Государственное регулирование
Знак «Не курить» в торговом центре в Гуанчжоу
21 мая 2003 года Всемирная организация здравоохранения приняла документ под названием «Рамочная Конвенция ВОЗ по борьбе против табака».[12] С тех пор её подписали 168 и уже ратифицировали 151 государство.[44] Конвенция не является документом прямого действия, но лишь определяет стратегию госрегулирования табачной отрасли.
С тех пор во многих странах курение в общественных местах было запрещено законом. В ноябре 2004 года Бутан стал первой страной, в которой запрещена продажа табака и табачных изделий, а ввоз табачных изделий для личных нужд облагается 100 % пошлиной.[61]
Британские парламентарии проголосовали в феврале 2006 года за полное запрещение курения в пабах и клубах[62]. Закон полностью вступил в силу в середине 2007 года. Аналогичное решение о запрете курения во всех общественных местах, включая рабочие места, пабы, рестораны и клубы, было принято и во многих странах Евросоюза (в том числе в Ирландии, Германии, Франции). Практически на всех европейских авиалиниях курение запрещено в течение всего полёта.
В России после принятия в 1995 году Федерального закона «О рекламе» введены серьёзные ограничения на рекламу табачных изделий как в средствах массовой информации, так и на наружную рекламу. Например, согласно статье 16 Закона, в рекламе табачных изделий не должны использоваться образы физических лиц в возрасте до 35 лет, что нарушается во многих городах России[63][64][65]. В 2001 году принят Федеральный закон «Об ограничении курения табака».
9 декабря 2005 года Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект, который предусматривает наказание за табакокурение вне специально отведённых для этого мест.
По мнению председателя Госдумы Бориса Грызлова, в России необходимо резкое повышение стоимости табачных изделий для конечного потребителя и ограничение их продажи: «Стоимость сигарет в России недопустимо мала. Сигареты для ребёнка не менее доступны, чем мороженое, при этом сигареты продаются на каждом углу, а мороженое ещё надо поискать».[66]
В Англии предлагается снизить налог на добавленную стоимость на все продукты, помогающие отказаться от курения[67].
11 апреля 2008 года Госдума РФ приняла закон «О присоединении РФ к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака»[44]. Согласно новому закону, Россия введёт жёсткие ограничения всех видов рекламы табака, вплоть до её полного запрета. Запрет на рекламу будет вводиться постепенно, в течение 5 лет. Будет усилена борьба с курением среди несовершеннолетних, а предупреждающая о вреде курения надпись на сигаретных пачках «должна будет занимать не менее 30 процентов площади большей стороны пачки».[44]
С 1 мая 2008 года в Китае, где насчитывается 350 млн курильщиков, был введён запрет на табакокурение в общественных местах. Ещё в 1996 году было запрещено употребление табачных изделий в школах, на спортивных аренах и в кинотеатрах КНР. Согласно новым правилам, под запрет также попадают все рестораны, бары, Интернет-кафе, гостиницы, места массового отдыха и территории медицинских учреждений[68].
Борьба с курением в вузах
Во всех российских вузах полностью запретили курение в помещениях вуза (в коридорах, кабинетах, аудиториях, туалетах), разрешив курение лишь в некоторых, специально оборудованных для этого местах.[источник не указан 1093 дня]
Участие табачных компаний
Производители табака часто принимают участие в финансировании и проведении программ, направленных, по их словам, на предотвращение курения среди детей и подростков, позиционируя табак как продукт для взрослых[69][70]. По мнению антитабачных организаций, такие программы в лучшем случае бесполезны, а в худшем — являются скрытой пропагандой курения. Так, уже само представление сигарет как товара для взрослых может побуждать подростков, стремящихся быстрее повзрослеть, к курению. В данные программы включаются лишь мероприятия, неэффективные для борьбы с подростковым курением, но позволяющие создать видимость такой борьбы (образовательные программы, обучение школьников «сознательному выбору некурения», программы для продавцов табака и т. п.). Например, при создании антитабачных агитационных материалов для подростков используются лишь образы школьников (вызывающие у большей части подростков раздражение), и никогда — образы известных спортсменов, применяющиеся в рекламе табака для взрослых. Тренинги для продавцов, обучающие их отказу от продажи сигарет подросткам, не имеют практического значения, поскольку в реальности большинство продавцов продают сигареты несовершеннолетним[источник не указан 1164 дня], понимая, что в противном случае это сделают конкуренты.
Эти программы позволяют табачным компаниям улучшать свой имидж, проводить маркетинг своей продукции среди подростков и срывать действительно эффективные мероприятия против курения (например, полный запрет курения в школе и на прилегающей территории как для детей, так и для взрослых или полный запрет рекламы табачных изделий)[71].