Методы обучения и преподавания
Министерство здравоохранения республики казахстан
РГП на ПХВ «ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ государственнЫЙ медицинскИЙ университет имени марата оспанова» МЗ РК
Кафедра ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УВР
проф._____________ Тусупкалиев А.Б.
«____»___________ 2015г.
Рабочая программа
(бакалавриат)
Дисциплина:«Санитарно- гигиенические аспекты формирования здорового образа жизни»
Код дисциплины:
Специальность:5В110400 – «Медико-профилактическое дело»
Объем учебных часов:90
Количество кредитов:2
Курс:3
Семестр:6
Г.Актобе, 2015
Рабочая программа дисциплины составлена кафедрой общей гигиены и экологии на основании №734 типовой программы от 26.10.2011 г. и инструктивного письма №6
Обсуждена на заседании кафедры от _______ _______________2015 г.
Протокол №____
Руководитель кафедры _____________________ Бердешева Г.А.
Обсуждена цикловой методической комиссией ______________________
__________________________________________________________________
от ____ _________ 2015 г. Протокол № ______
Руководитель ________________________ Уразаева С.Т.
Согласована Учебно-методическим центром
от ______ __________ 2015 г. Протокол № ____
Руководитель ________________________ Дильмагамбетов Д.С.
II. Содержание
Введение
Здоровый образ жизни, как биологическая и социальная проблема. Определение и понятие «образа жизни». Структура образа жизни. Показатели образа жизни: уклад, стиль, уровень, качество жизни. Основные пути формирования здоровья. Приоритеты здорового образа жизни. Социально-психологические аспекты здорового образа жизни.
Учение о болезни. Структура болезни, ее лечение и возможные исходы. Классификация болезней. Принципы и методы формирования здорового образа жизни учащихся. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Основы формирования здорового образа жизни. Виды наркотических веществ. Действие наркотических веществ на различные системы органов: центральную нервную систему, сердечно-сосудистую, желудочно-кишечный тракт, эндокринную систему и обмен веществ. Мероприятия, направленные на профилактику распространения наркомании.
Алкоголизм как хроническое заболевание. Профилактика алкоголизма.
Курение. Влияние никотина на организм. Профилактика курения подростков и молодежи.
Профилактика вредных привычек. Здоровье сберегающая функция учебно-воспитательного процесса. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни.
Здоровое питание как основа здорового образа жизни.
Понятие о санитарно-просветительской работе. Основные принципы санитарно-просветительской работы.
Методы и средства пропаганды, используемые в гигиеническом воспитании населения.
2. Цель дисциплины: углубление и расширение знаний студентов по проблемам здоровья и здорового образа жизни. Ознакомить студентов с экологическими, наследственными факторами, влияющих на здоровье, с основами рационального питания, причинами развития и профилактикой основных групп заболеваний, последствиями вредных привычек и пристрастий, которые ухудшают здоровье и качество жизни человека.
Задачи обучения
- изучение основных составляющих здорового образа жизни, также современные концепции здорового образа жизни;
- изучение научных основ оценки состояния здоровья;
- изучение медицинской сущности болезни, формирование общего понятия о болезни;
- ознакомить студентов с современными тенденциями и взглядами на проблемы здоровья;
- углубить знания об образе жизни как основном факторе здоровья;
- сформировать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
4. Студент должен знать:
- основы формирования здорового образа жизни;
- методы и средства гигиенического воспитания населения и научиться применять их в будущей практической деятельности врача;
- основы профилактической медицины, организацию профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья детского населения и подростков;
- основы взаимодействия организма и окружающей среды, роль санитарно- гигиенических аспектов в научной разработке проблемы укрепления здоровья, повышения работоспособности;
- гигиенические основы здорового образа жизни;
- гигиенические аспекты питания;
- методы санитарно-просветительной работы.
