Грузовик,умная кошка, темный лес,день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный Человек, наказание, интересная сказка, сильный ветер.

Локалова Н.П.

Л73 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.

Содержание

Уроки психологического развития в III классе (61-90)

Содержание занятий в III классе

Указатель номеров уроков, задания которых направлены на развитие соответствующих психологических процессов (III класс)

Уроки психологического развития в III классе (61-90)

Урок 61

Задачи урока

· Развитие зрительной опосредованной памяти.

· Развитие логического мышления.

· Развитие произвольности движений.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Сова» (см. урок 12).

Основная часть

Задание 1. «Запомни фигуры»

Материал к заданию: индивидуальные бланки с фи­гурами для запоминания и воспроизведения (см. мате­риалы к урокам, рис. 92), карандаш.

Ход работы см. урок 58, задание 2.

Задание 2. «Логический квадрат»

Материал к заданию: таблица, разделенная на 36 клеток (6 рядов по б клеток). В левой колонке фигуры самые крупные, в крайней справа - самый мелкие. 16 внутренних клеток не заполнены (см. материалы к уро­кам, рис. 93).

Учеников просят рассмотреть таблицу. В вертикаль­ных столбцах фигуры имеют разную форму, но одина­ковую величину, а в горизонтальных рядах - одинако­вую форму, но разную величину. Все фигуры располо­жены в определенном порядке. В середине таблицы много пустых клеточек. Под таблицей находятся разные фигуры. Для них есть свои места в таблице. Учеников просят разместить в пустых клетках эти фигуры в соот­ветствии с их формой и величиной.

Задание 3. «Обводи точно»

Материал к заданию: индивидуальные листы бума­ги, на которых простым карандашом начерчены квад­рат, прямоугольник, треугольник и окружность, цвет­ные карандаши. Учеников просят цветные карандаши поставить на ту фигуру, которую называет учитель. Дав секунд 10-15 на то, чтобы ученики смогли приглядеться к форме и размеру фигуры, учитель предлагает закрыть глаза, об­вести чертеж и сразу положить карандаш перед собой. Все закрывают глаза и открывают их точно по команде учителя. Так обводятся все фигуры, после чего листки просматриваются всеми. Перед игрой - поупражняться в обведении контуров сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 62

Задачи урока

· Развитие мышления (процессы обобщения).

· Развитие опосредованной памяти.

· Развитие мышления (установление закономерно­стей).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!», «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Лени­вые восьмерки» (см. урок 7).

Основная часть

Задание 1. «Четвертый лишний»

Вариант 1 (наглядный материал). Приготовить 10 листов с наклеенными на них 4 картинками предметов (по типу материалов к уроку 57, задание 1).

мак, ромашка, роза, лук чашка, блюдце, суп, тарелка яблоко, персик, огурец, груша помидор, баклажан, перец, слива чашка, тарелка, кастрюля, стакан молоко, сметана, каша, сыр коза, курица, корова, овца чайник, стул, стол, шкаф машина, самолет, автобус, троллейбус карандаш, портфель, тетрадь, шляпа

Учеников просят рассмотреть группы картинок и оп­ределить, какая «лишняя», т.е. не подходит к осталь­ным (слова, соответствующие этим картинкам, выделе­ны). Дать объяснение. Назвать остальные три предмета одним (обобщающим) словом.

Вариант 2 (словесный материал). Наборы слов -

тюльпан, ромашка, горох, фиалка

река, озеро, море, мост

кукла, песок, мяч, лопата

стол, кресло, кровать, ковер

шиповник, сирень, орешник, береза

лебедь, петух, гусь, индюк

Саша, Витя, Петров, Коля

число, деление, сложение, вычитание

веселый, быстрый, вкусный, осторожный

круг, треугольник, указка, квадрат

Учитель читает наборы слов, в каждом из которых ученики должны указать * лишнее» слово (эти слова выделены). Остальные три слова назвать общим словом. Дать объяснение.

Задание 2. «Письмо инопланетянина»

Материал к заданию: для каждого ученика приго­товить лист бумаги с таблицей, разделенной на 12 клеток (3 по горизонтали и 4 по вертикали), каран­даш. В левом верхнем углу каждой клетки проставить ее номер,

Ученикам говорится, что они будут запоминать труд­ные слова и словосочетания с помощью специальных схем, знаков (по типу тех, которые использовались в уроке 51, задание 1). Для этого они должны по поряд­ку в соответствующей клеточке «зашифровать» задан­ное слово или словосочетание, т.е. обозначить эти сло­ва каким-либо знаком или лаконичным рисунком, что­бы потом, глядя на них, можно было вспомнить эти слова.

Слова для запоминания:

грузовик,умная кошка, темный лес,день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный Человек, наказание, интересная сказка, сильный ветер.

Слова читаются с интервалом 15-20 сек., чтобы все ученики успели сделать зарисовку. После окончания чтения слов (вначале сразу, а потом - минут через 10-15) учеников просят вспомнить эти слова и записать их в нижней части каждой клеточки. Следить за точностью воспроизведения слов и словосочетаний.

Задание 3. «Найди девятый»

Материал к заданию: плакат с рисунками фигур (см. материалы к урокам, рис.. 94). Поставить на место вопросительного знака одну из фигур, нарисованных в нижней части листа (правиль­ный ответ - 4).

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 63

Задачи урока

· Развитие внутреннего плана действия.

· Развитие мышления (установление закономерно­стей).

· Развитие произвольного внимания (устойчивость).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Шап­ка для размышлений» (см. урок 2).

Основная часть

Задание 1. «Поверни квадрат»

Материал к заданию: 4 бланка с рисунками квадра­тов. На каждом бланке нарисован слева квадрат-эталон, а справа - четыре варианта его расположения (см. ма­териалы к урокам, рис. 95).

