Тема 11. Управление социальными процессами в организации. Личность менеджера

Содержание занятия

Тест

• Менеджер и его работа

• что такое менеджер и его обязательства

• умения и роли менеджера

• содержание работы менеджера

• качества менеджера

Практикующее упражнение

• Менеджер XXI в.

Домашнее задание

• Мой лучший менеджер

Тест[2]

Оцените и определите, к какому типу менеджера вы себя относите?

Каких принципов вы придерживаетесь?

Какие качества менеджера вам импонируют?

Менеджер-патерналист. Патерналист играл роль "главы семьи", к рабочим относился по-отечески. Философия менеджмента подчинялась формуле "Быть справедливым, но твердым». Рабочие в массе положительно реагировали на поведение таких менеджеров, что сказывалось на росте произво­дительности труда.

Менеджер-маклер. Этот тип проявился в годы кризисных потрясений, когда капита-листические предприятия страдали от перепроизводства товаров. В то время фирмам потре-бовались оборотистые люди» умеющие сбывать продукцию и тем са­мым двигать производство» Такие люди стано­вились во главе как мелких, так и крупных предприятий. Работа данного типа менеджеров во многом напоминала работу дипломатов. Ру­ководящим началом здесь выступал принцип: «Делай все возможное, чтобы смягчить недо­вольство рабочих».

Менеджер-организатор. Под влиянием двух обстоятельств сформиро­вался тип менед­жера организатора. Во-первых, разросшиеся капиталистические предприятия сде­лали невозможным единоличное управления про­изводством. Чтобы принимал» решения, ме­недже­ру потребовалось мнение довольно большого кру­га лиц. В обиход вошли управленче­ские советы. Во-вторых, новые условия привели к тому, что во главе становился не основа­тель производства, а приглашенный специалист со стороны.

Менеджер-управляющий. Функция управления считается традиционной. Осуществляя ее, менеджер становится персоной, облеченной властью. И поскольку в современных условиях власть перестала быть безраздельной, то от властного лица сегодня ожидается проявление и твердости, и известной мягкости. Менеджер-управляющий должен быть честным, верным сво­ему слову, иметь высокую профессиональную подготовку, владеть навыками делового общения, обладать мастерством оратора, консультанта, пе­дагога и психолога.

Менеджер-дипломат. Сегодня менеджеры среднего и высшего звена тратят свое рабочее время в основном на установ­ление и развитие человеческих контактов, углуб­ление деловых связей, заключение сделок, разре­шение споров, улаживание отношений с властями. Значительно возросла роль менеджеров в различ­ного рода посреднических действиях. Для этого требуются специфические способности, аналогич­ные дипломатическим. Кроме того, вторая поло­вина 80-х годов обозначила себя "бумом межгосу­дарственных связей".

Менеджер-лидер. Современный менеджер осуществляет не только менеджерские функции, но и лидер­ские. Американские теоретики менеджмента давно провозгласили лозунг "Каждый менеджер должен быть лидером!" Функции менеджера и функции лидера не идентичны. Чтобы эффективно справиться с задачей, нужно быть способным вести за собой людей, т.е. быть лидером. В современном понимании лидерские функции складываются из двух компонентов - профессионально-технократических и эмоционально-личносгных.

Менеджер-воспитатель. По мере усложнения производственных процессов возрастают требования к персоналу. Появляется потребность в повышенной технологической эрудиции работников, в совершенствовании нравственных сторон их жизнедеятельности. Степень воспитанности» высокая нравственность работников является решающим условием перемещения пика экономического прогресса из региона в регион.

Период 1775-1875 it. - век Великобритании, господство классической христианской этики, период 1875-1975 it. - век США, протестантская этика; в 1975 г. обозначился век азиатско-тихоокеанского региона, конфуцианская этика. Этические системы оказываются мощнейшими факторами социально-экономического прогресса. Менеджер, претендующий на успех, обязан сделать для себя надлежащий вывод: этическое эмоциональное воспитание работников - существенная сторона всех менеджерских функций.

Менеджер-инноватор. В условиях третьей волны научно-технического прогресса, которую называют информационной (первая, волна связана с введением сельскохозяйственной культуры, вторая - с промыш­ленным переворотом), одной из важнейших сторон менеджерских функций является деятельность по инновациям. Потребность в инновациях объясняется просто. Считается, что значительно легче и быстрее повышать производительность труда и качество продукции на базе принципиально новой техники и технологии, чем постоянно "латать заплаты на изношенном оборудовании'* и эконо­мить на введении новшеств.

Менеджер-человек. Менеджер - не машина, которая работает от внешних источников энергии, - это человек и ничто человеческое ему не чуждо. Менеджер - личность, т.е. сложная система социальных ка­честв, взращенных в процессе воспитания. У каж­дого менеджера есть свой характер, спаянный из совокупности поведенческих черт. Однако далеко не каждая черта характера способствует осуществ­лению менеджерских функций.

Практикующее упражнение Менеджер XXI века

Цель: Научить студентов обнаруживать связь между изменениями внешней среды и теми требованиями, которые предъявляют эти из­менения к работе менеджера в будущем.

Процедура

Шаг I. В течение 10—15 мин студенты индивидуально составляют «портрет» менеджера XXI в., принимая во внимание предстоящие изменения в деловом окружении.

Шаг II. В малых группах в течение следующих 20—30 мин студен­ты вырабатывают групповое решение в отношении «портрета» ме­неджера XXI в.

Шаг III. В классе под руководством преподавателя в течение 15— 20 мин проводится обсуждение и вырабатывается общее видение требований к менеджеру XXI в.

Домашнее задание Мой лучший менеджер

Необходимо указать качества менеджера, которые сформировали у вас данное представление о нем. Качества не только должны быть названы, но и «расшифрованы» в терминах поведения менеджера и его отношения к фактам и событиям. Для ранее наработавших сту­дентов в качестве менеджера могут выступать работники или руко­водители учебных или спортивных учреждений, а также учреждений культуры.

Наши рекомендации