5. Студент должен уметь:
- самостоятельно работать с учебной, научной, нормативной и справочной литературой, вести поиск, превращать полученную информацию в средство для решения профессиональных задач;
- применять современные методы комплексного диагностирования физического развития человека;
- осуществлять контроль за функциональным состоянием организма;
- использовать свои знания для формирования ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
- Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Определение и понятие «образа жизни». Структура образа жизни. Показатели образа жизни: уклад, стиль, уровень, качество жизни. Основные пути формирования здоровья. Приоритеты здорового образа жизни. Социально-психологические аспекты здорового образа жизни.
- Учение о болезни. Структура болезни, ее лечение и возможные исходы. Классификация болезней. Принципы и методы формирования здорового образа жизни учащихся. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Основы формирования здорового образа жизни.
- Виды наркотических веществ. Действие наркотических веществ на различные системы органов: центральную нервную систему, сердечно-сосудистую, желудочно-кишечный тракт, эндокринную систему, и обмен веществ.
- Мероприятия, направленные на профилактику распространения наркомании.
- Алкоголизм как хроническое заболевание. Профилактика алкоголизма.
- Курение. Влияние никотина на организм. Профилактика курения подростков и молодежи.
- Здоровое питание как основа здорового образа жизни.
- Понятие о санитарно-просветительской работе. Основные принципы санитарно-просветительской работы.
- Методы и средства пропаганды, используемые в гигиеническом воспитании населения.
6. Студент должен иметь навыки:
-методиками формирования потребности в здоровье, повышения мотивации на укрепление здоровья, способами профилактики и коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью;
- использовать знания для формирования культуры ЗОЖ.
7.Пререквизиты: Биология, ОБЖ, экология и устойчивое развитие.
8.Постреквизиты: Общая гигиена, гигиена питания, окружающая среда и здоровье населения, общественное здоровье.
Тематический план занятий
Тематический план практических занятий
№ | Тематика практического занятия | Объем в часах | Неделя |
Формирование у населения навыков ведения здорового образа жизни и профилактика заболеваний. Солидарная ответственность граждан за свое здоровье. | |||
Профилактика и ограничение табакокурения. Закон Республики Казахстан от 10.07.2002 N 340-2 "О профилактике и ограничении табакокурения" | |||
Профилактика употребления алкоголя. | |||
Содействие сокращению употребления наркотиков | |||
Содействие качественному рациональному питанию | |||
Качество питьевой воды. Профилактика заболеваний, связанных с некачественной питьевой водой. | |||
Содействие физической активности | |||
Профилактика хронических неинфекционных заболеваний и травматизма. | |||
Профилактика туберкулеза. Пути передачи, источник заражения. Меры профилактики. Вакцинация БЦЖ. | |||
Снижение заболеваемости ИППП и темпов распространения ВИЧ/СПИДа | |||
Профилактика и снижение заболеваемости вирусными гепатитами, острыми и кишечными инфекциями, ОРВИ | |||
Охрана репродуктивного здоровья и планирования семьи | |||
Прегравидарная подготовка женщин для рождения здорового ребенка. Нежелательная беременность. Аборт и его последствия. | |||
Причины совершения суицида у молодежи. Меры по предупреждения совершения попыток суицида у молодежи | |||
Информационно-коммуникационная работа по пропаганде здорового образа жизни | |||
Итого: |
Тематический план самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
№ | Наименование тем | Объем в часах | Неделя |
Основа здорового образа жизни. Основные аспекты составляющей здоровье. Роль медицины в формировании ЗОЖ | |||
Влияние употребление табачных изделий на организм человека. Заболевания органов дыхания и их последствия. Бронхиальная астма и ХОБЛ. Профилактика. Понятие активный и пассивный курильщик. | |||
День отказа от употребления алкоголя. Мы за трезвый образ жизни. Профилактика употребления алкоголя среди молодежи. | |||
Проблема психосоциальной поддержки молодежи, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Организация досуга молодежи. Роль семьи в формировании зависимости от наркотиков. | |||
