Тема 2. Личность в организации
(практическое занятие) – 2 часа
План практического занятия
1. Основные характеристики личности, определяющие ее поведение:
- составление психологической характеристики личности на основе наблюдения и беседы, определение индивидуальных особенностей личности на основании тестирования темперамента и характера;
- определение типа восприятия на основании наблюдений и тестов, тестирование психических процессов поведения;
- тренинг по психологической саморегуляции поведения. Освоение приемов аутотренинга.
2. Восприятие и установки личности.
3. Ролевое поведение в организации.
Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы
1. Как может повлиять на поведение личности ее нереали-зованная потребность в самоуважении?
2. Что представляет собой модель самоопределения личности и как она работает?
3. Почему люди стремятся реализовать свои интересы?
4. Как влияют ошибки восприятия на поведение сотрудника в организации? Приведите примеры.
5. Страх является универсальным регулятором поведения сотрудников в организации. При каких условиях этот тезис не работает?
6. Какие типы препятствия существуют на пути изменения установок личности в организации? Приведите примеры.
7. В чем могут быть причины деструктивного поведения личности в организации?
В результате изучения темы студенты должны:
- иметь представление об основных характеристиках, индивидуально-типологических особенностях личности, особен-ностях, ошибках и механизмах восприятия, установках личности, основных ролях, ролевом поведении сотрудников в организации;
- знать характеристики типов темперамента, основные акцентуации характера; индивидуально-типологические особенности личности – потребности, способности, эмоциональные и познавательные процессы и их влияние на поведение личности;
- уметь определять структурные компоненты личности; определять тип темперамента, черты характера, коммуникативные и организаторские способности, установки и ценностные ориентации личности, используя различные методы исследования личности (наблюдение, беседы, тесты, проективные методики) и определять типы восприятия и использовать их для эффективного взаимодействия с сотрудниками, использовать приемы саморегуляции поведения, основные приемы аутотренинга.
Тема 3. Мотивация и результативность
(семинар) – 2 часа
Семинарское занятие – групповая дискуссия с использованием докладов и практических заданий
(ролевой игры и решения кейсов).
План семинарского занятия
1. Сущность мотивации. Мотивация как процесс.
2. Основные мотивационные теории и их практическое значение (доклады):
- первоначальные теории мотивации;
- содержательные теории мотивации;
- процессуальные теории мотивации;
- современные теории мотивации.
3. Регулирование поведения индивида. Удовлетворенность трудом и результативность труда (групповая дискуссия).
4. Мотивация действий работников (ролевые игры). Решение психологических задач по определению влияния потребностей и ценностных ориентаций на мотивацию сотрудников (практическое задание).
Темы докладов
1. Первоначальные теории мотивации (теория «кнута и пряника», теории «Х», «У» и «Z» работников).
2. Содержательные теории мотивации (теория «иерархии потребностей» А. Маслоу, теория «существования, связи и роста» Альдерфера, теория «приобретенных потребностей» Мак Клелланда, двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга).
3. Процессуальные теории мотивации (теория ожиданий В. Врума, теория справедливости Адамса, комплексная модель мотивации труда Портера-Лоулера).
4. Современные теории мотивации.
Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы
1. Можно ли построить систему стимулирования работников организации в соответствии с теорией потребностей Герцберга, обоснуйте Ваш ответ.
2. Приведите пример эффективного мотивирования Вас со стороны других людей. Что было использовано: поддерживающие или мотивирующие факторы? Регулирование поведения? Выбор целей?
3. Как Вы считаете, какие потребности в соответствии с теорией Маслоу мотивируют учебу студента в вузе? Приведите примеры.
4. В чем состоит сходство и в чем заключаются различия содержательных теорий мотивации, опишите.
5. Каким образом менеджер может на практике использовать знание теории справедливости для разработки системы стимулирования?
6. Имеют ли ограничения деньги как стимулирующий фактор при воздействии на работника? Приведите примеры.
В результате изучения темы студенты должны:
- иметь представление о сущности и процессе мотивации и стимулировании труда;
- знать основные теории мотивации, мотивы и стимулы трудовой деятельности сотрудников в организации;
- уметь использовать конкретные стимулы для регулирования поведения индивидов в организации, побуждения их к труду.