Восприятие музыки через слушание

Высокий уровень:

1) внимательно, увлеченно слушает музыку (выражение глаз, мимика);

2) адекватно определяет характер музыкального произведения (использует разнообразные определения, образную речь);

3) определяет жанр (песенный, танцевальный, маршевый и др.);

4) определяет форму музыкального произведения (количество частей в 1, 2, 3-х частной форме, вариациях, форме рондо, вступление, проигрыш, запев и припев в песне);

5) выделяет наиболее яркие элементы музыкальной речи (динамика, тембр, регистр, темп, силу звука и др.).

Средний уровень:

1) слушает музыку, иногда отвлекаясь, не выражая особых эмоций;

2) адекватно определяет характер музыки, используя одно-два определения, например, «веселая», «задорная»;

3) определяет жанр произведения с незначительной подсказкой педагога;

4) определяет форму произведения (части, запев, припев) с незначительной помощью педагога;

5) выделяет некоторые выразительные средства (два-три).

Низкий уровень:

1) слушает музыку без интереса, часто отвлекается;

2) не может точно определить характер музыки или определяет его одним словом («грустно», «весело»);

3) ошибается в определении жанра музыкального произведения или отказывается выполнять задание;

4) ошибается в определении формы произведения или отказывается выполнять задание;

5) выделяет одно-два средства выразительности или не может назвать ни одного.

ПЕНИЕ

Высокий уровень:

1) точно передает мелодию знакомой песни, несложной попевки без музыкального сопровождения;

2) поет выразительно, эмоционально, передавая характер музыки, ее выразительные особенности;

3) сочиняет несложные мелодии в разных жанрах (марш, танец, песня) различного характера.

Средний уровень:

1) точно передает мелодию знакомой песни (попевки) с музыкальным сопровождением или с поддержкой голоса педагога;

2) поет недостаточно выразительно;

3) сочиняет несложные мелодии с помощью взрослого, используя предложенный образец.

Низкий уровень:

1) интонирует неточно;

2) поет невыразительно, неэмоционально, равнодушно;

3) сочиняет мелодию, предлагая вариант, мало отличающийся от образца.

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Высокий уровень:

1) точно воспроизводит простой, пунктирный и синкопированный ритмы, двигается под музыку ритмично;

2) двигается под музыку синхронно и в соответствии с характером музыки;

3) импровизирует ритмические аккомпанементы и движения под музыку, используя разнообразные ритмоформулы, танцевальные движения, пантомимику и образно-игровые движения.

Средний уровень:

1) не всегда точно воспроизводит ритм музыки;

2) двигается под музыку неуклюже, недостаточно выразительно;

3) двигается, используя (комбинируя) знакомые танцевальные или образно-игровые движения, составляет ритмоформулы, мало отличающиеся от предложенного педагогом варианта.

Низкий уровень:

1) неточно воспроизводит даже несложные ритмические фигуры, двигается неритмично;

2) движения не выразительны, сбивчивы, не соответствуют характеру музыки;

3) использует однообразные движения, не может самостоятельно составить ритмическую формулу.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ И ИМПРОВИЗАЦИЯ

Высокий уровень:

1) уверенно, ритмично, выразительно исполняет предложенный ритмический аккомпанемент, свободно ориентируется в ритмической партитуре, точно исполняет несложную знакомую попевку (построенную на 2-7 звуках) на звуковысотном музыкальном инструменте (свирель, металлофон, фортепиано, блок-флейта и др.);

2) самостоятельно подбирает знакомые мелодии, составляет ритмические аккомпанементы.

Средний уровень:

1) исполняет знакомые мелодии и ритмические аккомпанементы с незначительной помощью педагога;

2) подбирает знакомые попевки и ритмическое сопровождение с помощью педагога.

Низкий уровень:

1) затрудняется в игре на ритмических и звуковысотных инструментах;

2) не может подобрать ритмический аккомпанемент и мелодию ни одной знакомой песни или попевки.

УСВОЕНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ

Высокий уровень:

1) имеет достаточное представление об элементах музыкальной речи, овладел полностью основными понятиями и терминами, в соответствии с требованиями учебной программы;

2) дает точные объяснения основным музыкальным терминам.

Средний уровень:

1) имеет общее представление об элементах музыкальной речи, овладел отдельными понятиями и терминами;

2) дает приблизительное объяснение отдельным музыкальным терминам (в основном своими словами).

Низкий уровень:

1) не распознает элементы музыкальной речи, имеет смутное представление о средствах музыкальной выразительности, понятийный аппарат не сформирован;

2) не может дать объяснение или охарактеризовать ни одного музыкального термина.

Полученные в ходе диагностики результаты описываются студентом в свободной форме. При этом следует тщательно проанализировать как общие, так и индивидуальные особенности музыкального развития детей.

Общий уровень музыкального развития класса отражается в количественных и процентных показателях. Отмечаются результаты по каждому виду деятельности, выявляются «лидеры» по направлениям деятельности, а также учащиеся с недостаточно выраженными способностями к тем или иным видам музыкального творчества.

Анализируются персональные достижения каждого ребенка, и методом математической обработки данных выявляется их индивидуальный уровень общего музыкального развития.

Проведенный анализ предполагает заключение в форме общих выводов, а также выработку рекомендаций для педагога-музыканта, осуществляющего профессиональную деятельность в данном классе, по повышению эффективности музыкального образования школьников.

При написании отчета о педагогической практике студент отражает объемы проведенной работы (выполнение программы педагогической практики, имеющие место отклонения от утвержденного плана с указанием причин). Далее дается краткий анализ наблюдаемых и проведенных уроков в контексте существующей в базовом общеобразовательном учреждении системы музыкального образования. Указываются и анализируются посещенные и проведенные практикантом в рамках запланированной воспитательной работы с учащимися внеклассные мероприятия, а также отклонения от плана с указанием причин. Студент должен оценить личные профессиональные умения и навыки, приобретенные в процессе прохождения педагогической практики, указать, какими видами музыкально-педагогической деятельности он овладел, что вызвало затруднения и почему. Приветствуется описание индивидуальной работы с учащимися во внеурочное время; работы, проведенной с родителями; практической помощи, оказанной членам педагогического коллектива общеобразовательного учреждения или в целом школе (например, улучшение предметного оборудования кабинета музыки, изготовление наглядных пособий и дидактических материалов, помощь в подборе музыкального репертуара, пополнение кабинетной или школьной библиотеки специальными изданиями, создание аудио-визуальных средств обучения и др.). Завершается отчет предложениями по улучшению педагогической практики.

К дневнику педагогической практики прилагаются оформленный в соответствии с требованиями индивидуальный план-отчет, индивидуальная карта студента-практиканта и отзыв студента-практиканта, составленный учителем музыки общеобразовательного учреждения – руководителем практики и заверенная подписью директора (заместителя директора) и гербовой печатью.

УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА*

(индивидуальная карта студента-практиканта)

ФИО студента______________________________________________________

Факультет, направление подготовки__________________________________

Курс, группа, форма обучения_______________________________________

Области профессиональной деятельности Уровень сформированности компетенций (владение профессиональными навыками) Комментарии (пояснения)
Низкий Средний Высокий
Конструктивная (планировочная)        
Коммуникативно-организаторская        
Преподавательская (образовательная)        
Музыкально-исполнительская: - пение        
- игра на музыкальных инструментах        
- дирижирование          
Художественно-творческая        
Коррекционно-развивающая, арттерапевтическая        
Контрольно-аналитическая, диагностическая        
Научно-методическая, исследовательская        

Подпись учителя –

руководителя практики _____________________ /_______________________/

Учебное издание

Рудзик Марина Федоровна

Наши рекомендации