Примеры контрольно-измерительных материалов
К текущей аттестации
1. Круглый стол: управление рисками в образовании.
2. Групповая работа: профессиональные требования к специалисту по психологии безопасности в образовании.
Примеры контрольно-измерительных материалов к промежуточной аттестации (зачет)
1. Образовательные системы. Компоненты образовательной системы.
2. Педагогическое проектирование пространственно-предметного компонента.
Критерии оценок зачета
«Зачтено» – студент демонстрирует знание материала в пределах программных требований, способен выполнять практические задания на основе полученных теоретических знаний.
«Не зачтено»–у студента отсутствуют знания программного материала и умения выполнять практические задания на основе полученных теоретических знаний.
Приложение А
Представление педагогов-психологов о рисках
В образовательной среде
(по материалам работы Круглого стола «Оценка и измерение психологической безопасности образовательной среды»)
В настоящее время к задачам психологов образования относится, прежде всего, создание в образовательной среде условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию ребенка. Одним из важнейших условий развития является психологическая безопасность. Для обеспечения психологической безопасности образовательной среды необходимо понимание и выявление возможных в ней рисков. Риски – один из важнейших вопросов, касающихся психологического комфорта. Проблема психологической безопасности в образовании может быть рассмотрена в аспекте изучения рисков его субъектов, так как психологический аспект риска имеет непосредственное отношение к психологической безопасности личности.
Перенося понятие риска в образовательную сферу, необходимо осмыслить психологическую составляющую данного феномена. Риск допустимо трактовать как возможную опасность. Психологическая наука определяет понятие риска как состояние, связанное с необходимостью совершать некоторые действия, поступки в ситуации с неоднозначным исходом. Чем выше риск, тем выше вероятность неудачного развития событий. Оценка риска образовательной среды является сегодня чрезвычайно актуальной задачей, которая должна решаться в реальном времени и в реальной ситуации. Важным в данном аспекте являются субъективные оценки и ожидания человека, которые определенным образом соотносятся с реальностью. Вероятно, что риски в образовательной среде можно классифицировать по ряду оснований.
Проблема рисков образовательной среды многоаспектна. Для того чтобы создать представление о трудностях, переживаемых в образовательной среде, нами были выделены наиболее проблемные области, которые и определили главные виды рисков.
1. Риски, связанные с ребенком.
2. Риски, связанные с учителем.
3. Риски, связанные с семьей.
4. Риски, связанные с управлением школой.
5. Риски, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса и содержанием образования.
6. Риски, связанные с особенностями школьных взаимоотношений в диадах: ребенок-ребенок, ребенок-взрослый, взрослый-взрослый.
Анализируя результаты круглого стола, можно обобщить представления педагогов-психологов о рисках, существующих в образовательной среде на сегодняшний день. Результаты опроса, проведенного в рамках круглого стола, показали (% количества упоминаний от общего числа участников).
1. Риски, связанные с ребенком:
- отклонение от нормы психического и физического развития – 60%;
- низкая мотивация – 35%;
- трудности адаптации – 30%;
- высокий уровень агрессии – 20%;
- педагогическая запущенность – 20%;
- учебная перегрузка – 20%;
- личностные особенности – 10%;
- страхи, тревожность – 10%.
2. Риски, связанные с учителем:
- эмоциональное выгорание – 55%;
- некомпетентность – 30%;
- низкий уровень мотивации – 20%;
- низкий уровень профессионального саморазвития – 20%;
- большая учебно-воспитательная нагрузка – 15%;
- большая наполняемость классов – 10%;
- повышенная ответственность, тревожность – 10%;
- пожилой возраст – 10%;
- негативные стереотипы, связанные с неуспевающими детьми – 10%;
- завышенная требовательность – 5%;
- грубость, безразличие – 5%;
- соматические заболевания – 5%;
- неудовлетворенность социальным статусом – 5%;
- дезадаптация – 5%;
- негибкость, ригидность мышления, авторитарность – 5%.
3. Риски, связанные с семьей:
- изменение состава семьи – 25%;
- патологии личности родителей – 20%;
- развод – 20%;
- завышенные требования к ребенку – 15%;
- пьянство (алкоголизм) – 15%;
- невнимание к ребенку – 15%;
- смерть одного из родителей – 15%;
- плохая забота о ребенке – 10/%;
- семейные конфликты – 10%;
- эмоциональное отвержение – 10%;
- педагогическая некомпетентность – 10%;
- неполная семья – 10%;
- изменение социального и материального статуса семьи – 10%;
- жестокое обращение с ребенком, асоциальный образ жизни –10%;
- перенос своих проблем на детей – 5%;
- высокая тревожность родителей – 5%;
- увлечение новыми педагогическими технологиями – 5%.
