Психология управления как учебная дисциплина

В начале третьего тысячелетия значительно усилился интерес общества и науки к человеку, его личности, внутреннему психологическому миру. В сфере производственных и социальных отношений особую значимость приобрели вопросы влияния на людей, делового управления ими, то есть практической психологии.

В рамках теории управления стало ясно, что относительно легко научиться управлять процессами, системами, потоками, механизмами, но несравненно сложнее освоить руководство людьми. Причем как отдельно взятым человеком, так и целым коллективом.

А ведь именно человек является центром, ядром любого производственного, социально-экономического процесса. От эффективности управления людьми в определяющей степени зависит успешность деятельности любой организации.

В психологии управления, в отличие от социальной психологии труда, сферой изучения являются не просто отношения людей в коллективе или социальной группе, а взаимоотношения людей в организации. Иными словами, отношения людей рассматриваются в условиях, когда действия каждого участника совместной деятельности заданы, предписаны, подчинены общему порядку работ. При этом участники связаны друг с другом взаимной зависимостью и ответственностью перед предприятием и законом.

Психология управления раскрывает механизмы успешного воздействия на людей, умелого влияния на них. Важно осуществлять руководство таким образом, чтобы создавалась креативная, созидательная атмосфера, позволяющая каждому раскрыть свой творческий потенциал, самореализоваться в профессиональной деятельности и социальных отношениях.

Крупные управляющие, известные топ-менеджеры («золотые воротнички»), которые добились наиболее впечатляющих успехов в деловой сфере и управлении, отличались, прежде всего, искусством работать с людьми. Эта закономерность относится не только к управлению социально-экономическими, но и политическими процессами. Политические лидеры, руководители партий и государств, общественные деятели, как правило, обладают высоким искусством влияния на людей.

Так, известный американский психолог и социолог Дейл Карнеги пишет, что в 1930-е годы в мире было два управляющих с жалованием в размере 1 миллион долларов в год: Уолтер Крайслер и Чарльз Шваб. По тем временам это были немыслимые деньги.

Почему же сталелитейный магнат Эндрю Карнеги (однофамилец Дейла Карнеги) платил своему генеральному управляющему Швабу свыше 3,6 тысяч долларов в день? Потому что Шваб гений? Нет. Потому что он знал больше других о производстве стали? Ничего подобного.

Сам Шваб так объяснял свои управленческие и деловые успехи: «Самым ценным своим качеством я считаю умение вызывать у людей энтузиазм и развивать то, что есть лучшего в человеке, с помощью признания его достоинств и поощрения. Ничто другое так сильно не бьет по честолюбию человека, как критика со стороны начальников. Я никогда не критикую. Я верю в действенность поощрений человека на работе. Поэтому мне очень хочется хвалить людей, и я терпеть не могу их бранить. Если мне что-то нравится, то я чистосердечен в своей оценке и щедр на похвалу» [6, с. 58].

Фактически главным достоинством Шваба было умение создать в возглавляемом коллективе такую обстановку, при которой все подчиненные работали с ним с удовольствием. А при таких условиях потенциал человека раскрывается и реализуется максимально.

Управление – это динамичный и творческий процесс влияния на объект управления, направленный на достижение определенной цели. Разные авторы дают различные определения психологии управления, выделяя свои аспекты данного явления. На основании определений, данных в кратком психологическом словаре М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовичем [5], а также в курсе лекций Л.А. Ванштейна [2] и учебном пособии Е.В. Мещеряковой [7], дадим свое авторское определение.

Психология управления – это отрасль психологии, рассматривающая психологические закономерности управленческой деятельности, механизмы и способы влияния на людей.

Знакомство с «психологией управления» как учебной дисциплиной содержит:

1. Цель, задачи, объект и предмет дисциплины;

2. Личность,организацию и коллектив как объекты управления;

3. Личность руководителя как субъект и как объект управления;

4. Психологию взаимоотношений в ходе управленческой деятельности.

Целью учебной дисциплины «психология управления» является освоение базовых психологических знаний и приобретение практических умений в руководстве людьми.

