Информационное пространство
Совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, а также эффективное удовлетворение их информационных потребностей образует единое информационное пространство, состоящее из:
- информационных ресурсов (данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих технических носителях информации);
- организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства (сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации);
- средств информационного взаимодействия организаций и граждан, обеспечивающих им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающих программно-технические средства и организационно-нормативные документы;
- маркетинга в предметной области информатизации с целью оперативного учета изменений рыночных потребностей в информационных услугах.
Специалисты отмечают, что период бурного роста ИТ займет 30-40 лет. К 2017 году прогнозируется начало серийного выпуска биокомпьютеров, встраиваемых в живые организмы, переход систем связи на цифровые стандарты, развитие микросотовой персональной телефонии (PSC), что обеспечит повсеместную возможность приема и передачи информации любых форматов и объемов. В области информационных услуг ожидается широкое использование систем проведения телеконференций путем голосовой и видеосвязи, с помощью передачи в реальном режиме времени аудиовидеоинформации между несколькими абонентами.
Информационный барьер двуедин - это объективный и субъективный факторы, препятствующие получению нужной информации и затрудняющие использование документов как источников информации. Во многом информационный барьер обусловлен закономерностями развития потоков ИР: экспоненциальным ростом количества публикаций (примерным удвоением их числа каждые 2-5 лет), рассеянием публикаций в непрофильных и смежных изданиях, старением публикаций и, наоборот, их актуализацией, т.е. переходом из архивной части массива ИР в активно используемую. Информационный барьер порождает функциональное расслоение информации, т.е. ее появление на различных языках, в различных по функциональному назначению документах (отчетах, статьях, монографиях, практических пособиях и т.д.), качественные изменения в характере информационных потребностей, вызванные процессами дифференциации и интеграции научного знания, информатизацией общества.
Различают:
- пространственные, связанные с неизвестностью местонахождения документа и необходимостью его поиска в больших массивах данных;
- количественные, отражающие невозможность для потребителя физически освоить все источники информации, соответствующие его потребностям;
- географические (территориальные), связанные с расстоянием между документом и потребителем;
- языковые информационные барьеры - незнание потребителем языка, на котором написан документ.
Выделяются также внутриязыковые информационные барьеры, обусловленные используемой терминологией внутри отдельных отраслей знания, затрудняющей применение информации на межотраслевом уровне, и надъязыковые информационные барьеры, усложняющие коммуникации между исследователями фундаментальных проблем и разработчиками прикладных задач.
К субъективным информационным барьерам относят:
- психологические, основанные на недооценке роли информации в технической, производственной, предпринимательской, управленческой деятельности, боязни трудностей поиска и освоения информации, особенно в условиях компьютеризации;
- стратегически-поисковые, вытекающие из неумения выбрать правильную стратегию информационного поиска;
- отсутствие необходимых навыков в работе с информационными системами;
- экономические, связанные с недостатком у потребителя средств для приобретения источников информации и оплаты соответствующих услуг.
Особую разновидность информационных барьеров составляют идеологические и политические, препятствующие обмену информацией как внутри страны, так и между странами.
Появлению и углублению информационного барьера способствуют другие, связанные явления, например, информационный шум, психологический барьер и др.
По мере развития уровня информатизации общества неизбежно растет количество и разнообразие самой информации. При достижении некоторого порогового значения возникает эффект, когда люди перестают успевать отслеживать предоставляемую им информацию.
При этом возникает информационная перегрузка пользователей информации, включающая рост информационных источников и программных приложений, используемых ими в повседневной деятельности. Разновидностью информационной перегрузки является информационный шум.
Информационный шум характеризует наличие посторонних сигналов в общем объеме полученных полезных сигналов, т.е. значительными объемами нерелевантной информации, полученной, например, в результате проведения информационного поиска в Интернете. При этом, если уровень полезного сигнала высок, то на него не влияют посторонние сигналы (шумы) и можно говорить что была получена достоверная информация.
В массиве информационно-поисковых систем или документов (ссылок) информационный шум характеризует наличие нерелевантной информации, полученной в результате поиска по запросу пользователя. Он исчисляется с помощью коэффициента информационного шума - количественной характеристики, определяемой отношением числа выданных в результате поиска нерелевантных документов к общему числу выданных документов (релевантных и нерелевантных). К источникам информационного шума при организации поиска в Интернете относят нерелевантные и частично релевантные результаты поиска, а также рекламу.
Так называемый психологический барьер обычно возникает как защитная реакция индивида на любые попытки изменить налаженную в течение длительного периода его жизни и работы последовательность действий, выполнения процедур и т.п. Проблема неоднозначна и многогранна, обычно она обусловлена перегрузками, связанными с: поиском необходимых данных, потребностью выбора релевантных и пертинентных данных в большом массиве полученных сведений, а затем изучением отобранных материалов, составляющих порой несколько десятков документов.
Другой стороной негативных последствий информатизации общества является несанкционированное и неэффективное применение средств информатизации, связанное с безопасностью и защитой людей, помещений, программно-технических средств и информации.
Неэффективность применения компьютерных систем в первую очередь, заключается в потерях времени сотрудников на выполнение работ, не связанных с их прямыми обязанностями или вообще не имеющих к ним никакого отношения (игры, установка скринсейверов и обоев, чаты и др.).
Это явление получило название «Futz Factor» - использование ИТ-имущества для любых целей, отличных от выполнения прямых задач бизнеса, или любое потерянное время. Исследования показывают, что в среднем на «futzing» сотрудник затрачивает более пяти часов в неделю, что приводит к огромным потерям организаций в человеко-часах и убыткам в денежном выражении*.
Существуют и другие факторы, например, связанные с длительным временем проведения за компьютером вообще и в Интернете в частности. Кроме значительных потерь времени и негативного воздействия на здоровье людей, они влияют и на морально-психологическое их состояние. Так, к негативным последствиям использования Интернета относят сайты с сомнительными или иными услугами, нарушающими конституционные права личности, не соответствующие этическим и моральным нормам, вносящие смуту и т.п.
Практическая часть.
1.Изучите теоретическую часть.
2.Составьте классификацию национальных информационных ресурсов на основании использования ИКТ. Представьте классификацию в виде схемы.
3. Ответе на контрольные вопросы.
4. Оформите отчет.
Вопросы для контроля.
1. Сформулируйте понятие информации.
2. Расскажите о взаимосвязи понятий «информация», «данные», «сведения» и «сообщения».
3. Что такое научная и научно-техническая информация?
4. Охарактеризуйте известные вам источники информации.
5. Охарактеризуйте пользователей информации.
6. Какие вам известны компоненты, виды и свойства информации?
7. Что такое информационные ресурсы? Охарактеризуйте их.
8. Что такое информационное пространство?
9. Назовите и охарактеризуйте негативные последствия внедрения информатизации.
10. Что такое субъективные, языковые и иные информационные барьеры? Каковы способы решения?
11. Раскройте понятия «информационный барьер», «информационный
шум» и «психологический барьер».