Восприятие музыки. Восприятие речи.
Восприятие музыки.
Музыка – это не сумма звуков. Мелодия выступает как целостное гештальткачество. При восприятии музыки действуют законы организации феноменального звукового поля. На слух мы также разделяем солирующую мелодию и аккомпанемент (при зрительном восприятии – выделение фигуры из фона)
Принципы восприятия музыки.
-принцип близости (последовательно идущие звуки воспринимаются как часть музыкальной фразы)
-принцип сходства (звуки близкой высоты или звуки одного тона воспринимаются как часть одной мелодии)
-принцип замыкания (мы слышим музыку даже при наличии мешающих шумов)
Восприятие речи.
Восприятие речи базируется на распознавании фонем (фонема - единица восприятия речи).
Гипотеза черт включает в себя 3 параметра: свойство гласности и согласности, свойство звонкости и глухости, место артикуляции.
Люди склонны путать звуки, различающиеся меньшим числом черт (например Б – П)
По месту артикуляции делятся на:
- билабиальные (такие звуки на П, М т.е. при закрытых губах)
-лабио-дентальные (нижняя губа прижата к зубам, например В, Ф)
-альвеолярные (корень языка прижат к альвеолам, например Д, Т)
-задненебные (язык прижат в мягкому небу, например Г, К)
Восприятие звуков речи носит категорический характер: объекты опознаются как к принадлежащим разным категориям.
Лискер и Абрамсон провели эксперимент, с помощью компьютера создали искусственные звуки. В которых интервал между звуками 150 мс. Испытуемым нужно было ответить на вопрос ”Что вы слышите: б или п?”
Результаты не показали четко выделенного периода взаимного перехода этих звуков.
Значение интеграции звуковой и зрительной информации восприятия речи. Эксперимент Мак-Гурка.
Диктор на экране произносил звуки ”га - га” а в наушники подавалось “ба –ба”. В результате, аудиовизуальный конфликт приводил к смешению, и испытуемые слышали сочетание “да-да”.
Зрительные ощущения. Кодирование информации в зрительной системе. Активность субъекта как фактор адекватного зрительного восприятия.
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ – реакция на световое излучение. Интенсивность излучения переживается как яркость, а длина волны – цвета и их оттенки. Яркость принято измерять в свечах. АНП – 32 миллионных 0 целых свечи на квадратный метр, АВП – 3 миллиарда свечей на квадратный метр (интенсивность свечения солнца в полдень).
КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ. Орган зрения – глаз. Луч света проходит последовательно через роговицу, радужку, хрусталик и стекловидное тело, прежде чем достигает сетчатки. Сетчатка глаза является сенсорной поверхностью для светового излучения (участок коры головного мозга, вынесенный в глазное дно).
Зрачок (отверстие в радужке) отвечает за регуляцию: расширяется при недостатке и сужается при избытке освещения – рефлекс Витта.
После прохождения всех структурных компонентов глаза, луч попадает на сетчатку – тонкий слой светочувствительных нейронов(колбочки – цветное зрение при ярком свете, палочки – черно-белое сумеречное зрение), преобразующих свет в электрические импульсы. Светочувствительные клетки соединены со зрительным нервом, который посылает электрические импульсы в мозг. Слепое пятно - место, где зрительный нерв покидает сетчатку ( нет свет. чувств. клеток, соответственно нет зрения).
АКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТА. Для того, чтобы перейти от ощущения к восприятию, зрительный образ должен быть распознан (т. е. хаотичный поток информации должен быть превращен в осмысленный организованный материал.
Главная задача зрительного восприятия – выделение фигуры из фона. Сам по себе акт выделения фигуры из фона – это проявление субъектом активности.
-фигура представляет собой предмет, её контур и границы – её очертания
-фон воспринимается как субстанция и кажется бесформенным
-фигура кажется ближе к наблюдателю
-фигура кажется более отчетливой