Протокол №1 наблюдаемого урока русского языка в 3 классе «Б»

Предмет: русский язык

Тема урока: Второстепенные члены предложения.

Класс: 3 «Б»

Учитель: Зиняева Елена Геннадьевна

Дата посещения: 21.09.2015

№ п/п Ход урока, этапы, время проведения Деятельность учителя Деятельность учащихся Положительное на уроке (+) Недостатки урока (-)
I. Оргмомент 10:28-10:30 Урок начинается за две минуты до звонка. Учитель готовит доску. Даёт детям установку на начало урока. Учитель организовывает дисциплину в классе. Приветствует детей. Дети стоя у своих парт приветствуют учителя словом «Здравствуйте». Илья В. также приветствует учителя вместе со всеми. Место Ильи В – ряд у окна, 4-я парта, 2-е место. Илья В. сидит один. К уроку готов вместе со всеми. Так как учащиеся пришли возбужденные после физической культуры, учитель организовывает дисциплину в классе за две минуты до начала урока. Отсутствие психологического настроя детей на начало урока. Учитель не проверяет готовность класса к началу урока.
II.   а) Актуализация знаний (10:30-10:34)   Минутка чистописания (1-2 минуты)     1.5 минуты   1.9 минуты Учитель даёт классу установку на проведение минутки чистописания. Учитель сидит лицом перед классом и занят своими делами     Учитель сидит перед классом, работает с классным журналом и школьной документацией.   Учитель не обращает внимание на незначительное нарушение дисциплины в классе. Продолжает работать с документацией. Работает за компьютером, спиной к классу. Учитель делает ребёнку замечание, но на вопрос отвечает. После ответа на вопрос ребёнка учитель начинает немного поторапливать детей. Учитель на изменения в посадке учащихся в том числе и Ильи В. не обращает внимания.   Учитель замечает, что большинство учеников выполнило минутку чистописания. Даёт установку на завершение работы.     Учитель резко призывает детей к порядку. Обращает внимание детей на себя.     Вначале выполнения задания класс сидит ровно. Учащиеся сосредоточились на задании. Внимание Ильи В. также сосредоточено на прописывании букв и буквосочетаний. Осанка Ильи В. во время письма ровная. Илья В. сидит спокойно. Никого не отвлекает. Не мешает учителю.     Внимание класса становится непроизвольным, рассредоточенным: одни ученики скрипят на стульях, другие ученики начинают активно манипулировать предметами на парте: ручкой, линейкой / либо ронять предметы на пол. Кто-то из учащихся чихает, кашляет. Осанка детей произвольная. В это время ученик, сидящий на третьем ряду, за второй партой, место 1 громко задаёт вопрос учителю.     Внимание Ильи В. ещё произвольно. Однако посадка Ильи В. нарушается: ребёнок низко наклоняется к парте. Не смотря на шум в классе, ученик продолжает выполнять в тетради задание учителя. Никаких вопросов учителю не задаёт.   По команде учителя класс завершает работу. В классе усиливаются движения: усиливаются скрипы и качания на стульях, дети всё громче манипулируют пишущими предметами. Илья В. сидит спокойно, расслаблено. Осанка ровная. На шум в классе не обращает внимания.   Шум в классе прекращается. Дети смотрят на учителя, ждут дальнейшей установки. Внимание Ильи В. также приковано к учителю. Учителем была дана установка на проведение минутки чистописания.   Материалы для минутки чистописания соответствуют возрастным особенностям учащихся, заранее подготовлены и представлены классу на доске. Материалы для минутки чистописания записаны чётко, каллиграфическим почерком. Во время проведения минутки чистописания учитель занят своими делами. К 1,5 минуты работает за компьютером спиной к классу. Учитель не следит за посадкой класса. Учитель не проверяет по рядам работу детей в тетрадях. На незначительные нарушения дисциплины в классе к 1.5 минуты учитель не реагирует.   Только к 1.9 минуте чистописания учитель обращает внимание на движение в классе. Призывает детей к порядку.
б) Проверка домашнего задания (2-3 минуты) Учитель даёт классу установку на проверку домашнего задания: «Открываем рабочие тетради. На дом было задано выполнить два номера в рабочей тетради». Учитель проводит фронтальный опрос по заданиям.   Учитель спрашивает Илью В. только один раз. Больше на данного ученика не обращает внимания Ученики открывают домашнее задание. Илья В. открывает домашнее задание.     Ученики активно отвечают на вопросы учителя. Ответы дают правильные и развёрнутые. Класс подготовлен к уроку. Дисциплина во время опроса не нарушается.   Илья В. также готов к уроку. Однако, во время опроса ученик активности не проявляет. Отвечает только по вызову учителя. На вопрос учителя отвечает чётко, грамотно. Ответы Ильи В. выстроены логично, содержательно. Когда учитель вызывает одноклассников Ильи В., внимание Ильи В. становится непроизвольным. Ученик отвлекается, смотрит по сторонам. Учителем была дана установка на проверку домашнего задания. Использование фронтального опроса. Наличие дисциплины в классе Был опрошен не весь класс. Внимание опрошенных учеников становилось непроизвольным, отвлечённым от урока, рассредоточенным.
