Методы обучения и преподавания

Министерство здравоохранения республики казахстан

РГП на ПХВ «ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ государственнЫЙ медицинскИЙ университет имени марата оспанова» МЗ РК

Кафедра ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УВР

проф._____________ Тусупкалиев А.Б.

«____»___________ 2015г.

Рабочая программа

(бакалавриат)

Дисциплина:«Санитарно- гигиенические аспекты формирования здорового образа жизни»

Код дисциплины:

Специальность:5В110400 – «Медико-профилактическое дело»

Объем учебных часов:90

Количество кредитов:2

Курс:3

Семестр:6

Г.Актобе, 2015

Рабочая программа дисциплины составлена кафедрой общей гигиены и экологии на основании №734 типовой программы от 26.10.2011 г. и инструктивного письма №6

Обсуждена на заседании кафедры от _______ _______________2015 г.

Протокол №____

Руководитель кафедры _____________________ Бердешева Г.А.

Обсуждена цикловой методической комиссией ______________________

__________________________________________________________________

от ____ _________ 2015 г. Протокол № ______

Руководитель ________________________ Уразаева С.Т.

Согласована Учебно-методическим центром

от ______ __________ 2015 г. Протокол № ____

Руководитель ________________________ Дильмагамбетов Д.С.

II. Содержание

Введение

Здоровый образ жизни, как биологическая и социальная проблема. Определение и понятие «образа жизни». Структура образа жизни. Показатели образа жизни: уклад, стиль, уровень, качество жизни. Основные пути формирования здоровья. Приоритеты здорового образа жизни. Социально-психологические аспекты здорового образа жизни.

Учение о болезни. Структура болезни, ее лечение и возможные исходы. Классификация болезней. Принципы и методы формирования здорового образа жизни учащихся. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Основы формирования здорового образа жизни. Виды наркотических веществ. Действие наркотических веществ на различные системы органов: центральную нервную систему, сердечно-сосудистую, желудочно-кишечный тракт, эндокринную систему и обмен веществ. Мероприятия, направленные на профилактику распространения наркомании.

Алкоголизм как хроническое заболевание. Профилактика алкоголизма.

Курение. Влияние никотина на организм. Профилактика курения подростков и молодежи.

Профилактика вредных привычек. Здоровье сберегающая функция учебно-воспитательного процесса. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни.

Здоровое питание как основа здорового образа жизни.

Понятие о санитарно-просветительской работе. Основные принципы санитарно-просветительской работы.

Методы и средства пропаганды, используемые в гигиеническом воспитании населения.

2. Цель дисциплины: углубление и расширение знаний студентов по проблемам здоровья и здорового образа жизни. Ознакомить студентов с экологическими, наследственными факторами, влияющих на здоровье, с основами рационального питания, причинами развития и профилактикой основных групп заболеваний, последствиями вредных привычек и пристрастий, которые ухудшают здоровье и качество жизни человека.

Задачи обучения

- изучение основных составляющих здорового образа жизни, также современные концепции здорового образа жизни;

- изучение научных основ оценки состояния здоровья;

- изучение медицинской сущности болезни, формирование общего понятия о болезни;

- ознакомить студентов с современными тенденциями и взглядами на проблемы здоровья;

- углубить знания об образе жизни как основном факторе здоровья;

- сформировать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

4. Студент должен знать:

- основы формирования здорового образа жизни;

- методы и средства гигиенического воспитания населения и научиться применять их в будущей практической деятельности врача;

- основы профилактической медицины, организацию профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья детского населения и подростков;

- основы взаимодействия организма и окружающей среды, роль санитарно- гигиенических аспектов в научной разработке проблемы укрепления здоровья, повышения работоспособности;

- гигиенические основы здорового образа жизни;

- гигиенические аспекты питания;

- методы санитарно-просветительной работы.

