Большая социальная группа как социально-психологический феномен. Уровни развития больших социальных групп и факторы, влияющие на процесс
Общепринятым в социальной психологии является деление больших социальных групп на два вида:
Ø Группы, люди в которых объединены общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей (объективные макрогруппы);
Ø Группы, которые возникли в результате сознательного объединения людей (субъективно-психологические).
За основу более детальной классификации больших социальных групп за разделительные принимаются разные признаки: по времени существования, по характеру организованности, по признаку реальности-условности, контактности, полу, возрасту и др.
В историческом развитии общества и в конкретном развитии групп социальные общности проходят ряд этапов. Эти этапы соответствуют уровню развитости групп.
Первый – нижний уровень – типологический, характеризуется тем, что члены группы объективно схожи между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в регуляции индивидуального поведения людей, но не составляют основания для создания психологической общности (напр.: азиаты, африканцы, европейцы и т.п.).
Второй уровень развития социальной группы характеризуется тем, что члены группы осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с её членами (напр.: нация, жители государства и т.п.) .
Третий уровень развития социальной группы предполагает готовность группы к совместным действиям во имя групповых целей. Члены группы осознают общность своих интересов. Этот уровень развития социальных групп Дилигенский Г. называет уровнем солидарности или интегрированности (напр.: партии, армия и т.п.).
Уровень развития психологической общности групп зависит от ряда факторов.
В качестве одного из главных Г.Дилигенский выделяет степень эмпиричности, очевидности, непосредственности отражения в сознании членов группы признаков, позволяющих идентифицировать свою группу и отделить её от «чужих», не своих групп.
Другими факторами, влияющими на уровень развития групп, выделяют:
· характер внутригрупповых и межгрупповых коммуникаций;
· социальная мобильность;
· общественно-исторический опыт общности.
Психические явления в больших группах могут быть разделены по сферам психики. Все психические процессы этих сфер в психологии больших групп приобретают свои специфические особенности.
К когнитивной сфере относят: коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание, менталитет.
Второй структурный элемент психологии больших групп – мотивационно-потребностная сфера. Она представляется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, интересами, целями, установками, идеалами. Для психологии социальных групп имеет интерес деление групповых потребностей на два вида:
· потребности группы, как данной системы, нуждающейся в определенных условиях своего функционирования;
· потребности большинства личностей, входящих в данную группу.
С потребностями в психологии больших групп органически связаны интересы, а также жизненные ориентации. Выделяют 7 типов ориентаций:
· ориентация статус-кво;
· карьерный тип;
· предпринимательский тип;
· гедонистическая ориентация;
· ориентация на материальное потребление;
· социально-патологическая ориентация;
· ориентация на творчество;
· ориентация на борьбу за определенные идеалы.
Групповые потребности, интересы, ценности, принятые членами социальных групп, составляют фонд общегрупповой мотивации. Они выступают стимулами и мотивами деятельности и поведения людей.
Аффективная сфера психологии больших групп включает чувства, эмоции и настроения.
Деятельностная сфера психологии больших групп включает коллективную деятельность и групповое (массовое) поведение.