Виды взаимодействия в социальной психологии
Область позитивных эмоций | Солидарность Снятие напряжения Согласие |
Область решения проблем | Предложение, указание Мнение Ориентация других |
Область постановки проблем | Просьба об информации Просьба высказать мнение Просьба об указании |
Область негативных эмоций | Несогласие Создание напряженности Демонстрация антагонизма |
Эта схема схватывает лишь некоторые возможные варианты характеристик, хотя здесь отсутствует логика: почему столько, а не меньше или больше? Но главное, что в этой схеме упущен момент характеристики содержания общей групповой деятельности. И в этой связи встает вопрос: «А может ли вообще социальная психология рассмотреть содержательную сторону деятельности?».
Важность исследования интерактивной стороны человеческой деятельности обусловила появление в социальной психологии концепции, основателем которой является американский философ, социолог и социальный психолог Г. Мид, символический интеракционизм. Выясняя социальную роль человеческого «Я», он пришел к заключению, что в становлении этого «Я» решающую роль играет взаимодействие. В ситуации взаимодействия формируется личность, в них она осознает себя. Это не простая реакция на мнение других. Личность действует активно с себе подобными. Происхождение «Я» целиком социально. Главная его особенность – становиться объектом для самого себя, что отличает его от животных. Социальный индивид является источником движения общества. Механизмом становления личности являются представления, которые складываются о нем у окружающих. Но, несмотря на привлекательность, в этой концепции есть слабые стороны, слишком большое место в ней отводится роли символов. Человек представляется как существо, обитающее в мире символов, включенное в знаковую ситуацию. Вся совокупность социальных отношений, культура представлена как совокупность символов. В концепции символического интеракционизма, собственно интерактивный аспект общения, оторван от содержания деятельности, в результате чего все богатство макросоциальных отношений личности по существу игнорируется.
Для наиболее правильного рассмотрения общения, необходимо рассматривать взаимодействие как формы организации какой-нибудь деятельности людей. Конкретное содержание совместной деятельности рассматривается со стороны «вклада» каждого участника деятельности. Если этот процесс представить в виде схемы, то мы получим три возможные формы или модели: а) когда каждый участник делает свою часть общей работы не зависимо от других - «совместно-индивидуальная деятельность» (производственные бригады, где у каждого свои задачи), б) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником – «совместно-последовательная деятельность» (конвейер), в) когда имеет место одновременное включение каждого в деятельность – «совместно-взаимодействующая деятельность» (научный коллектив, спортивная команда). При таком подходе возможно познание как та или иная система взаимодействия сопряжена со сложившимися между участниками взаимодействия отношениями.
Процесс взаимоотношения окрашивается эмоционально, но он не может исключить само межличностное отношение. При анализе взаимоотношения, очень важно учитывать, что каждый его участник осознает свой вклад в общую деятельность, и это помогает ему корректировать свою стратегию и тактику поведения.
Таким образом, при исследовании механизма взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы одного индивида «накладываются» на представление о партнере, и как- то, так и другое проявляется в принятии решения.