Задачидисциплины:

1) изучение теории и истории психологии управления;

2) изучение психологических механизмов и способов влияния на людей в процессе профессиональной деятельности;

3) освоение практических умений психологического воздействия на людей;

4) приобретение внутренней установки на корректное эффективное влияние на людей психологическими приемами.

Объектомпсихологии управления является организованная деятельность людей. В этом заключается ее принципиальное отличие от других учебных дисциплин.

Организованная деятельность – это труд людей, объединенных в одно предприятие (организацию), подчиняющихся установленным нормам поведения и взаимодействия, выполняющих совместную работу в соответствии с технологическими и корпоративными требованиями.

Объект изучения психологии управления составляют люди, входящие в самостоятельные организации, в финансовом и юридическом отношениях. Деятельность организаций ориентирована на корпоративно полезные цели.

Правила, нормы и требования организаций предполагают и порождают особые психологические отношения между людьми, которые существуют только в профессиональном коллективе – это деловые отношения людей [1, с. 4].

В психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив рассматриваются в контексте организации (предприятия, фирмы) в которую они входят. Без связи с организацией анализ деятельности людей по проблемам психологии управления будет неполным.

Предметомпсихологии управления выступают психологические явления, факторы и механизмы взаимодействия субъекта управления (руководителя, дирекции, коллегии) и объектов управления (подчиненных).

Предмет психологии управления обычно делят на четыре области:

1) психологические особенности объекта управления;

2) психологические особенности субъекта управления;

3) психологические особенности взаимодействия руководителя с подчиненными (субъекта и объектов);

4) психологические закономерности управленческой деятельности.

Содержанием учебной дисциплины «Психология управления» является система научных и практических знаний о внутреннем мире человека, его потребностях и мотивах, целях и направленности, способах влияния и психотехниках воздействия на личность, методах управления, законах общения и коммуникаций.

Психология управления рассматривает личность как объект управления. Наиболее актуальными психологическими проблемами личности работника являются:

- цели, потребности и мотивы;

- способности, темперамент и характер;

- эмоциональный мир.

Психология управления рассматривает организацию и коллектив как объекты управления. Наиболее актуальными социально-психологическими проблемами организации и коллектива являются:

- подбор, обучение и расстановка кадров;

- система стимулирования-мотивации;

- психологический климат и корпоративная культура.

Психология управления рассматривает руководителя как субъект и как объект управления, в том числе самоуправления. Наиболее актуальные психологические проблемы руководителя:

- повышение психологической компетентности;

- знание психологии объектов управления – подчиненных;

- коммуникационные умения, искусство выступления;

- самопознание, овладение приемами рефлексии, самокоррекции, самоуправления, саморазвития.

Руководитель в психологии управления рассматривается и как объект управления. Ведь у каждого начальника есть вышестоящий руководитель. Кроме того, руководитель является объектом самоуправления, то есть он работает над своим саморазвитием и самосовершенствованием.

Психологические аспекты профессиональной подготовки руководителей (менеджеров) и повышение их квалификации находятся в числе важнейших задач психологии управления. Особое значение при этом придается совершенствованию стилей управления, характера общения, качества принимаемых решений, мотивации трудовой деятельности, повышения качества профессиональной жизни, раскрытия внутреннего потенциала подчиненных.

Среди наиболее сложных задач психологии управления находятся вопросы обеспечения психологического и физического здоровья руководителей, их стрессоустойчивости, недопущения «трудоголизма» и «эмоционального выгорания», утверждения гармоничного и здорового образа жизни.

Психология управления рассматривает особенности взаимодействия руководителя с подчиненными (субъекта и объектов). В круг вопросов, в этой связи, входят подходы, функции и методы управления, стили руководства и др.

Психологические закономерности управленческой деятельности являются важной составной частью учебной дисциплины «психология управления».

Управление осуществляется через взаимодействие людей, поэтому руководителю в своей деятельности необходимо учитывать законы, определяющие динамику психических процессов, межличностных взаимоотношений, группового и индивидуального поведения и взаимодействия.

