Психологический анализ урока немецкого языка в 7 «А» классе
8 февраля 2013 года я присутствовала на уроке у своего учителя-методиста по немецкому языку, у которого я проходила практику. Данный урок был построен как «урок на закрепление», то есть опрос домашнего задания и выделение ключевых моментов, которые помогут в дальнейшем закреплении темы, изложение материала в виде лекции, беседы, диалога, закрепление материала (упражнения, повторение пройденного материала).
1.этап урока – организационный. Учитель приветствует учеников, спрашивает «Кто отсутствует, как учащиеся провели выходные, какое число и т.д.»Ученики отвечают на вопросы учителя.
2.этап урока – проверка домашнего задания, учитель выбрал фронтальный метод опроса учащихся.
3. этап урока - Учитель даёт учащимся время на повторение пройденного материала, раздаёт ученикам карточки, учащиеся пишут проверочную работу на 5 мин., после этой работы они выполняют устные и письменные упражнения, читают текст и отвечают на вопросы по тексту.
4.этап урока - Учитель раздаёт ученикам карточки со словами и на экране показывает пример диалога, который они должны составить, используя предложенные слова. Ученики составляют диалог в парах, затем по очереди отвечают учителю перед всем классом.
5.этап – заключительный
Учитель подводит итоги, объясняет учащимся домашнее задание, выставляет оценки за урок, ученики записывают в дневники задание, задают вопросы.
С этом разделе урок, который я посетила у своего учителя-методиста, был описан по структуре и содержанию, а в следующем разделе будет описана его психологический характер.
1)организация урока учителя:
- учитель перед уроком подготовил необходимое оборудование (доска), учитель поприветствовал учеников. Класс был хорошо освещён, проветрен, что позволило внести положительный заряд для начала урока. Учитель смог с первых минут найти общий контакт с учениками, расположил их к себе, говорил спокойно, речь была доступной и чёткой для понимания. В классе была присуща дружеская атмосфера. Все этапы урока, запланированные учителем при подготовке, были выполнены.
2)организация учителем познавательной деятельности:
- урок опирался на слуховое восприятие, постоянно звучала речь учителя на немецком языке (вопросы к учащимся, фразы, направляющие ход урока), а также речь учеников (ответы на вопросы, заданные учителем). Иногда использовалась ориентировка на зрительное восприятие: записи на доске, текст в учебнике. Для лучшей организации восприятия, учитель чётко и громко проговаривал текст, обращая внимание учеников на ключевые моменты. Когда ученики не понимали ту или иную фразу или не могли её перевести, учитель предлагал синонимичный вариант или давал перевод на русский язык.
- учитель привлекал внимание учеников опросом, задавал вопросы, давал комментарии. Ученики, в основном, внимательно следили за ходом урока (смотрели на учителя, на доску, вовремя давали ответы на вопросы учителя).
- урок был ориентирован на словесно-логический, наглядно-образный, произвольный и логический типы памяти. Для организации эффективного запоминания материала было использовано множество примеров, наглядных материалов, вопросов ученикам, комментарии к вопросам.
-учитель использовал время достаточно эффективно. Все этапы урока, запланированные учителем, были выполнены.
Хотелось бы отметить внешность и поведение учителя: опрятный внешний вид, уложенная прическа создают вид респектабельного человека. Энергичная, волевая, строгая и требовательная. Манера обращения к учащимся уважительная, строгая, приветливая и одновременно настойчива в требованиях по выполнению домашнего задания. Громкая и чёткая речь. Учитель способен на организацию самостоятельной работы учащихся, контроль поведения в классе.
3) Многие учащиеся были заинтересованы в получение знаний по немецкому языку, были очень внимательны на уроке, отвечали на вопросы учителя; если что-то было непонятно, они задавали вопросы учителю, и получали развернутый ответ, что привело к дальнейшему понимаю темы. Уровень умственного развития учащихся на момент прохождения практики невысокий, по результатам оценок на уроке и письменных работ преобладали такие оценки, как «3», «4», иногда были «5». Ученики в данном классе все без исключения обучаемы, но было пару человек, к которым нужен был особый подход, которых очень трудно было заинтересовать в ходе урока.
Хотелось бы отметить некоторые моменты проведённого урока учителем-методистом: на уроке преобладало положительное вербальное внимание, цели урока по организации учебной деятельности были достигнуты, все ученики так или иначе были вовлечены в работу. Учитель старался привлечь внимание всех учеников, спрашивая всех одинаково. Учитель редко использовал индивидуальный подход и иногда не спрашивала учеников, у которых недостаточный уровень владения немецким языком. С такими учениками она занималась дополнительно после всех уроков.