые определенным образом соотносятся с реальностью. Вероятно, что риски в образовательной среде можно классифицировать по ряду оснований.

Проблема рисков образовательной среды многоаспектна. Для того чтобы создать представление о трудностях, переживаемых в образовательной среде, нами были выделены наиболее проблемные области, которые и определили главные виды рисков.

1. Риски, связанные с ребенком.

2. Риски, связанные с учителем.

3. Риски, связанные с семьей.

4. Риски, связанные с управлением школой.

5. Риски, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса и содержанием образования.

6. Риски, связанные с особенностями школьных взаимоотношений в диадах: ребенок-ребенок, ребенок-взрослый, взрослый-взрослый.

Анализируя результаты круглого стола, можно обобщить представления педагогов-психологов о рисках, существующих в образовательной среде на сегодняшний день. Результаты опроса, проведенного в рамках круглого стола, показали (% количества упоминаний от общего числа участников).

1. Риски, связанные с ребенком:

- отклонение от нормы психического и физического развития – 60%;

- низкая мотивация – 35%;

- трудности адаптации – 30%;

- высокий уровень агрессии – 20%;

- педагогическая запущенность – 20%;

- учебная перегрузка – 20%;

- личностные особенности – 10%;

- страхи, тревожность – 10%.

2. Риски, связанные с учителем:

- эмоциональное выгорание – 55%;

- некомпетентность – 30%;

- низкий уровень мотивации – 20%;

- низкий уровень профессионального саморазвития – 20%;

- большая учебно-воспитательная нагрузка – 15%;

- большая наполняемость классов – 10%;

- повышенная ответственность, тревожность – 10%;

- пожилой возраст – 10%;

- негативные стереотипы, связанные с неуспевающими детьми – 10%;

- завышенная требовательность – 5%;

- грубость, безразличие – 5%;

- соматические заболевания – 5%;

- неудовлетворенность социальным статусом – 5%;

- дезадаптация – 5%;

- негибкость, ригидность мышления, авторитарность – 5%.

3. Риски, связанные с семьей:

- изменение состава семьи – 25%;

- патологии личности родителей – 20%;

- развод – 20%;

- завышенные требования к ребенку – 15%;

- пьянство (алкоголизм) – 15%;

- невнимание к ребенку – 15%;

- смерть одного из родителей – 15%;

- плохая забота о ребенке – 10/%;

- семейные конфликты – 10%;

- эмоциональное отвержение – 10%;

- педагогическая некомпетентность – 10%;

- неполная семья – 10%;

- изменение социального и материального статуса семьи – 10%;

- жестокое обращение с ребенком, асоциальный образ жизни –10%;

- перенос своих проблем на детей – 5%;

- высокая тревожность родителей – 5%;

- увлечение новыми педагогическими технологиями – 5%.

4. Риски, связанные с управлением школой:

- управленческая некомпетентность – 45%;

- личностные особенности и авторитаризм директора – 30%;

- отсутствие команды единомышленников в администрации – 10%;

- неадекватность и несоответствие предъявляемых требований возможностям педагогического коллектива – 10%;

- формализм, закрытость администрации – 5%;

- введение инноваций – 5%;

- процедура аттестации – 5%;

- изменение состава администрации, изменение профиля школы – 5%;

- проблемы самофинансирования – 5%;

- нездоровая соревновательность – 5%;

- отсутствие мотивации повышения квалификации педагогического коллектива – 5%.

5. Риски, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса и содержанием образования:

- большой объем учебной нагрузки – 20%;

- нерецензируемые учебники – 20%;

-невнимание к эмоциональной сфере ребенка, психо-эмоциональные перегрузки учащихся – 20%;

- завышенные требования при аттестации (ЕГЭ) – 15%;

- сложность учебных программ – 15%;

- излишняя рационализация образования – 10%;

- необходимость адаптации учебно-воспитательных программ – 10%;

- введение новых предметов – 10%;

- модернизация образования – 10%;

- недостаток развивающих программ – 10%;

- введение профильного обучения – 5%;

- переход на триместры, изменение расписания – 5%;

- несоответствие нормативно-правовой документации укладу жизни школы – 5%;

- отсутствие индивидуальной работы с детьми – 5%;

6. Риски, связанные с особенностями школьных взаимоотношений в диадах:

ребенок-ребенок:

- нарушение межличностных отношений – 35%;

- насилие, нетерпимость – 30%;

- низкая коммуникативная компетентность – 35%;

- деление на лидеров и изгоев – 10%;

- соперничество – 10%;

- давление группы – 5%;

ребенок-взрослый:

- отсутствие доверительных отношений – 20%;

- отсутствие психологической поддержки – 20%;

- авторитарность – 20%;

- незащищенность ребенка – 10%;

- жестокость, безразличие – 10%;

- самоутверждение за счет ребенка – 10%;

- предвзятость, субъективизм – 5%;

- некомпетентность во взаимодействии с проблемными детьми – 5%;

взрослый-взрослый:

- соперничество – 15%;

- несогласованность педагогических позиций – 15%;

- неумение сотрудничать, недоверие друг к другу – 10%;

- некомпетентность, дезадаптация, субъективизм – 10%;

- психические болезни – 5%;

- последствия эмоционального выгорания – 5%;

- взаимные претензии, перекладывание ответственности – 5%.

Данные результатов опроса педагогов-психологов, позволили конкретизировать виды рисков в образовательной среде, нарушающих психологическую безопасность и определяемых как внешними, так и внутренними условиями.

Анализируя результаты, полученные в области рисков связанных с ребенком, можно отметить, что большинство педагогов-психологов считают, что самыми распространенными рисками являются отклонение от нормы психического и физического развития (60%), низкая мотивация (35%) и трудности адаптации (30%). Это значит, что в группу риска входят нестандартные дети, которых самим педагогам и родителям трудно воспитывать. Данные характеристики являются трудностями отдельного ребенка с его уникальной природой, которые он не может преодолеть самостоятельно без профессиональной помощи и сопровождения со стороны взрослых. Отсутствие мотивации к обучению в школе, как правило, сопряжено с неуклонным ростом межличностных проблем с педагогами. Основными источниками рисков связанных с учителем являются: эмоциональное выгорание (55%), некомпетентность (30%), низкий уровень мотивации (20%) и низкий уровень профессионального саморазвития педагога (20%). Это в свою очередь во многом определяет проблемы в сфере взаимодействия, как между детьми, так и между ребенком и учителем которые выражаются в отсутствии доверительных отношений и психологической поддержки, авторитарности, нетерпимости и низкой коммуникативной компетентности.

Полученные данные заслуживают особого внимания, так как любые нарушения в системе этих отношений непосредственно отражаются на психическом состоянии учащихся. Необходима разработка критериев оценки и схем мониторинга состояния образовательной среды, поскольку на сегодняшний день в школьной практике они отсутствуют.

Учебное издание

Гончарова Юлия Адольфовна

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Учебная программа курса и планы семинарских занятий для вузов

Наши рекомендации