Ученикам предлагается мысленно повернуть по часо­вой стрелке квадрат-эталон один раз, т.е. на 90°. После мысленного поворота квадрата определить, какое поло­жение при этом займет нарисованная в квадрате гео­метрическая фигура. Для этого нужно выбрать один из имеющихся на рисунке квадратов. Продемонстрировать вращение квадратов с помощью двух специальных оди­наковых квадратов со сторонами 10x10 см. Из середины верхней стороны квадрата перпендикулярно к ней про­ведена короткая линия красного цвета длиной 2 см, в правом нижнем углу квадрата изображен кружок (по­ложение 1). Первый образец остается для сравнения в начальном положении, а второй поворачивается 1 раз (на 90°) (положение 2).

Грузовик,умная кошка, темный лес,день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный Человек, наказание, интересная сказка, сильный ветер. - student2.ru

Задание 2. «Найди девятый»

Материал к заданию: плакат с рисунками фигур (см. материалы к урокам, рис. 96).

Поставить на место вопросительного знака одну из фигур, нарисованных в нижней части листа (правиль­ный - ответ 2).

Задание 3. «Пишущая машинка» Ход работы см. урок 13, задание 3.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 64

Задачи урока

· Развитие ассоциативного и обобщающего мыш­ления.

· Развитие воображения.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Кача­ние икр» (см. урок 4).

Основная часть

Задание 1. «Свяжи слова»

Учитель записывает на доске два столбика из четы­рех слов, которые называют ученики (названия лю­бых предметов, явлений, животных, имена людей и др.). Для каждой из четырех пар слов (по одному из каждого столбика) нужно придумать как можно боль­ше связывающих их ассоциаций. Например, «слива» -«лампа»: слива лежит под лампой; форма абажура по­хожа на сливу; мальчик сидит около лампы и ест сливу и др.

Задание 2. «Найди четвертый лишний»

Вариант А. «Найди лишнее слово».

Учитель на доске записывает наборы из четырех слов. Ученики должны найти «лишнее» слово в каждом набо­ре и объяснить, что объединяет остальные три слова.

Примерные наборы слов (выделены лишние слова):

Сын, друг, бабушка, папа (родственники).

Шалаш, казак, боб, горох (читаются в обе сто­роны одинаково).

Гнездо, муравейник, курятник, берлога (не сде­лано человеком).

Береза, сосна,клен, тополь (нехвойные деревья).

Стол, стул, семья, трио (в словах присутствуют числительные).

Вариант Б. «Найди лишнее число».

Ход работы см. вариант А.

Примерные наборы чисел (выделены лишние числа):

33, 84, 22, 11 (составлены одинаковыми циф­рами);

35, 75, 25, 5 (двузначные числа); . 27, 18, 15, 52 (делятся на 3);

17, 26, 48, 56 (четные числа).

Вариант В. «Найди лишнюю картинку».

Учитель показывает несколько наборов из четырех картинок (см. материалы к урокам, рис. 97). Ход рабо­ты, как в предыдущих вариантах. (Правильные ответы: нога, ножницы, очки, солнце.)

Задание 3. «Закончи рисунок»

Материал к заданию: индивидуальные бланки с не­законченными рисунками (см. материалы к урокам, рис. 98), карандаши.

Школьников просят дорисовать начатые рисунки, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Рисунки де­тей обсуждаются. Лучшими считаются работы тех уча­щихся, в рисунках которых заданные фигуры объеди­нены воображаемым сюжетом либо являются частями других фигур.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 65

Задачи урока

· Развитие внутреннего плана действия.

· Развитие произвольности движений.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).

Основная часть

Задание 1. «Муха»

Материал к заданию: большой квадрат (30x30 см), разделенный на 9 клеточек (10x10 см). В центральном квадрате нарисована муха.

Ученикам объясняется, что муха может совершать движения по квадрату вверх или вниз, влево или впра­во. Начало всегда в центре. Учитель называет направ­ления перемещения мухи, а ученики должны, глядя на квадрат, мысленно следить за ее перемещениями и от­ветить, в каком квадрате оказалась муха в результате нескольких перемещений.

Например, учитель говорит: «Вверх, влево, вниз, впра­во, вверх, вправо, вниз. Где муха?». Ученики должны по­казать этот квадрат. Усложнение задания достигается за счет увеличения количества и скорости передвижений.

Задание 2. «Бери осторожно»

Материал к заданию: каждому ученику приготовить 15 спичек. На одной спичке провести карандашом или чернилами 5 поперечных полос, на двух спичках - по 4 полосы, на трех спичках - по 3 полосы, на четырех спичках - по 2 полосы и на пяти спичках - по 1 полосе.

Учитель собирает все спички в кулак и, приподняв руку примерно на 10 см над столом, раскрывает кулак постепенно так, чтобы спички упали на стол кучкой. Каждый ученик по очереди осторожно берет из кучки по одной спичке так, чтобы остальные спички при этом не сдвинулись с места (в противном случае его очередь пропадает), затем берет спичку следующий ученик.

Каждая полоска на взятой спичке дает играющему 1 очко. Спички можно брать только теми двумя паль­цами, которые называет учитель (мизинцем и безымян­ным, мизинцем и средним, безымянным и указатель­ным и т.п.). Игру продолжают, пока кто-либо не набе­рет 40 очков (или больше).

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 66

Задачи урока

· Развитие зрительной памяти.

· Развитие вербального мышления.

· Развитие пространственных представлений.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки Кука» (см. урок 19).

Основная часть

Задание 1. «Запомни сочетания фигур» Материал к заданию: табло с различными сочета­ниями геометрических фигур (см. материалы к урокам, рис. 99) и соответствующий набор геометрических фи­гур для каждого учащегося.

На демонстрационном табло учитель показывает пер­вое сочетание геометрических фигур. Ученики в тече­ние 7-10 сек. рассматривают его и запоминают. Табло закрывается. Ученики из имеющихся у них наборов со­ответствующих геометрических фигур выкладывают на своих столах точно такое же сочетание фигур. Выпол­нение учениками задания анализируется. Затем пока­зывается второе сочетание геометрических фигур и т.д.