Методы гигиенической оценки полноценности питания: Оценка фактического питания расчетным методом (по меню-раскладке). Диетическое и лечебное питание. .Качество продуктов питания. Поставщики. Витаминно-минеральный комплекс. Пищевое поведение. | |||
Вода- основа жизни на земле. Источники водоснабжения. Физические и химические свойства воды. | |||
Здоровье – это движение. Профилактика различных заболеваний посредством спорта. Командный дух в спорте. Различные спортивно-массовые мероприятия. Адинамия и их последствия. | |||
Заболевания сердечно-сосудистой системы. Профилактика травматизма. ДТП. Правила дорожного движения. | |||
Как защитить себя от туберкулеза. Меры профилактики. Роль общества к больным с диагнозом: «Туберкулез» | |||
Половое воспитание молодежи. Контрацепция. Понятие «мужского» и «женского» здоровья. | |||
Гепатит С – это приговор. Риск заражения гепатитами в салонах красоты и стоматологиях. Профилактика. | |||
Семья-ячейка общества. Половое воспитание девочек и мальчиков. День матери. | |||
Внутриутробные инфекции, у новорожденного передающиеся от матери: Вирус простого герпеса, цитомегаловирусная инфекция. Профилактика, лечение и последствия. | |||
Жизнь после совершения попыток суицида. Отношение общества к данной проблеме. Цель в жизни. Быть востребованным обществом. | |||
Социальные сети: Facebook, Vk, Instagram и тд. Роль социальной интернет зависимости среди молодежи. | |||
Итого: |
Тематический план самостоятельной работы студентов
№ | Наименование тем | Объем в часах | Неделя |
Всемирный день здоровья. Наследственный фактор в формировании ЗОЖ. | |||
Производители табачных изделий. Состав изделий из табака. | |||
Алкоголь - это заболевание или зависимость? Причины возникновения алкоголизма у населения. Как вылечить алкоголизм. Понятие женского и мужского алкоголизма. | |||
Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков. Причины зависимости у молодежи к наркотикам. Профилактика. | |||
Заболевания, связанные с нарушением питания: ожирение, сахарный диабет, гиповитаминоз и тд. Профилактика. | |||
Заболевания, связанные с употреблением не качественной питьевой воды. Профилактика. | |||
Спорт - это основа физического и психического здоровья. | |||
Рак излечим? Качество жизни людей с диагнозом «Рак». Роль здорового образа жизни в формировании онкологических заболеваний. | |||
Профилактика туберкулеза среди медицинских работников. | |||
Сексуальная свобода. «Женщины коммерческого секса» их роль в обществе. Профилактика инфекций передающихся половым путем. | |||
ВИЧ – инфекция. СПИД. Вертикальный путь заражения ВИЧ-инфекцией и ИППП. Меры безопасности. Профилактика заражения среди молодежи. | |||
Гендерная политика. Роль женщины в обществе. Мать или бизнес женщина. Карьера или семья? | |||
Контрацепция. Виды контрацепции. | |||
Понятие «стрессоустойчивости». Причина возникновения конфликтных ситуаций. Пути решения проблем. Отношения молодежи с родителями. Проблема «Отцов и детей». Роль психолога в современном обществе. | |||
Казахстан – 2020. Видение Казахстана в 2020 году, как информационно-коммуникационное государство. | |||
Итого: |
Методы обучения и преподавания.
Лекции:обзорные и проблемные.
Практические занятия: совместное с преподавателем обсуждение теоретического материала: работа с учебной литературой, выполнение заданий (письменные ответы на вопросы, заполнение таблиц и т.д.), тестирование, устный опрос.
Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя (СРСП): углубленное изучение отдельных вопросов тем пройденных практических занятий, подготовка презентаций и рефератов, дискуссии, защита примерного плана клинического аудита, обсуждение результатов выполнения индивидуальных и групповых заданий, консультации с преподавателем по всем возникающим вопросам, проведение рубежного контрля.
Самостоятельная работа студентов (СРС): работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях, подготовка презентаций и тематических рефератов, презентации, миниолимпиада. Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя: теоретические материалы выполнить вместе с преподавателем, по возникшим вопросам спрашивать советы, изучение индувидульных тем. моделирование задач. дебаты, подготовка рефератов.