Типы ценностей (по Харскому К.В.)

ü Идеологические включают в себя любые идеи, все, что связано с творчеством, религиозные и политические идеологии, все, что связано с информацией. Идеологическая ценность не осязаемая, она представлена в сознании человека какими-либо словами и образами.

ü Материальные.Материальные ценности включают в себя все, что непосредственно связано с деньгами в широком смысле. Так к материальным ценностям следует отнести: деньги, зарплаты, накопления, карьеру, место работы, должность, перспективы служебного роста, профессиональное образование и т.д. Материальным ценностям легко найти денежный эквивалент.

ü Эмоциональные Эмоциональные ценности включают в себя все переживания характерные для человека. Это, конечно же: любовь, дружба, ненависть, месть, покой, душевное равновесие, гордость и т.д. Эмоциональные ценности имеют внутреннее представление, могут быть описаны словами, но они настолько субъективны, что каждый человек переживает немного по-своему.

ü ВитальныеВитальные ценности включают в себя, как следует из названия, все, что связано с самой жизнью: сохранение жизни, сохранение и укрепление здоровья, продолжение рода, дети, семья, экология, забота о родителях и т.д.

Установка – это постоянная готовность личности чувствовать и вести себя определенным образом по отношению к чему-либо или к кому-либо. Установка приводит к намерению повести себя каким-либо образом. Это намерение может быть исполнено или не исполнено при данных обстоятельствах. Хотя установка не всегда однозначно определяет поведение, связь между установкой и намерением вести себя каким-либо образом очень важна для менеджера.

Большинство современных исследователей выделяют следующие компоненты установки:

аффективный компонент (чувства, эмоции: любовь и ненависть, симпатия и антипатия) формирует отношение к объекту, предубеждение (отрицательные чувства), привлекательность (положительные чувства) и нейтральные эмоции. Это стержневой компонент установки. Эмоциональное состояние предшествует организации когнитивного компонента;

• когнитивный (информационный, стереотипный) компонент (восприятие, знание, убеждение, мнение об объекте) формирует определенный стереотип, модель. Его могут отразить, например, факторы силы, активности;

• конативный компонент(действенный, поведенческий, требующий приложения волевых усилий) определяет способ включения поведения в процесс деятельности. К этому компоненту относят мотивы и цели поведения, склонность к определенным поступкам.

Сущность и содержание мотивации

Мотивация— побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотив— это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.

Виды мотивации

ü Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

ü Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

ü Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.

ü Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Теории мотивации

1. Содержательные:стремятся рассмотреть активные потребности, которые побуждают людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы

    1. «Пирамида» А. Маслоу
    2. Теория Ф. Герцберга
    3. Трехфакторная модель Д. МакКлелланда

2. Процессуальные: анализируется то, как человек распределяет усилия для удовлетворения потребностей в процессе достижения целей и как выбирает конкретный вид поведения (действия). Мотивация рассматривается с точки зрения того, каким образом человек формирует и направляет свои усилия на достижение результатов

а) Теория ожиданий

б) Теория справедливости

в) Модель мотивации Портера – Лоулера

Мотивационная среда - действия, мероприятия и процедуры, отражающие процесс мотивации и вовлечения сотрудников в деятельность компании

Мотивационный профиль - представляет собой комплекс мотивов, движущих индивидом в профессиональной сфере. Важно определить несколько мотивирующих факторов, а также учитывать, что мотивы связаны между собой. Воздействие на один мотив без учета другого неэффективно.

Типы мотивации

• Инструментальный

• Профессиональный

• Патриотический

• Хозяйский

• Люмпенизированный

Самоорганизация индивида

Самоорганизация — процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия (изменение внешних условий может также быть стимулирующим воздействием). Результат — появление единицы следующего качественного уровня.

В зависимости от подхода к описанию самоорганизации в определение включают характеристики системы, тип внутреннего фактора, особенности процесса.

Стадии самоорганизации

1. Обеспечения первичных потребностейиндивида основывается на генетически наследуемых инстинктах, приобретаемых и закрепляемых каждым в функциях обеспечения жизнедеятельности.

2. Их совершенствование и применение в разных целях и сферах приводит к формированию единой системы навыков самоорганизации индивида, реализуемых в процессе изучения окружающего мира.

3. Этим, в свою очередь, обусловливается и начало целенаправленного процесса овладения необходимыми знаниями, содержание которого последовательно расширяется и специализируется на протяжении всего жизненного цикла индивида. Собственно этого уже достаточно для самостоятельного существования и развития человека, но социальный характер его взаимодействия с окружающим миром объективно обусловливает осуществление высших стадий самоорганизации.

4. Освоение культурыкак общепринятого выражения сложившихся форм организации жизнедеятельности социума, обеспечивающего целенаправленное, адекватное, эффективное профессиональное взаимодействие между сотрудниками.

5. Важнейшей, организационно позиционирующей административное и социальное положение индивида, становится стадия получения и закрепления им формального и неформального статуса.Она осуществляется параллельно в самых разнообразных организациях, обеспечивающих и определяющих эффективность его функционирования и развития.

6. Наконец, высшим уровнем самоорганизации индивида становится искусство как достижение наибольшего эффекта и гармонии в его самовыражении и самореализации. Основной оценкой достигнутого уровня самоорганизации становится удовлетворение самим процессом инновации, обеспечивающим индивидуально и социально значимые результаты. Понятно, что не всегда и далеко не полностью может разделяться окружающими, но эта оценка относится к внешней организации и хотя влияет на статус личности, но не всегда определяет ОП.


Наши рекомендации