Задание 2. «Раздели на группы» Учитель, не указывая основания, просит учеников разделить данные фразы на две группы:

1. Не красна изба углами, а красна пирогами. (П) Каждый колодец хорошо накрывать крышкой. Зеркало висит криво. Как аукнется, так и откликнется. (П) Не все то золото, что блестит. (П) Скоро придет осень. (пословицы (П) и не пословицы)

2. Муравьи быстро снуют по дорожке, (Ж) В лесу зазвенела капель. (Пр) Длинные шишки висят на концах веток ели. (Пр) Один за другим летят на ночевку журавли. (Ж) Яркие искры заиграли в каплях росы на цве­тах. (Пр) Веселая стайка воробьев разместилась на ста­рой березе. (Ж) (о природе (Пр) и о животных (Ж))

Задание 3. «Фигуры и значки»

На доске нарисованы три пересекающиеся геометри­ческие фигуры: квадрат, круг и треугольник (см. мате­риалы к урокам, рис. 100). Учитель вызывает к доске по одному ученику и просит: а) нарисовать крестик внутри квадрата, но вне треугольника и круга; б) нари­совать галочку внутри треугольника, но вне круга и квадрата; в) нарисовать цветочек внутри круга и тре­угольника, но вне квадрата; г) нарисовать черточку внутри круга и квадрата, но вне треугольника; д) нари­совать звездочку так, чтобы она находилась внутри всех трех фигур; е) нарисовать жирную точку вне треуголь­ника, круга и квадрата.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 67

Задачи урока

· Развитие словесно-логического мышления (выде­ление существенных признаков).

· Развитие внутреннего плана действия.

· Развитие произвольности движений (помехоустой­чивость).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Пере­крестные движения» (см. урок 1).

Основная часть

Задание 1. «Выбери главное»

Материал к заданию: на доске учитель заранее пи­шет ряды слов: первые слова заглавными буквами, ос­тальные слова - строчными и в скобках.

Учеников просят подобрать к слову, написанному за­главными буквами, два слова из скобок, которые нахо­дятся в наиболее тесной связи с ним. Например, «УЧИ­ТЕЛЬ (ученики, парта, объяснение, мел, доска)». Учи­тель может работать без мела, парт, доски, но не может работать без учеников и объяснения. Значит, выбираем слова «ученики» и «объяснение».

Набор слов для предъявления:

САД (растения,садовник, собака, забор, земля). РЕКА (берег,рыба, рыболов, тина, вода).

ГОРОД (автомобиль, здания, толпа, улица, ве­лосипедист).

САРАЙ (сеновал, лошади, крыша, скот, стены). ДЕЛЕНИЕ (класс, делимое, карандаш, дели­тель, бумага).

КОЛЬЦО (диаметр, алмаз, проба, округлость,

печать).

ЧТЕНИЕ (глаза, книга, картинка, печать, слово).

ИГРА (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

БОЛЬНИЦА (помещение, операция, врач, ра­дио, больные).

БИБЛИОТЕКА (город, книги, полки, читате­ли, библиотекарь).

Задание 2. «Совмести фигуры»

Материал к заданию: лист бумаги с рисунками тра­пеций {см, материалы к урокам, рис. 101).

Учеников просят мысленно совместить фигуры А и Б и определить все элементы, образующиеся при наложе­нии этих двух рисунков. В качестве ответа выбрать од­ну из пронумерованных фигур (правильный ответ - 2).

Задание 3. «Знай свой темп»

Ученики делятся на две команды. Каждая команда, выстроившись в шеренгу, выполняет одно и то же за­данное упражнение, но в разном темпе. Вначале обе ко­манды, выполняя упражнение в разном темпе, стоят спиной друг к другу и не видят выполнение упражне­ния другой командой.

Затем вводится сбивающий фактор: обе команды раз­ворачиваются вовнутрь по направлению друг к другу на пол-оборота. Таким образом начинает действовать сби­вающее зрительное восприятие выполнения данного уп­ражнения другой командой.

Максимальная трудность выполнения задания дости­гается при расположении команд лицом друг к другу. Побеждает команда, которая, несмотря на зрительные сбивающие влияния, сумеет четко выполнить упражне­ние в своем темпе.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 68

Задачи урока

· Развитие словесно-логического мышления (анало­гии).

· Развитие внутреннего плана действия.

· Развитие произвольности движений (умение за­тормозить движение).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Кача­ние головой» (см. урок 3).

Основная часть

Задание 1. «Назови четвертое слово» Учащимся называется пара слов, находящихся в оп­ределенном отношении. Затем называется третье слово, и нужно догадаться, каким будет четвертое слово, что­бы смысловой ряд был продолжен. Например, каран­даш - бумага, мел - ... (правильный ответ «доска»). Слова для предъявления:

Гвоздь - молоток, шуруп - ... (отвертка). Дом - крыша, книга - ... (обложка). Птица - яйцо, растение - ... (семя). Квадрат - куб, круг - ... (шар). Хорошо - лучше, медленно - ... (быстрее). Огонь - пожар, вода - ... (потоп). Зерно - амбар, деньги - ... (банк). Электричество - выключатель, вода - ... (кран). Одежда - голый, обувь - ... (босой). Школа - обучение, больница - ... (лечение). Человек - ребенок, собака - ... (щенок). Резина - шина, сталь - ... (обод). Птица - гнездо, человек - ... (дом). Пальто - пуговицы, ботинок - ... (шнурок). Утро - ночь, зима - ... (осень).

Задание 2. «Муха»

Материал к заданию и ход работы см. урок 65, за­дание 1.

Задание 3. «Запретное движение» Звучит веселая, ритмичная музыка. Ученики стоят полукругом. В центре - ведущий. Он показывает не-

сколько движений, одно из которых (например, присе­дание) - запретное. Ученики должны повторять все дей­ствия ведущего, кроме запретного. Тот, кто ошибся, становится ведущим.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 69

Задачи урока

· Развитие мышления (умение сравнивать).