Психология управления опирается на шесть законов:

неопределенности отклика, неадекватностиотображения, неадекватности самооценки, расщепления смысла информации, самосохранения и компенсации.

1. Закон неопределенности отклика.

Он построен на зависимости восприятия людьми внешних воздействий от их индивидуальной психологии. Различные люди, и даже один и тот же человек, но в разное время, могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия. Это может приводить к непониманию потребностей и реакций субъектов деловых отношений. В результате возможно возникновение неадекватности управленческих воздействий особенностям психики объекта, либо его конкретному психологическому состоянию.

2. Закон неадекватности отображения.

Речь в нем идет о восприятии человека другим человеком. Суть состоит в том, что ни один человек не может постичь другого настолько точно, чтобы принимать по нему абсолютно правильные решения. Это объясняется сверхсложностью природы и высокой динамичностью сущности человека, который непрерывно меняется в зависимости от возрастной асинхронности, общего состояния и сиюминутного настроения.

Кроме того, люди неосознанно защищаются от попыток полностью понять их. Они подсознательно опасаются стать в этом случае игрушкой в руках человека, склонного к манипулированию людьми. Имеет значение и то обстоятельство, что нередко и сам человек знает себя недостаточно полно.

Тем не менее, любой человек, как частный представитель объектов социальной реальности, может быть познан достаточно основательно. В настоящее время активно разрабатываются научные принципы подхода к человеку как объекту познания. Можно отметить такие основные принципы:

универсальной способности – нет людей неспособных, есть занятые не своим делом;

развития – способности развиваются в результате изменений условий жизни и интеллектуально-психологических тренировок;

неисчерпаемости – ни одна оценка человека при его жизни не может считаться окончательной.

3. Закон неадекватности самооценки.

Психика человека представляет собой органичное единство, целостность двух компонентов:

осознаваемого – логико-мыслительного;

неосознаваемого – эмоционально-чувственного, интуитивного.

Эти компоненты соотносятся между собой так, как надводная и подводная части айсберга. Осознанному практически невозможно понять неосознанное. Поэтому оценки даются не на основании знания, а предположения и желания.

В результате неадекватность самооценки человека является весьма распространенным явлением. Поэтому одни люди преувеличивают свои способности и даже приписывают себе несуществующие таланты. Другие же недооценивают себя.

4. Закон расщепления смысла информации.

Любая управленческая информация (приказы, инструкции, нормативы) имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения по иерархической лестнице управления. Это обусловлено двумя факторами. Первое, разносмысловые возможности используемого языка информации, что приводит к различиям в ее толковании. Второе, различия в образовании, интеллектуально-культурном развитии, эмоционально-психическом состоянии субъектов передачи информации. Искажение информации обычно прямо пропорционально числу людей, через которых она проходит.

5. Закон самосохранения.

Смысл его состоит в том, что ведущим мотивом социального поведения субъекта управленческой деятельности выступает сохранение его личного социального статуса, состоятельности, чувства собственного достоинства. Характер и направленность моделей поведения субъектов в системе управленческой деятельности напрямую связан с учетом либо игнорированием данного обстоятельства.

6. Закон компенсации.

При высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях среды к человеку нехватка каких-либо способностей для успешной конкретной деятельности возмещается другими способностями или навыками. Этот компенсаторный механизм часто срабатывает бессознательно, и человек приобретает опыт в ходе проб и ошибок. Однако следует иметь в виду, что данный закон практически не срабатывает на достаточно высоких уровнях сложности управленческой деятельности.

Наука управления не исчерпывается приведенными законами, существуют и другие. Часто им присвоены имена авторов. Например, законы Паркинсона, законы Мерфи, принципы Питера и др.

Психология управления является универсальной учебной дисциплиной. Она необходима для понимания стимулирующих и мотивационных функций, потребностей и мотивов самих субъектов управления, методов и стилей руководства и многого другого. Психология управления выступает базой ряда учебных дисциплин: «Теоретические основы менеджмента», «Стратегический менеджмент», «Менеджмент качества», «Производственный менеджмент» и др.

Наши рекомендации