Задания для самостоятельной работы. 1. Проведите теоретический анализ подходов к исследованию конф­ликтов в малой группе, работая с таблицей 2.5.

1. Проведите теоретический анализ подходов к исследованию конф­ликтов в малой группе, работая с таблицей 2.5.

Исследование конфликтов б малой группе

1. Мотивационный подход

2. Когнитивный подход

3. Деятельностный подход

4. Организационный подход

2. После выполнения задания 1 заполните таблицу 2.6.

Таблица 2.6

№ п/п Группа методов Конкретные методы и методики
1. Методы изучения и оценки личности  
2. Методы изучения и оценки социально - психологических явлений в группах  
3. Методы диагностики и анализа конфликта  
4. Методы управления конфликтами  

3, Обсудите позитивные и негативные функции конфликта ищите дите примеры конфликтных ситуаций и их возможные последствия для конфликтующих сторон.

4, Проанализируйте следующие положения и ответьте на вопросы. Конфликты могут:

а) Формировать личност ь. Конф ликгы помогают сформировать лич­ность человека. Когда дети взрослеют. они развиваются через разногла­сия и конф ликты сродителями, братьями и сестрами и другими людьми. "Я хочу играть на улице! Я не хочу к бабушке! Я хочу надеть желтое платье, а не зеленое! Не хочу больше играть в куклы! Хочу играть в футбол!" В ходе конфликта мы обозначаем наши точки зрения. Обозна чать свою идентичность нормально. Так мы хотим показать, какими хо тпм быть!

б) Быть источником личностного роста. Конфликты возникают, потому что другие люди считают не так, как вы. Возможно, их мнение более правильное, чем ваше, потому что уних есть другие знания и опыт. Когда мы открыты, спокойны и умеем слушать других, мы можем узнать много новых вещей и развиваться.

Основная идея
Таблица 2.5

в) Демонстрировать сильные отношения между людьми. Часто мы сердимся сильнее всего на тех. кого больше всех любим. Когда мы искренни и заявляем о своем несогласии, мы демонстрируем важные и сильные отношения между людьми.

г) Формировать новые отношения и дружбу. Индивиды и группы, незнакомые друг с другом, могут сформировать в ходе конфликта об­щие интересы и дружбу на длительное время, которая более значима, чем конфликт. Конфликты могут, таким образом, быть местом встреч и создания новых отношений.

д) Позитивные изменения и прогресс в обществе. Только при пере­живании конфликтов и проблем могут возникнуть новые решения. Все наше демократическое правовое государство, по сути дела, является един­ственным крупным механизмом решения конфликтов. Парламент, пра­вительство, суды, независимая пресса и СМИ по своей сути являются ценностно-нейтральными институтами. Они дают возможность людям и организациям, имеющим разные понимания, высказать свое мнение. Таким образом, конфликт или разногласие решается мирным путем, на­ходятся компромиссы и решения. Всеобщая декларация прав человека также является результатом конфликта, в частности Второй мировой вой­ны, крупнейшего конфликта прошлого столетия [60].

Вы сами когда-нибудь ощущали, что конфликты приносят нечто по­ложительное? Расскажите!

Вы когда-нибудь учились чему-нибудь в конфликте? Получали но­вые знания и опыт?

5. Когда конфликт может быть выгоден? Проанализируйте с этой точки зрения следующие ситуации и предположите наличие "выгоды" для какой-либо из сторон. Нужно ли стремиться разрешать подобные конфликты?

а) Кэтти и Люси - сестры, которые не встречаются и не разговари­вают друг с другом почти двадцать лет, хотя живут в одном городе. Каж­дая из них полна обиды, они носят в себе "замороженный гнев". У млад­шей, Кэтти, муж и двое детей занимают все время, она - домохозяйка. Старшая, Люси - совладелец крупного концерна. Ее личная жизнь не удалась, но она многого достигла сама благодаря упорству, труду и са­моограничениям.

б) Как договорились, я ждал Мэри под часами у городской ратуши, сжимая в руке билеты на свою любимую оперу. Однако Мэри пришла не только с опозданием на полчаса (а ведь она знает, как я не люблю про­пускать увертюру), но и в супер-мини-юбке, с ярко накрашенными гу­бами. Сколько раз я говорил ей, что опера - это не поп-шоу и я предпо­читаю, чтобы она одевалась более консервативно, например, как Фанни из соседнего отдела, которая тоже увлекается классической музыкой.

Сразу после ритуального поцелуя я наорал на нее. Она слабо оправдыва­лась. На концерт мы все-таки пошли, но я был обижен и не получил никакого удовольствия от музыки. Расстались мы холодно, и я ей не звонил почти неделю.