4. Риски, связанные с управлением школой:
- управленческая некомпетентность – 45%;
- личностные особенности и авторитаризм директора – 30%;
- отсутствие команды единомышленников в администрации – 10%;
- неадекватность и несоответствие предъявляемых требований возможностям педагогического коллектива – 10%;
- формализм, закрытость администрации – 5%;
- введение инноваций – 5%;
- процедура аттестации – 5%;
- изменение состава администрации, изменение профиля школы – 5%;
- проблемы самофинансирования – 5%;
- нездоровая соревновательность – 5%;
- отсутствие мотивации повышения квалификации педагогического коллектива – 5%.
5. Риски, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса и содержанием образования:
- большой объем учебной нагрузки – 20%;
- нерецензируемые учебники – 20%;
-невнимание к эмоциональной сфере ребенка, психо-эмоциональные перегрузки учащихся – 20%;
- завышенные требования при аттестации (ЕГЭ) – 15%;
- сложность учебных программ – 15%;
- излишняя рационализация образования – 10%;
- необходимость адаптации учебно-воспитательных программ – 10%;
- введение новых предметов – 10%;
- модернизация образования – 10%;
- недостаток развивающих программ – 10%;
- введение профильного обучения – 5%;
- переход на триместры, изменение расписания – 5%;
- несоответствие нормативно-правовой документации укладу жизни школы – 5%;
- отсутствие индивидуальной работы с детьми – 5%;
6. Риски, связанные с особенностями школьных взаимоотношений в диадах:
ребенок-ребенок:
- нарушение межличностных отношений – 35%;
- насилие, нетерпимость – 30%;
- низкая коммуникативная компетентность – 35%;
- деление на лидеров и изгоев – 10%;
- соперничество – 10%;
- давление группы – 5%;
ребенок-взрослый:
- отсутствие доверительных отношений – 20%;
- отсутствие психологической поддержки – 20%;
- авторитарность – 20%;
- незащищенность ребенка – 10%;
- жестокость, безразличие – 10%;
- самоутверждение за счет ребенка – 10%;
- предвзятость, субъективизм – 5%;
- некомпетентность во взаимодействии с проблемными детьми – 5%;
взрослый-взрослый:
- соперничество – 15%;
- несогласованность педагогических позиций – 15%;
- неумение сотрудничать, недоверие друг к другу – 10%;
- некомпетентность, дезадаптация, субъективизм – 10%;
- психические болезни – 5%;
- последствия эмоционального выгорания – 5%;
- взаимные претензии, перекладывание ответственности – 5%.
Данные результатов опроса педагогов-психологов, позволили конкретизировать виды рисков в образовательной среде, нарушающих психологическую безопасность и определяемых как внешними, так и внутренними условиями.
Анализируя результаты, полученные в области рисков связанных с ребенком, можно отметить, что большинство педагогов-психологов считают, что самыми распространенными рисками являются отклонение от нормы психического и физического развития (60%), низкая мотивация (35%) и трудности адаптации (30%). Это значит, что в группу риска входят нестандартные дети, которых самим педагогам и родителям трудно воспитывать. Данные характеристики являются трудностями отдельного ребенка с его уникальной природой, которые он не может преодолеть самостоятельно без профессиональной помощи и сопровождения со стороны взрослых. Отсутствие мотивации к обучению в школе, как правило, сопряжено с неуклонным ростом межличностных проблем с педагогами. Основными источниками рисков связанных с учителем являются: эмоциональное выгорание (55%), некомпетентность (30%), низкий уровень мотивации (20%) и низкий уровень профессионального саморазвития педагога (20%). Это в свою очередь во многом определяет проблемы в сфере взаимодействия, как между детьми, так и между ребенком и учителем которые выражаются в отсутствии доверительных отношений и психологической поддержки, авторитарности, нетерпимости и низкой коммуникативной компетентности.
Полученные данные заслуживают особого внимания, так как любые нарушения в системе этих отношений непосредственно отражаются на психическом состоянии учащихся. Необходима разработка критериев оценки и схем мониторинга состояния образовательной среды, поскольку на сегодняшний день в школьной практике они отсутствуют.
Учебное издание
Гончарова Юлия Адольфовна
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Учебная программа курса и планы семинарских занятий для вузов