III. Закрепление (10:34-10:40) Учитель даёт классу установку на работу по учебнику. Учитель вызывает Илью В. к доске. Задание – разобрать предложение по его членам.   Учитель хвалит Илью В., просит Илью В. вернуться на место. Учитель вызывает следующего ученика.   Илья В. выполняет разбор предложения, попутно отвечает на наводящие вопросы учителя. Отвечает правильно, полным ответом. Ответ выстраивает грамотно, логично без помощи учителя. Комментариев со стороны одноклассников нет. Внимание Ильи В. полностью сконцентрировано на выполнении задания. Работает молча, не отвлекаясь. Задание выполняет сам. В отличие от других одноклассников не списывает с доски. Когда заканчивает задание, смотрит, как выполнил задание его одноклассник. Не комментирует. Установка на закрепление дана. Дисциплина в классе сохраняется. Учитель хвалит только одного ученика
  Пауза (5 мин) Учитель: «Прервёмся. Прыгать и бегать мы не будем. Рассмотрим иллюстрацию в учебнике. Ответим устно на вопросы по иллюстрации» Учитель начинает спрашивать детей по учебнику.   Учитель не обращает внимания на отвлечённое поведение Ильи В.     Класс рассматривает иллюстрацию. Внимание Ильи В. сосредоточено на иллюстрации в учебнике. Класс принимает активное участие в выполнении задания. Однако, Илья В. участия в задании не принимает. Внимание ученика рассеяно. Во время ответа одноклассницы Илья В. крутится по сторонам, залезает в портфель. Детям была дана установка на выполнение задания. Дисциплина не нарушалась. Главная цель паузы – небольшое расслабление учащихся, снятие напряжения – не была реализована. Учитель не предлагал ученикам задания для снятия напряжений (Во время паузы можно было предложить задания по выбору учителя: гимнастика для глаз, устные задания на развитие речи)
IV. Самостоятельная работа (10:40-11:10) Учитель даёт классу установку на самостоятельную работу по учебнику. Учитель сидит к компьютеру спиной к классу.     Учитель командует детям передать с последних рядов тетради. В это время ученики работают самостоятельно. Но дисциплина в классе слегка нарушена: ученики скрипят на стульях, кто-то играет ручкой. Это свидетельствует о том, что дети устали. Внимание Ильи В. непроизвольное. Илья В. что-то ищет в портфеле. Возвращается к заданию. Немного выполнив, Илья В. снова что-то ищет в портфеле, потом смотрит по сторонам. Когда учитель оборачивается к классу, Илья В. делает задание вместе со всеми. Ученики передают тетради. Илья В. тоже передаёт тетрадь. Была дана установка на выполнение самостоятельной работы. Класс работал самостоятельно. Ученики не консультировались друг с другом. Это свидетельствует о хорошей подготовке класса. Учитель не следит за дисциплиной во время самостоятельной работы. Учитель сидит спиной к классу, не проверяет по рядам работу учащихся в тетрадях.
V. Продолжение этапа закрепление (11:10-11:16) Учитель даёт классу установку работать в рабочих тетрадях. Выполняют два упражнения. Первое упражнение учитель и класс выполняют коллективно. Далее учитель даёт классу установку выполнять следующее упражнение в рабочей тетради. Учитель занят своими делами: работает с классным журналом, иногда поворачивается спиной к классу.   Учитель поворачивается к детям. Даёт установку на завершение работы в тетрадях. Командует открыть дневники. Учащиеся работают активно. Илья В. время от времени принимает участие в обсуждении задания.     Следующее упражнение ученики делают в тетради самостоятельно.   В это время дисциплина в классе слегка нарушена: раздаются скрипы на стульях, кто-то роняет предметы. Илья В. сидит спокойно, внимание ученика сосредоточено на задании. По команде учителя класс заканчивает работать в тетрадях. Открывает дневники. Учитель даёт классу установку на выполнение заданий. Сочетает разные формы работы. Во время самостоятельной работы учитель за дисциплиной не следит. Сидит спиной к учащимся. Время этапа растянуто.
VI Итог урока 11:16-11:17 Учитель объясняет домашнее задание классу и пишет задание на доске. Учитель, не объявляя о конце урока, собирает детей на завтрак. Ученики записывают задание. Илья В. тоже записывает задание. Домашнее задание записано на доске: чётко, каллиграфическим почерком. Учитель объясняет домашнее задание. Проверяет запись домашнего задания в дневниках учащихся.   Итог урока не был подведён: не было задано обобщающих вопросов по теме урока. Урок растянут. Темп урока замедленный. Ученики чувствовали утомлённость к концу урока.




Приложение № 3

Примеры некоторых уроков, реализованных по программе в 3-м классе.

Наши рекомендации