· Развитие произвольности движений (помехоустой­чивость).

· Развитие воображения.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Пере­крестные движения» (см. урок 1).

Основная часть

Задание 1. «Одинаковое, разное»

Материал к заданию:лист бумаги с рисункамиче­ловечков (см. материал к заданию 2, урок 60).

Требуется найти у изображений одинаковые и разные признаки. Учащимся задаются вопросы типа: «У каких двух человечков расположения рук одинаковые? (1 и 3, 4 и 5). Что разное у человечков 4 и 6, 1 и 7? У каких двух человечков два признака разные, а один одинако­вый? (1 и 2, 1 и 3, 1 и 4, 3 и 6).

Задание 2. «Не путай цвета»

Материал к заданию: 6-8 бумажных квадратов (10x10 см) разного цвета или такое же количество раз­ноцветных предметов.

Учащиеся располагаются вокруг стола. Учитель на­зывает цвет какого-либо квадрата и быстро опускает руку на него. Одновременно с ним должны опустить ру­ки на квадрат названного цвета и все ученики. Предна­меренно и неожиданно учитель опускает руку не на тот квадрат, цвет которого он назвал, но учащиеся не должны поддаваться ему. Те, кто ошибается, выбывают из игры.

Задание 3. «Что это?»

Материал к заданию: рисунки фигурок, похожих одновременно на несколько предметов (см. материалы к урокам, рис. 102).

Нужно сказать, на что это может быть похоже. Дать не менее 4-5 вариантов ответов для каждой картинки.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 70

Задачи урока

· Развитие вербальной опосредованной памяти.

· Развитие мышления (установление закономерно­стей).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мдзговой гимнастики «Лени­вые восьмерки» (см. урок 7).

Основная часть

Задание 1. «Объедини по смыслу» Материал к заданию: набор слов, которые по смыслу можно объединить в 2-3 группы.

Ученикам говорится, что им нужно научиться запо­минать длинный ряд слов. Для этого слова, которые бу­дут называться, нужно мысленно объединить в группы по смыслу, что облегчает запоминание. Затем слова, ко­торые они запомнили, нужно записать в столбики по их схожести.

Набор слов для запоминания:

машина, картошка, самолет, огурец, троллейбус, помидор, солнце, лук, лампа, поезд, фонарь, свеча.

(Можно разделить на 3 группы- «транспорт», «ово­щи», «источники света».)

Задание 2. «Найди фигуры»

Материал к заданию: плакат с изображением геомет­рических фигур (см. материалы к урокам, рис. 103), картонный кружок.

Ход работы см. урок 34, задание 1. Фигуры рассмат­ривать по горизонтали (в каждом горизонтальном ряду верхние фигуры одинаковые).

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 71

Задачи урока

· Развитие пространственных представлений.

· Развитие вербального мышления.

· Развитие зрительной памяти.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: « Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Сова» (см. урок 12).

Основная часть

Задание 1. «Учись уменьшать и увеличивать» Материал к заданию: для каждого ученика лист бу­маги, на каждой стороне которого нарисованы большой и маленький прямоугольники. На одной стороне (а) не­которая фигура изображена внутри большого прямо­угольника, а на другой стороне (б) - внутри маленького прямоугольника (см. материалы к урокам, рис. 104).

Нужно нарисовать в нижнем прямоугольнике такую же фигуру, но меньшего размера (сторона а), и такую же фигуру, но большего размера (сторона б).

Задание 2. «Объедини пословицы»

Учитель на доске записывает несколько пословиц и просит детей объединить их в группы по смыслу:

Волков бояться - в лес не ходить. (1)

Дело не медведь - в лес не уйдет. (2)

Смелость города берет. (1)

Семеро одну соломинку поднимают. (2)

Семь раз отмерь - один раз отрежь. (3)

Семеро одного не ждут. (4)

Кто встал пораньше - ушел подальше. (4)

Поспешишь - людей насмешишь. (3)

Задание 3. «Запомни и нарисуй» Материал к заданию: плакат с объектами для запо­минания (см. материалы к урокам, рис. 105). Ход работы см. урок 33, задание 1.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия*.

Урок 72

Задачи урока

· Развитие внутреннего плана действия.

· Развитие мышления (операция сравнения).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).

Основная часть

Задание 1. «Поверни квадрат»

Материал к заданию: 4 бланка с рисунками квадра­тов (см. материалы к урокам, рис. 106), аналогичных использованным ранее (см. урок 63, задание 1).

Ученикам предлагается мысленно повернуть по часо­вой стрелке квадрат-эталон на 180° (детям объясняется, что для этого квадрат нужно повернуть 2 раза по 90°). Затем выбрать один из соответствующих квадратов, расположенных справа от черты.

Задание 2. «Найди одинаковые»

Материал к заданию: листы бумаги с рисунками зонтиков и елочек (см. материалы к урокам, рис. 107).

Учитель просит рассмотреть рисунок с зонтиками и найти два одинаковых {правильный ответ - 1 и 5). Затем - то же задание с елочками (правильный от­вет - 2 и 5). Задаются вопросы: «У каких зонтиков купол одинаковый? У каких зонтиков купол разный, а ручки одинаковые? У каких зонтиков разные и ку­пол, и ручки?».

«У каких елочек верхние ветки одинаковые, а сред­ние разные? У каких елочек средние ветки одинаковые, а верхние разные? У какой елочки верхние ветки, как у 2, а средние, как у 1?»

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 73

Задачи урока

· Развитие логического мышления.

· Развитие произвольного внимания (устойчивость).

· Развитие чувства времени.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «За-землитель» (см. урок 10).

Основная часть

Задание 1. «Логический квадрат»

Материал к заданию и ход работы см. урок 61, за­дание 2. Фигуры для предъявления см. материалы к урокам, рис. 108.