5. Студент должен уметь:

- самостоятельно работать с учебной, научной, нормативной и справочной литературой, вести поиск, превращать полученную информацию в средство для решения профессиональных задач;

- применять современные методы комплексного диагностирования физического развития человека;

- осуществлять контроль за функциональным состоянием организма;

- использовать свои знания для формирования ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

- Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Определение и понятие «образа жизни». Структура образа жизни. Показатели образа жизни: уклад, стиль, уровень, качество жизни. Основные пути формирования здоровья. Приоритеты здорового образа жизни. Социально-психологические аспекты здорового образа жизни.

- Учение о болезни. Структура болезни, ее лечение и возможные исходы. Классификация болезней. Принципы и методы формирования здорового образа жизни учащихся. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Основы формирования здорового образа жизни.

- Виды наркотических веществ. Действие наркотических веществ на различные системы органов: центральную нервную систему, сердечно-сосудистую, желудочно-кишечный тракт, эндокринную систему, и обмен веществ.

- Мероприятия, направленные на профилактику распространения наркомании.

- Алкоголизм как хроническое заболевание. Профилактика алкоголизма.

- Курение. Влияние никотина на организм. Профилактика курения подростков и молодежи.

- Здоровое питание как основа здорового образа жизни.

- Понятие о санитарно-просветительской работе. Основные принципы санитарно-просветительской работы.

- Методы и средства пропаганды, используемые в гигиеническом воспитании населения.

6. Студент должен иметь навыки:

-методиками формирования потребности в здоровье, повышения мотивации на укрепление здоровья, способами профилактики и коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью;

- использовать знания для формирования культуры ЗОЖ.

7.Пререквизиты: Биология, ОБЖ, экология и устойчивое развитие.

8.Постреквизиты: Общая гигиена, гигиена питания, окружающая среда и здоровье населения, общественное здоровье.

Тематический план занятий

Тематический план практических занятий

Тематика практического занятия Объем в часах Неделя
Формирование у населения навыков ведения здорового образа жизни и профилактика заболеваний. Солидарная ответственность граждан за свое здоровье.
Профилактика и ограничение табакокурения. Закон Республики Казахстан от 10.07.2002 N 340-2 "О профилактике и ограничении табакокурения"  
Профилактика употребления алкоголя.
Содействие сокращению употребления наркотиков
Содействие качественному рациональному питанию
Качество питьевой воды. Профилактика заболеваний, связанных с некачественной питьевой водой.
Содействие физической активности
Профилактика хронических неинфекционных заболеваний и травматизма.
Профилактика туберкулеза. Пути передачи, источник заражения. Меры профилактики. Вакцинация БЦЖ.
Снижение заболеваемости ИППП и темпов распространения ВИЧ/СПИДа
Профилактика и снижение заболеваемости вирусными гепатитами, острыми и кишечными инфекциями, ОРВИ
Охрана репродуктивного здоровья и планирования семьи
Прегравидарная подготовка женщин для рождения здорового ребенка. Нежелательная беременность. Аборт и его последствия.
Причины совершения суицида у молодежи. Меры по предупреждения совершения попыток суицида у молодежи
Информационно-коммуникационная работа по пропаганде здорового образа жизни
  Итого:  

