Моделирование поведения потребителей
Потенциальные потребители товаров, как физические, так июридические лица, являются разными субъектами рынка по статусу, положению на рынке, уровню доходов, спроса и образования, структуре потребления, географическому расположению, демографии, информационной обеспеченности, индивидуальным и групповым интересам, традициям. Отсюда действия на товарном рынке потребителей могут существенно отличаться между собой по целям, структуре и объемах совершаемых покупок. В связи с этим маркетинг ставит задачи по моделированию рыночного поведения потребителей
Моделированиепредставляет собой исследование явлений, процессов, систем объектов путем построения и изучения их моделей. Это одна из основных категорий теории познания: на идее моделирования базируется любой метод научного исследования — как теоретический (используются различного рода знаковые, абстрактные модели), так и экспериментальный (используются предметные модели).
Модель— аналог, мысленный или условный образ (описание, схема, план и т.п.) конкретного процесса, явления, объекта, используемый в качестве его «представления».
Моделирование поведения потребителей осуществляется при взаимодействии маркетолога, производителей, посредников, продавцов и потребителей (юридических лиц — решение коммерческо-хозяй-ственных проблем фирм, физических лиц — решение бытовых проблем с сознательным или бессознательным применением некоторых аспектов маркетинга).
Рассмотрим моделирование поведения на товарном рынке потребителей — физических лиц.На их рыночное поведение оказывают влияние определенные факторы:
1) экономические — уровень дохода и экономическая обстановка;
2) культурные — культура (первопричина, определяющая потребности и поведение человека); субкультура (географические, национальные, расовые, религиозные аспекты культуры); социальные классы (люди, принадлежащие одному и тому же классу, имеющие схожие ценностные представления, интересы, поведение в зависимости от образования, рода деятельности, доходов);
3) социальные-референтные — группы (группы, к которым принадлежит человек, с которыми он взаимодействует, от которых зависит его поведение); семья (родители и близкие родственники человека, играющие наставляющую роль в его восприятии любви, религии, самоуважения, политики, экономики); роли и статусы (человек, являясь членом определенных социальных групп, наделен соответствующей ролью и статусом, отражающими степень его оценки окружающими),
4) личностные — возраст и этап жизненного цикла семьи (с годами меняются вкусы и отношения человека и членов его семьи к питанию, одежде, мебели, досугу, что периодически меняет его потребительские интересы на товарном рынке); род занятий (профессия человека и конкретная деятельность во многом определяют его товарные предпочтения); экономическое положение (определяется реальной величиной расходной части личного или семейного бюджета, размерами сбережений, кредитоспособностью, что сказывается на его рыночной ориентации в выборе товара); образ жизни (устоявшиеся формы бытия человека, выражающиеся в его деятельности, интересах, убеждениях, поступках, взаимодействиях с окружающим миром); тип личности и представления о самом себе (совокупность объективных отличительных психологических характеристик человека и субъективное представление человека о самом себе);
5) психологические — мотивация (результат суммирования разнообразных нужд человека — в питании (духовной близости); уважении, признании, самоутверждении, комфортности, независимости, безопасности и стремления поиска путей их удовлетворения), восприятия (оценка и реакция мотивированного человека на конкретную ситуацию); усвоение (перемены в поведении человека по мере усвоения знаний, опыта в процессе его деятельности); убеждение (индивидуальная характеристика человеком идеи, объектов, субъектов, т.е. собственное мнение (отношение); отношение (оценка человеком идеи, объекта, субъекта, испытываемые чувства и возможные действия по отношению к ним).
Последовательность действий в моделировании:
1) Выявление финансовых возможностей и их регулирование
2) Определение конкретного товара из предлагаемых на рынке
3) Осознание потребности в товаре
4) Поиск и анализ информации о товаре
5) Ознакомление и предварительная оценка товара
6) Принятие решения о покупке товара
7) Покупка товара
8) Оценка потребительских качеств товара и правильности выбора
Моделирование поведения потребителей позволяет субъектам рынка улучшать свою деятельность, рационализировать коммерческо-хозяйственные связи, процессы производства и реализации товарной продукции, совершенствовать и развивать рыночные отношения