Задание 2. «Назови по порядку» Материал к заданию: две таблицы с числами от 1 до 25 (см. материалы к урокам, рис. 109). Ход работы см. урок 36, задание 2.

Задание 3. «Дружный хлопок»

Ученики делятся на 2-3 команды. Учитель задает определенный темп счетом «1, 2, 3, 4, 5...» и постуки­ванием по столу карандашом. После последнего, пятого, сигнала нужно мысленно продолжить счет до заранее оговоренного числа (10, 15...) и произвести хлопок в ладоши. Побеждает та команда, которая более дружно и согласованно выполнила хлопок.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 74

Задачи урока

· Развитие мышления (процессы синтеза).

· Развитие произвольного внимания (переключение).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Кача­ние икр» (см. урок 4).

Основная часть

Задание 1. «Составь слова»

A. Учитель называет ученикам и пишет на доске ка­кое-либо слово, из букв которого нужно составить как можно больше новых слов. Например, дано слово «то­пор». Можно составить такие слова: «ропот, топ, рот, ор, порт, пот, отпор».

Слова для предъявления:

комар, сверло, десна, человек, полька, примус.

Б. Используя все предложенные буквы, составить как можно больше слов. Предлагаются следующие группы букв:

т, у, ш, а, к; а, а, к, н, б;

о, к, т; о, о, е, л, с, к;

у, р, д, а; с, т, л, и, к, а.

B. К предложенным согласным подобрать гласные и составить как можно больше слов (имен существитель­ных в единственном числе и именительном падеже):

м, к, л; ж, к, л; ж, ц;

в, г, д; н, л, с, к; б, р, щ;

с, к, р, т; ф, х; г, л, р, б, з.

Задание 2. «Отыщи числа»

Материал к заданию: таблицы с числами белого и черного цветов от 1 до 12, написанные не по порядку (см. материалы к урокам, рис. НО).

Учитель показывает учащимся черно-белую таблицу. Ученики должны назвать и показать числа сначала только черного цвета от 1 до 12 в возрастающем поряд­ке, затем только числа белого цвета от 12 до 1 в убы­вающем порядке. На третьем этапе работы нужно назы­вать попеременно числа черного цвета в возрастающем порядке, а числа белого цвета - в убывающем порядке. Например, 1 - черная, 12 - белая, 2 - черная, 11 - бе­лая и т.д. Следить, чтобы ученики на пропускали числа и чтобы задание выполнялось как можно быстрее.

Победителем считается тот, кто быстрее всех выпол­нит задание с переключением (3-й этап).

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 75

Задачи урока

· Развитие воображения.

· Развитие пространственных представлений.

· Развитие логического мышления.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «За-землитель» (см. урок 10).

Основная часть

Задание 1. «Волшебники»

Материал к заданию: для каждого ученика лист бумаги с контурным изображением двух «волшебников», цветные карандаши (см. материалы к урокам, рис. 111).

Учитель дает задание дорисовать фигуры «волшебни­ков», превратив одного - в «доброго», а другого - в «злого» волшебника, и придумать, что совершил плохо­го «злой» волшебник и как его победил *добрый» вол­шебник.

Задание 2. «Где какая полоска?», «Кольца»

Материал к заданию: три демонстрационные разно­цветные бумажные полоски и такие же полоски, но меньшего размера для каждого ученика. Рисунки колец (см. материалы к урокам, рис. 112). Учитель прикрепляет к доске три разноцветные по­лоски бумаги так, как показано на рис. 112а. Вопросы ученикам: «Какого цвета полоска лежит сверху? Посе­редине? Снизу?». Затем по указанию учителя учащиеся составляют различные варианты пространственного рас­положения полосок. Затем учеников просят определить, какие кольца сплетены: те, которые слева, или те, которые справа? (рис. 1126).

Задание 3. «Говорим по-марсиански» Материал к заданию: плакат с изображением птиц (см. материалы к урокам, рис. 54).

Ученикам говорится, что в «марсианском» языке на­звание птицы состоит из трех слогов, обозначающих го­лову, ноги и хвост. Например, известно, что такая пти­ца, как 4, называется «ну-ла-си», а такая, как 7, назы­вается «шу-та-ви». Задаются вопросы: «Как называются ноги у птицы 8? (ла); Как называется голова у птицы 9? (ну); Как называется голова у птицы 1? (шу); Как называется хвост у птицы 6? (ви); Как называется хвост у птицы 3? (си); Как называется птица 8? (шу-ля-си); Как называется птица 2? (ну-та-ви)».

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 76

Задачи урока

· Развитие логического мышления.

· Развитие произвольности (помехоустойчивость ин­теллектуальной деятельности).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Пере­крестные движения» (см. урок 1).

Основная часть

Задание 1. «Поезд»

Материал к заданию: 15-20 картинок с изображени­ем различных предметов.

Учитель говорит: «Каждая картинка - это вагончик. Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку, каждый из вас по очереди будет брать какую-либо кар­тинку и класть ее рядом с последней. Получатся ва­гончики у поезда. У настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики тоже должны быть скреплены. Мы будем делать так. Я кладу картинку, на которой, например, нарисована чашка. За ней мы положим кар­тинку, на которой нарисована тарелка. Мы их поло­жили рядом, т.е. «скрепили» вместе потому, что чаш­ка и тарелка - это посуда. Затем кладем картинку, на которой нарисована ваза для цветов. Мы «скрепили» тарелку и вазу потому, что они сделаны из одинаково­го материала - фарфора. Теперь положим картинку с поливальной машиной. Так мы «скрепили» вазу и по­ливальную машину потому, что и в вазу, и в поли­вальную машину наливают воду. Теперь кладите кар­тинки по очереди сами и объясняйте, как их можно «скрепить».

Задание 2. «Не путай цвета»

Материал к заданию и ход работы см. урок 69, за­дание 2.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 77

Задачи урока

· Развитие мышления (установление закономерно­стей).

