Тема 3. личность. личность в норме и в патологии

ТЕМА 1. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Контрольные вопросы

1. Назовите главные задачи настоящего учебного курса?

2. Раскройте сущность понятий «комплексная реабилитация», «социальная реабилитация».

3. Раскройте соотношение биологического и социального факторов в развитии психики и личности человека? Почему собственная активность личности ребенка является решающим условием ее развития?

4. Что является источником и движущей силой психического и личностного развития ребенка?

5. Раскройте сущность теории первичного дефекта и вторичных отклонений, а также механизмы возникновения вторичных нарушений в развитии личности ребенка. Почему Л.С. Выготский назвал вторичные нарушения «социальным вывихом»?

6. Объясните механизм возникновения вторичных нарушений с точки зрения системного подхода к психике человека?

7. Что такое высшие психические функции? Назовите их важнейшие особенности?

8. Раскройте сущность понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье».

9. Назовите основные типы данных, используемых в психологическом диагнозе.

10. Перечислите, какие особенности возрастного и индивидуального развития необходимо учитывать при организации социально-психологического изучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Темы для докладов и сообщений

1. Современные взгляды на процесс развития психики и личности человека.

2. Вторичный дефект как основной объект изучения и коррекции аномального развития.

3. Методы психологического изучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

ТЕМА 2. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Контрольные вопросы

1. Раскройте сущность понятия «социально-реабилитационная деятельность».

2. В чем единство и различие в содержании понятий «педагогическая деятельность» и «социально-реабилитационная деятельность»? Охарактеризуйте понятие «социальная реабилитация» с точки зрения ее вариантов: социальная реабилитация как процесс, как конечный результат и как деятельность.

3. Раскройте основные качественные характеристики социально-реабилитационной деятельности.

4. Назовите основные принципы социально-реабилитационной деятельности и раскройте требования, которые они отражают.

5. Раскройте цели и задачи социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

6. Назовите основные направления в социально-реабилитационной деятельности и раскройте их сущность.

7. Что понимается под средствами реабилитационного воздействия? Дайте характеристику основным из них.

8. Охарактеризуйте основные виды психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, используемые в процессе социальной реабилитации.

9. Назовите основные виды специальной помощи, применяемые в процессе социальной реабилитации, и раскройте их суть.

10. Раскройте сущность методов, используемых в социальной реабилитации детей с отклонениями в развитии.

11. Назовите основные формы организации социально-реабилитационного процесса.

12. Что такое психологическая коррекция? Назовите основные направления психокоррекционной работы с детьми-инвалидами.

Темы для докладов и сообщений

1. Комплексный подход в реабилитации детей-инвалидов - важнейшее условие их подготовки к интеграции в общество.

2. Благотворительность - одна из гуманных инициатив с целью оказания помощи и поддержки детям-инвалидам и их семьям и ее проявление в условиях города, области.

3. Средства массовой информации - мощный рычаг общественной поддержки проблем инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Неправительственные и общественные организации как активные участники создания полноценных условий для успешной интеграции инвалидов в общественную жизнь.

ТЕМА 3. ЛИЧНОСТЬ. ЛИЧНОСТЬ В НОРМЕ И В ПАТОЛОГИИ

Контрольные вопросы

1. Что означает понятие «личность»? В каких отношениях находятся понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»?

2. Назовите обобщенные качества и потенциальные возможности развивающейся личности.

3. Что следует понимать под структурой личности? Назовите основные подходы к разработке структуры личности.

4. Проанализируйте структуру личности, предложенную С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым, К.К. Платоновым, А.В. Петровским.

5. Перечислите основные трудности в определении понятий «норма» и «патология» в развитии личности. Назовите признаки, фиксирующие проявления нарушений в личностном развитии детей и подростков.

6. Охарактеризуйте основные причины возникновения нарушений в личностном развитии у детей и подростков.

7. Раскройте причины возникновения аномальных привычек и их влияние на развивающуюся личность.

8. Что такое акцентуации характера и как они проявляются в жизни человека? Назовите причины возникновения педагогической запущенности у детей и подростков.

9. Раскройте сущность отклонений в личностном развитии у детей с замедленным психическим развитием.

10. Что понимается под психопатоподобными расстройствами и патологическими чертами характера?

11. Дайте краткую характеристику возможных аномалий личности у детей и подростков с психопатическими отклонениями.

Наши рекомендации