Глава 6 Выбор стратегий и методов. ных 1 или 2 в выходные данные 4, 5 или 6)
ных 1 или 2 в выходные данные 4, 5 или 6). Чтобы лучше понять смысл термина "Анализ и преобразование структуры задачи", лучше всего перечитать раздел "Трансформация" в гл. 5 и пояснения, которые приводятся в ч. II при описании каждого метода гл. 11, указанного в колонке 3. В клетке 4-3 приведены методы, обеспечивающие возможность пересмотра задачи на более поздней стадии. Такой пересмотр бывает очень эффективным: можно придать задаче временную, условную структуру с единственной целью получения информации, которая позволит вскрыть реальные трудности, а затем изменить структуру задачи таким образом, чтобы преодолеть эти трудности.
Обращает на себя внимание тот факт, что в строки 1 и 2 входят по большей части "мягкие" методы, которые по каждой категории дают промежуточные результаты, пока не сложилась окончательная структура задачи. "Жесткие" методы, обеспечивающие твердую основу для исследования структуры нетривиальных задач (клетка 3-2) или для устранения логических затруднений (клетка 4-3), можно применять лишь после того, как получены промежуточные результаты (колонки 3 и 4 соответственно) .
Конвергенция
Операции, приводимые в колонках 4, 5 и 6, всегда направлены на снижение неопределенности, возникшей на предыдущих стадиях, и на конвергенцию к единственному варианту проекта.
Готовые стратегии (гл. 7), т.е. методы с сильнейшей конвергенцией, стоят все вместе в клетке 3-6. Сюда входят "систематические", т.е. логические и математические методы (разд. 7.1-7.4), а также "адаптивные" методы (разд. 7.5-7.7.). Основным недостатком методов, указанных в этой клетке, является то, что все они предполагают неизменную структуру задачи и поэтому не годятся для новаторского проектирования. Группа более умозрительных, менее практически направленных логических методов включена в клетку 2-5. Методы управления стратегией (разд. 8.1, 8.2) указаны в клетке 1-6, так как с их
помощью можно выбрать другие методы. Клетки, расположенные вдоль диагонали (3-4, 4-5 и 5-6), содержат более скромные конвергентные методы, обеспечивающие продвижение вперед без риска, с которым связано применение более общих стратегических методов, удаленных от диагонали. Самые надежные и эффективные из этих методов пошагового продвижения указаны в клетке 5-6. Сюда относятся "жесткие" исследовательские методы, изложенные в разд. 9.5-9.9 (используемые в данном случае для оценки, а не для исследования) и оценочные методы из гл. 12. Стратегический оценочный метод "Стоимостный анализ" (разд. 7.2) включен в эту клетку, чтобы указать на возможность его использования для совершенствования существующего изделия. Этот метод указан также в клетке 3-6, так как его можно применять и для разработки новых изделий.
Интересен вопрос, о месте традиционных методов проектирования в схеме "Дано — Требуется". По-видимому, они будут занимать только нижний правый ее угол (рис. 6.8).
Метод проб и ошибок, на котором основана эволюция кустарных промыслов, охватывает единственную клетку 5-6 и соперничает с новыми методами оценки, указанными в этой клетке. Попытки ремесленника совершать операции, описываемые в других клетках таблицы, остаются чисто умозрительными, не связанными с применением какого-либо объективного метода или орудия проектирования. Отсюда вытекает и неспособность ремесленника совершать даже небольшие скачки в проектировании, если только он не является высоко одаренной личностью. "Чертежный" способ проектирования занимает несколько больше места на схеме, но все же он охватывает лишь незначительную ее часть, а на остальной ее площади конструктор вынужден действовать "в уме", не имея методологии и орудий проектирования. Ясно, что методы, указанные в клетках 4-5 и 4-6, особенно метод, изложенный в разд. 11.3, который один занимает целую клетку 4-6, -это новые методы, вступающие в непосредственное соперничество с разработкой эскизов и изготовлением масштабных