· Развитие мышления (операция сравнения).

· Развитие внутреннего плана действия.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).

Основная часть

Задание 1. «Найди девятый»

Материал к заданию: лист бумаги с рисунками до­миков (см. материалы к урокам, рис. 113).

Учеников просят рассмотреть верхний рисунок и вставить на место вопросительного знака нужную фигу­ру из шести нижних пронумерованных (правильный от­вет - 1).

Задание 2. «Найди одинаковые»

Материал к заданию: листы бумаги с рисунками де­вочек и человечков (см. материалы к урокам, рис. 114).

Учитель показывает ученикам поочередно рисунки и просит найти два одинаковых (правильный ответ: де­вочки - 1 и 6, человечки - 2 и 3). Вопросы ученикам:

*Чем отличаются девочки 4 и 6? 2 и 5? У какой девоч­ки воротник, как у 1, глаза, как у 6, а волосы, как у 5? (правильный ответ - 2). Чем отличаются человечки 2 и 6? Чем похожи человечки 1 и 4?»

Задание 3. «Архитектор»

Материал к заданию: 10 картонных полосок-ступе­нек длиной от 2 до 20 см (разница между ними - 2 см). Каждая полоска выкрашена в свой цвет, лежат не по порядку.

Не трогая полоски, нарисовать лестницу: все сту­пеньки должны располагаться по порядку, начиная от самой маленькой и кончая самой большой. Каждую ступеньку обозначить своим цветом. Затем предложить ученикам построить лестницу из полосок по «проекту». Сравнить рисунки ученика и постройку.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 78

Задачи урока

· Развитие внутреннего плана действия.

· Развитие чувства времени.

· Развитие опосредованной памяти.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Шап­ка для размышлений» (см. урок 2).

Основная часть

Задание 1. «Совмести фигуры»

Материал к заданию: лист бумаги с рисунками ок­ружностей (см. материалы к урокам, рис. 115).

Учеников просят мысленно совместить фигуры А и Б и определить все элементы, образующиеся при наложе­нии этих двух рисунков. В качестве ответа выбрать од­ну из пронумерованных фигур (правильный ответ - 3).

Задание 2 . «За одну минуту»

Для того чтобы дать ученикам представление о дли­тельности в одну минуту, попросить их выполнить сле­дующие задания.

Кто сделает за одну минуту больше:

· аккуратно напишет одну и ту же букву много раз;

· напишет возможно больше чисел подряд, начиная с единицы;

· нанижет на нитку швейные иголки (или пугови­цы, бусины,..);

· свяжет обрывки ниток длиной 10 см; сравнить, у кого получилась самая длинная нитка.

Задание 3. «Письмо инопланетянина» Материал к заданию: лист бумаги, разделенный на 14 клеток.

Ход работы см. урок 62, задание 2.

Следить за точностью воспроизведения детьми слов.

Слова для запоминания:

хлеб, кровать, облако, слон, звезда, пенал, кошка, ручка, стена, дорога, карман, змея, квадрат, кольцо.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 79

Задачи урока

· Развитие смысловой памяти.

· Развитие внутреннего плана действия.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова Друг другу». Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Лени­вые восьмерки» (см. урок 7).

Основная часть

Задание 1. «Объедини по смыслу» Это более сложный вариант задания 1, урок 70.

Материал к заданию: набор слов, которые по смыслу можно объединить в 4 группы.

Ход работы см. урок 70, задание 1. Слова для запоминания:

стол, тополь, чашка, заяц, табурет, пальто, медведь, сосна, ложка, юбка, липа, блюдце, шкаф, лиса, платье, стул, елка, белка, кружка, кофта.

Задание 2. «Поверни квадрат»

Материал к заданию: 4 бланка с рисунками квадра­тов (см. материалы к урокам, рис. 116). Ученикам предлагается мысленно повернуть квадрат-эталон по часовой стрелке на 270° (т.е. повернуть его три раза по 90°) и выбрать один из соответствующих квадратов, расположенных справа от черты.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 80

Задачи урока

Развитие слуховой памяти.

Развитие пространственных представлений.

Развитие произвольности движений (преодоление гиперактивности).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства» (см. урок 25).

Основная часть

Задание 1. «Добавь слово»

Учитель называет предложение из двух слов, напри­мер, «Стоит дом». Один из учеников повторяет это предложение и добавляет одно слово («На горе стоит дом»). Следующий ученик, повторяя это предложение, добавляет еще одно слово («На высокой горе стоит дом») и т.д. («На высокой горе стоит маленький дом», «На высокой горе стоит маленький старый дом», «На высокой горе стоит маленький старый деревянный дом».) Победителем считается ученик, который произ­несет самое длинное предложение.

Задание 2. «Раскрась фигуру»

Материал к заданию: индивидуальные бланки с квадратами (см. материалы к урокам, рис. 117), цвет­ные карандаши. Учитель объясняет, что квадрат из положения А по­вернули вверх против часовой стрелки в положение Б. Какой рисунок получился? Выбрать из нижнего ряда квадрат с соответствующим рисунком и раскрасить квадрат Б (правильный ответ - квадрат 2).

Задание 3. Игра «Флажок»

Звучит музыка. Дети двигаются под музыку (марши­руют или двигаются свободно). По команде учителя (поднятие флажка) все дети должны остановиться и за­мереть в тех позах, в которых их застала команда учи­теля, на 5-7 сек. Музыка продолжает звучать. Затем по команде учителя дети снова начинают двигаться.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 81

Задачи урока

· Развитие внутреннего плана действия.

· Развитие мышления (процессы синтеза).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Кача­ние головой» (см. урок 3).

Основная часть

Задание 1. «Муха»

Материал к заданию и ход работы см. урок 65, за­дание 1.

Дополнительно к описанному ходу работы рекомен­дуется использовать усложненный вариант задания: один из учеников отворачивается от квадрата и подает команды, а другой ученик, следуя его командам, пере­двигает муху по полю. Надо продержать муху на поле в течение 5 минут и не дать ей *улететь», т.е. выйти за пределы квадрата.

