Шаман и функция внимания

В результате тысячелетнего использования в древнейших обще-
ствах хорошо нам известного по собственному опыту метода
познания мира — проб и ошибок — были найдены приемы переклю-
чения сознания в предсозерцательное состояние. Отдельным, исклю-
чительным личностям удавалось перевести собственное сознание и в
созерцательное состояние, в котором появлялась возможность взаи-
модействия с «иным миром». Об этом свидетельствуют результаты
многочисленных этнографических исследований современных нам
племен и народностей, по своему развитию находящихся на уровне
каменного века. Используемые при этом психофизические приемы и

Глава 2 Подвиг внимания 210

методы мы сейчас называем шаманскими. А людей, владеющих
ремеслом переключения сознания в иной режим работы, именуем
шаманами, знахарями, колдунами и т. д.

Концентрация внимания в освоении этих методов, как правило,
еще не имеет осмысленного значения. Поэтому шаманское ремесло
зачастую основано на спекуляциях искусственно вызванными галлю-
цинациями. Однако высокопрофессиональные шаманы, которые
глубоко освоили методы управления сознанием, обязательно
используют психофизические приемы, основанные на концентрации
внимания. Они прекрасно понимают, что без развития внимания их
ремесло сведется лишь к обману легковерных соплеменников.

Например, как описывает известный ученый М. Элиаде, в одном
из родов современных эскимосов, анмасальских, шаман заставляет
своего 8–12-летнего ученика, уединившись, потирать один камень о
другой. Этот странный на первый взгляд процесс должен привести к
встрече ученика со своим будущим духом-помощником. «Из глубины
озера выйдет медведь, пожрет твое тело, оставив только скелет…
, — наставляет шаман. — Но ты вновь обретешь свое тело, ты
пробудишься…». Процесс потирания камней представляет собой
необходимый элемент, как мы сейчас выражаемся, «концентрации
внимания на повторяющемся однотипном физическом действии».
Через определенный промежуток времени этот процесс переводит
сознание в предсозерцательное состояние, когда мозгом могут гене-
рироваться визуальные галлюцинации.

Ученик для достижения необходимых изменений в мозге зани-
мается упражнениями по концентрации внимания на «потирании
камней» многие месяцы или даже годы. И, наконец, долгожданное
приобретение духа-помощника осуществляется, когда у ученика
появляются галлюцинации на заданную тему. Отныне он их будет
часто вызывать: ведь общение со своим духом-помощником является
неотъемлемым элементом шаманской деятельности. И в будущем

211 Часть вторая Тренинг мозга

ему на это потребуется совсем немного времени: десятки минут или
несколько часов подготовки сознания к переводу его в предсозерца-
тельный режим работы.

Но этим шаманское ремесло не исчерпывается. Чтобы стать
квалифицированным мастером своего дела, шаман должен освоить
методы взаимодействия с «иным миром». Он на практике должен
доказать соплеменникам свое умение творить сверхъестественные
явления. И шаман еще долгие годы посредством тренировки
внимания осваивает методы вхождения в созерцательное состояние,
в котором только и возможно инициировать сверхъявления.

Наши рекомендации