Тематический план самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

Наименование тем Объем в часах Неделя
Основа здорового образа жизни. Основные аспекты составляющей здоровье. Роль медицины в формировании ЗОЖ
Влияние употребление табачных изделий на организм человека. Заболевания органов дыхания и их последствия. Бронхиальная астма и ХОБЛ. Профилактика. Понятие активный и пассивный курильщик.
День отказа от употребления алкоголя. Мы за трезвый образ жизни. Профилактика употребления алкоголя среди молодежи.
Проблема психосоциальной поддержки молодежи, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Организация досуга молодежи. Роль семьи в формировании зависимости от наркотиков.
Методы гигиенической оценки полноценности питания: Оценка фактического питания расчетным методом (по меню-раскладке). Диетическое и лечебное питание. .Качество продуктов питания. Поставщики. Витаминно-минеральный комплекс. Пищевое поведение.
Вода- основа жизни на земле. Источники водоснабжения. Физические и химические свойства воды.
Здоровье – это движение. Профилактика различных заболеваний посредством спорта. Командный дух в спорте. Различные спортивно-массовые мероприятия. Адинамия и их последствия.
Заболевания сердечно-сосудистой системы. Профилактика травматизма. ДТП. Правила дорожного движения.
Как защитить себя от туберкулеза. Меры профилактики. Роль общества к больным с диагнозом: «Туберкулез»
Половое воспитание молодежи. Контрацепция. Понятие «мужского» и «женского» здоровья.
Гепатит С – это приговор. Риск заражения гепатитами в салонах красоты и стоматологиях. Профилактика.
Семья-ячейка общества. Половое воспитание девочек и мальчиков. День матери.
Внутриутробные инфекции, у новорожденного передающиеся от матери: Вирус простого герпеса, цитомегаловирусная инфекция. Профилактика, лечение и последствия.
Жизнь после совершения попыток суицида. Отношение общества к данной проблеме. Цель в жизни. Быть востребованным обществом.
Социальные сети: Facebook, Vk, Instagram и тд. Роль социальной интернет зависимости среди молодежи.
  Итого:  

Тематический план самостоятельной работы студентов

Наименование тем Объем в часах Неделя
Всемирный день здоровья. Наследственный фактор в формировании ЗОЖ.
Производители табачных изделий. Состав изделий из табака.
Алкоголь - это заболевание или зависимость? Причины возникновения алкоголизма у населения. Как вылечить алкоголизм. Понятие женского и мужского алкоголизма.
Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков. Причины зависимости у молодежи к наркотикам. Профилактика.
Заболевания, связанные с нарушением питания: ожирение, сахарный диабет, гиповитаминоз и тд. Профилактика.
Заболевания, связанные с употреблением не качественной питьевой воды. Профилактика.
Спорт - это основа физического и психического здоровья.
Рак излечим? Качество жизни людей с диагнозом «Рак». Роль здорового образа жизни в формировании онкологических заболеваний.
Профилактика туберкулеза среди медицинских работников.
Сексуальная свобода. «Женщины коммерческого секса» их роль в обществе. Профилактика инфекций передающихся половым путем.
ВИЧ – инфекция. СПИД. Вертикальный путь заражения ВИЧ-инфекцией и ИППП. Меры безопасности. Профилактика заражения среди молодежи.
Гендерная политика. Роль женщины в обществе. Мать или бизнес женщина. Карьера или семья?
Контрацепция. Виды контрацепции.
Понятие «стрессоустойчивости». Причина возникновения конфликтных ситуаций. Пути решения проблем. Отношения молодежи с родителями. Проблема «Отцов и детей». Роль психолога в современном обществе.
Казахстан – 2020. Видение Казахстана в 2020 году, как информационно-коммуникационное государство.
  Итого:  

Методы обучения и преподавания.

Лекции:обзорные и проблемные.

Практические занятия: совместное с преподавателем обсуждение теоретического материала: работа с учебной литературой, выполнение заданий (письменные ответы на вопросы, заполнение таблиц и т.д.), тестирование, устный опрос.

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя (СРСП): углубленное изучение отдельных вопросов тем пройденных практических занятий, подготовка презентаций и рефератов, дискуссии, защита примерного плана клинического аудита, обсуждение результатов выполнения индивидуальных и групповых заданий, консультации с преподавателем по всем возникающим вопросам, проведение рубежного контрля.

Самостоятельная работа студентов (СРС): работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях, подготовка презентаций и тематических рефератов, презентации, миниолимпиада. Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя: теоретические материалы выполнить вместе с преподавателем, по возникшим вопросам спрашивать советы, изучение индувидульных тем. моделирование задач. дебаты, подготовка рефератов.

Наши рекомендации