Задание 2. «Что здесь изображено?» Материал к заданию: сюжетная картинка, доста­точно большая по размеру. На листе, который накла­дывается сверху и который должен быть в 4 раза больше, чем картинка, сделать 2-3 небольших (диа­метром 2-2,5 см) смотровых отверстия. Ход работы см. урок 36, задание 3.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 82

Задачи урока

· Развитие произвольного внимания (переключение).

· Развитие наглядно-образно го мышления.

· Развитие произвольности движений (умение за­тормозить движения).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу». Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Кача­ние икр» (см. урок 4).

Основная часть

Задание 1. «Отыщи числа»

Материал к заданию: таблица с числами черного и белого цветов от 1 до 25 (см. материалы к урокам, рис. 118).

Усложнение задания достигается за счет удлинения числового ряда до 25 чисел. В остальном ход работы та­кой же, как в задании 2, урок 74.

Задание 2. «Преврати в квадрат»

Материал к заданию: индивидуальные бланки с фи­гурами (см. материалы к урокам, рис. 119).

Задача учеников - превратить каждую из данных фигур в квадрат. Для этого надо каждую фигуру мыс­ленно разделить на две части (проведя пунктирную ли­нию) и, мысленно оперируя ими, сложить из них квад­рат. После решения всех задач ответы ученийов обсуж­даются.

Задание 3. «Запретное движение»Ход работы см. урок 68, задание 3.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 83

Задачи урока

· Развитие вербального мышления.

· Развитие пространственных представлений.

· Развитие воображения.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки мозга» (см. урок 5).

Основная часть

Задание 1. «Подбери слова»

К каждому называемому учителем слову учеников просят подобрать два самых похожих на него по смыслу и три самых не похожих по смыслу слова:

волк, страус, карась, змея, попугай, лиса, червяк, дельфин, гусеница, собака, воробей, акула.

Задание 2. «Найди недостающий квадрат»

Материал к заданию; три плаката с изображением двух рядов квадратиков (см. материалы к урокам, рис. 120).

Ученикам последовательно показываются три плака­та. Нужно определить правило расположения квадрати­ков в верхнем ряду и выбрать из нижнего ряда тот квад­ратик, который следует поместить на место, обозначен­ное точками (правильные ответы: I - г, П - б, III - б).

Задание 3. «Закончи рисунки»

Материал к заданию: индивидуальные бланки с не­законченными рисунками (см. материалы к урокам, рис. 121), карандаши.

Ход работы см. урок 64, задание 3.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 84

Задачи урока

· Развитие вербального мышления (обобщение).

· Развитие слухового восприятия.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).

Основная часть

Задание 1. «Пятый лишний»

Материал к заданию: несколько наборов из 5 слов. Четыре слова в каждом наборе подходят друг к другу, а пятое - не подходит, отличается от них.

Учитель читает первый набор слов и просит опреде­лить, какое слово не подходит к остальным, т.е. «лиш­нее». Остальные четыре слова назвать общим словом. Ответы учеников обсуждаются. Затем учитель читает второй набор слов и т.д.

Слова для предъявления (правильные ответы выде­лены):

Василий, Федор, Семен, Иванов, Борис.

Молоко, сливки, сало, сыр, сметана.

Лист, дерево, почка, кора, сук.

Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

Смелый, храбрый, добрый, отважный, реши­тельный.

Глубокий, высокий, низкий, мелкий, светлый.

Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

Секунда, час, вечер, сутки, минута.

Задание 2. «Объясни значение» Учеников просят объяснить значения выделенных слов, подобрав к ним близкие по смыслу слова: Разбить сад - разбить чашку. Заболеть ангиной - заболеть футболом. Живой рассказ - живое существо. Горячее сердце - горячий хлеб. Музыкальный слух - распространить слух. Зеленый лук с грядки - стрелять из лука. Ключ от квартиры - горячий ключ.

Задание 3. «Назови и проверь постукиванием» Ход работы см. урок 5, задание 4.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 85

Задачи урока

· Развитие внутреннего плана действия.

· Развитие непосредственной памяти.

· Развитие мышления {установление закономерно­стей).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу». Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Пере­крестные движения» (см. урок 1).

Основная часть

Задание 1. «Этажи»

Учитель просит учеников решить следующую задачу: «В доме - 4 этажа. На каждом этаже живет одна семья. Борисовы живут под Карповыми, Ивановы - над Черновыми и Карповы - под Черновыми. Кто на каком этаже живет? Размес­тите семьи по этажам».

Задачу надо решать во внутреннем плане, рисовать что-либо учащимся не разрешается (правильный ответ: на 1-ом этаже живут Борисовы, на 2-ом этаже - Карпо­вы, на 3-ем этаже - Черновы, на 4-ом этаже - Ивановы).

Задание 2. «Какой цвет?»

Материал к заданию: плакат с рисунками рубашек (см. материалы к урокам, рис. 122).

Ученикам говорится: «В одной книжке художник раскрасил эти рубашки по правилу: рубашку с воротни­ком, как у 1, красным цветом, рубашку с воротником, как у 2, желтым цветом, рубашку с воротником, как у 6, синим цветом. Запомнили? Теперь ответьте на вопро­сы: Какого цвета рубашка 8? (синего) Какие рубашки желтого цвета? (7, А, Г, Д) У каких двух рубашек раз­ного покроя и с разными рукавами одинаковый цвет? (1 и 5, 6 и 8)».

Задание 3. «Найди девятый»

Материал к заданию: плакат с рисунками рубашек (см. предыдущее задание).

Учитель просит учеников отгадать, какая рубашка из нижней части рисунка подходит на свободное место ря­дом с рубашкой 2 (Г).

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 86

Задачи урока

· Развитие вербального мышления (обобщение).