в) Измена мужа так больно ранила меня, что я не могла простить его, хотя внешне старалась вести себя нормально. Муж намного стар­ше меня, я вышла за него против воли своих родителей: они не считали его хорошей партией для меня, и в то время за мной ухаживали сверст­ники, которые сейчас преуспевают ничуть не хуже, чем он. Я не ожи­дала такого от него, ведь я стольким пожертвовала ради того, чтобы быть с ним...

г) Нэнси, мать 8-летнего Бобби, часто наказывает его, считая его бестолковым, неаккуратным, слабохарактерным, что очень выводит из себя их соседку - старую деву миссис Перкинс. Она всегда бросается на защиту Бобби, готова даже вызвать полицейских и привлечь Нэнси к суду за жестокое обращение с ребенком. Любой другой на ее месте тоже потребовал бы справедливости и жалости к ребенку, но почему миссис Перкинс в таком угаре?

д) Начальник критикует работу всей строительной бригады. Это нико­му не нравится, но все молчат, кроме Питера. Он один обвиняет начальни­ка в некомпетентности и пристрастном отношении к их бригаде [5 6].

6. Познакомьтесь с информацией к размышлению, приведенной ниже, ответьте на вопросы и выполните предложенное задание.

"Исследования, проведенные У Хартом, У. Босфилдом и П. Уитни, показывают, что школе в буквальном смысле слова противопоказаны равнодушные и - на что особенно важно обратить внимание - язвитель­ные учителя, склонные к насмешкам над другими людьми, нарушающие чувство безопасности у тех, с кем они общаются на работе. Такие пре­подаватели не только не способствуют процессу усвоения знаний уча­щимися, но, напротив, вызывают резко негативный эффект с точки зре­ния объема и качества приобретаемых знаний. Они подрывают потенци­альное желание учиться, то есть мотивацию учащихся, сковывают их творческие силы и возможности, отрицательно влияют на самоуважение учащихся. При большом числе учителей с подобной личностной направ­ленностью в педагогическом коллективе школа едва ли может успешно выполнять свою миссию формирования морально полноценной, духов­но развитой личности" [57].

Насколько убедительной представляется Вам точка зрения западных ученых? Многим ли нашим учителям свойственна язвительность в об­щении с учащимися? Какие школьники обычно являются объектами яз­вительности педагогов? Почему язвительность учителя выступает источ­ником напряженных отношений?

7. Познакомьтесь с информацией к размышлению, касающейся стра­тегий поведения в конфликтной ситуации, ответьте на вопросы и выпол­ните предложенные задания [57].

а) "Стиль уклонения может оказаться подходящим в тех случаях, когда вы вынуждены общаться со сложным человеком... Этот подход может быть полезным также, если вы пытаетесь принять решение, но не знаете, что предпринять, и принимать это решение сейчас же нет необхо­димости. Вместо того чтобы создавать напряженность, стараясь немед­ленно решить проблему, вы можете позволить себе роскошь отсрочки и сознательно уклониться от выбора сегодня".

Часто ли в школе, которую Вы окончили, в конфликтных ситуациях учителя избирали стратегию уклонения? Насколько адекватными оказы­вались их педагогические реакции?

Задание: Опишите конфликтную ситуацию, в которой выбор страте­гии уклонения можно рассматривать как проявление профессиональной силы или слабости.

б) "Стиль приспособления может немного напоминать стиль укло­нения, однако основное отличие состоит в том, что вы действуете вместе с другим человеком; вы участвуете в ситуации и соглашаетесь делать то, что хочет другой... Когда же вы применяете стиль уклонения... вы просто отталкиваете от себя проблему...".

Почему в отношении к трудным детям бывает столь необходимо при­способление? Приведите примеры.

Задание: Опишите конфликт учителя с учащимися, в котором вы­бор стратегии уклонения был педагогически целесообразным или неце­лесообразным.

в) "Вы немного уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их в оставшемся, другая сторона делает то же самое... Вы сходитесь на частичном удовлетворении своего желания... обмениваетесь уступками... Такие действия могут в некоторой мере напоминать сотрудничество. Однако компромисс достигается на более поверхностном уровне... Вы не ищете скрытые нужды и интересы, как в случае применения стиля сотрудничества. Вы рассматриваете только то, что говорите друг другу о

своих желаниях. ... Компромисс часто является удачным отступлением или даже последней возможностью прийти к какому-то решению".

Почему многие учителя не склонны идти на компромисс с учащимися? Задание: Опираясь на школьные наблюдения, опишите конфликтные ситуации, в которых компромисс был педагогически целесообразным.

Наши рекомендации