· Развитие произвольного внимания (устойчивость).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).

Основная часть

Задание 1. «Расположи слова (от частного к об­щему понятию)»

Материал к заданию: демонстрационные пары кар­точек со словами (10 пар). Учитель сначала объясняет ученикам, что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, яв­лений. Эти слова являются общими понятиями. Напри­мер, слово «фрукты». Этим словом можно назвать яб­локи, груши, персики, бананы и др.

Но есть и слова, которые указывают на меньшее чис­ло похожих предметов и являются частными, конкрет­ными понятиями. Например, слово «яблоко». Этим сло­вом называются только яблоки, но яблоки большие и маленькие, красные и зеленые, спелые и неспелые, соч­ные и несочные и др. Очень важно уметь обобщать по­нятия, т.е. уметь подобрать к частному понятию более общее понятие. Затем учитель показывает две карточки со словами, обозначающими общее и частное понятие (на одной кар­точке написано одно слово). Ученики должны сравнить их и слева расположить слово, обозначающее частное понятие, а справа - слово, обозначающее общее понятие.

Для примера учитель показывает карточки со слова­ми «овощи» и «огурец». Поскольку слово «огурец» яв­ляется частным понятием, карточка с этим словом рас­полагается слева, а карточка со словом «овощи» — спра­ва, так как это слово является более общим понятием.

Затем учащиеся по очереди выполняют задания. От­веты учеников обсуждаются. Слова для предъявления:

Время года - осень.Осадки - дождь.

Пчела- насекомое. Малина- кустарник. Север- сторона горизонта. Океан - Тихий океан.Полезной ископаемое - песок. Глаз- орган чувств. Топливо - уголь. Озеро- водоем.

Выделены слова, обозначающие конкретные понятия.

Задание 2. «Стенографы»

Материал к заданию: лист бумаги, карандаш.

Учитель читает какой-либо рассказ в течение 1-2 мин. Каждый ученик должен указать, сколько в рассказе слов, отмечая во время чтения каждое слово одним штрихом. Для быстрого подсчета пять слов отмечать квадратом с одной диагональю внутри. Ответы учеников сравнивают­ся. Побеждает тот, кто безошибочно определит количест­во слов в рассказе.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 87

Задачи урока

· Развитие вербального мышления (обобщение).

· Развитие опосредованной памяти,

· Развитие чувства времени.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; * Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Лени­вые восьмерки» (см. урок 7).

Основная часть

Задание 1. «Расположи слова (от частного к об­щему понятию)»

Ход работы см. предыдущий урок, задание 1. Слова для предъявления:

Планета - Земля.

Дробь- число.

Солнце- звезда.

Треугольник- многоугольник.

Ребенок - мальчик.

Единица длины - метр.

Растение - дерево.

Единица времени - час.

Зерновая культура - пшеница.

Сложение- математическое действие.

Выделены слова, обозначающие конкретные понятия.

Задание 2. «Запомни слова»

Материал к заданию: демонстрационные карточки со словами и условными знаками-символами (на каж­дой карточке одно слово и один символ - см. материалы к урокам, рис. 123), лист бумаги для воспроизведения, карандаш.

Учитель дает задание ученикам запомнить 12 слов, которые им будут названы. Помогут запомнить эти слова условные знаки-символы. Для этого от учеников требует­ся установить какую-либо ассоциативную связь между заданными словами и их символами, чтобы затем, глядя на знаки-символы, вспомнить соответствующее слово.

Учитель показывает первую карточку на 15-20 сек., затем откладывает ее в сторону и показывает вторую кар­точку и т.д. Воспроизведение слов можно начинать как сразу после запоминания (немедленное воспроизведение), так и через некоторое время (отсроченное воспроизведе­ние) - через 15-20 мин. Для воспроизведения слов учи­тель показывает только знаки-символы, а ученики долж­ны вспомнить и записать соответствующие слова.

Задание 3. «Дружный хлопок» Ход работы см. урок 73, задание 3.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 88

Задачи урока

· Развитие логической памяти.

· Развитие произвольности (помехоустойчивость ин­теллектуальных процессов).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Лени­вые восьмерки» (см. урок 7).

Основная часть

Задание 1. «Найди правило и запомнив

Материал к заданию: лист бумаги, на котором нари­сован ряд из 12 абстрактных фигур (см. материалы к урокам, рис. 124).

Ученикам говорится, что им нужно запомнить, а за­тем воспроизвести 12 таких фигур (показывается рису­нок). Чтобы это было сделать достаточно легко, нужно открыть правило преобразования первой фигуры в по­следнюю. Сначала предложить учащимся самим найти это правило.

Правило таково: чередование 6 вертикальных и 6 гори­зонтальных черточек, два кружка располагаются слева и справа от вертикальной черты и сверху и снизу от гори­зонтальной черты, количество галочек сначала уменьша­ется от б до 1, а затем увеличивается снова до 6.

После усвоения правила учеников просят нарисовать по памяти эти 12 абстрактных фигур.

Задание 2 . «Найди смысл»

Ученики делятся на 3 группы. Учитель и два его по­мощника вслух читают написанные на отдельных кар­точках три разных четверостишия. Сначала они друг за другом по очереди читают только первую строчку каж­дого стихотворения, затем только вторую, третью и, на­конец, четвертую. После этого ученики из первой груп­пы пересказывают содержание первого стихотворения, из второй - второго, из третьей - третьего стихотворе­ния. Стихотворение должно быть сюжетного характера. Например:

1 Мы за деревней в реке очутились, тут мои зайчики точно взбесились. Смотрят, на задние лапы встают, лодку качают, грести не дают.

(И. Некрасов)

2 Был сынок у маменьки -медвежонок маленький. В маму был фигурою -

в медведицу бурую.

(А. Барто)

3 Дали туфельки слону, Взял он туфельку одну

и сказал: «Нужны пошире, и не две, а все четыре!»

(С. Маршак)

Заключительная часть

Наши рекомендации