Тема занятия: Воля
Цель занятия:Формирование представления о воле как о сознательном управлении субъектов своим поведением, способности мобилизовать силы на преодоление трудностей, стоящих на пути достижения цели
Учебно-целевые вопросы занятия:
1.Понятие о воле как о самостоятельном психическом явлении
2.Изучение структуры волевого процесса
3.Исследование волевых качеств личности
Волевые качества обеспечивают активность личности, целенаправленность и целеустремленность, настойчивость в достижении целей. Воля обеспечивает регуляцию взаимоотношений человека с окружающей действительностью, отражаемой когнитивными процессами и оцениваемой эмоциональными явлениями. Воля – это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Воля – это самоуправление своим поведением с помощью сознания, которое предполагает самостоятельность человека не только в принятии решений, но и в инициации действий и в их осуществлении.
Всякое волевое действие является целенаправленным действием. Волевое действие сформировалось у человека в процессе труда, направленного на производство определенного продукта. Направляясь на определенную цель, действие в своем ходе регулируется соответствием с этой целью. Цель, преследуемая действующим субъектом, должна осуществиться как результат его действий. Специфически человеческие действия являются волевыми в этом широком смысле слова – все они сознательные, целенаправленные действия, все они включают целеустремленность и регулирование хода действия в соответствии с целью.
Зачатки воли заключены в потребностях как исходных побуждениях человека к действию. Потребность, т.е. испытываемая человеком нужда в чем-нибудь, - это состояние пассивно-активное; пассивное, поскольку в нем выражается зависимость человека от того, что он испытывает нужду, и активное, поскольку оно заключает стремление к удовлетворению и тому, что может ее удовлетворить. В зависимости от степени осознания стремление выражается в виде влечения, желания или хотения.
Будучи в своих первоначальных истоках связано с потребностями, волевое действие человека никогда, однако, не вытекает непосредственно из них. Волевое действие всегда опосредовано более или менее сложной работой сознания – осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как цели. Волевое действие, исходя из побуждений, направлено на осознанную цель.
Для того, чтобы действие было осуществлением цели, необходимым условием становится такое его сознательное регулирование, при котором весь ход действия определяется целью и приводит к ее осуществлению. Таким образом, волевая деятельность исходит из побуждений, источником которых являются потребности и интересы человека; она направляется на осознанные цели, которые возникают в связи с исходными побуждениями и совершается на основе сознательного регулирования. Наличие у человека воли связано с наличием значимых для него целей и задач. Чем более значимы и притягательны для человека эти цели, тем, - при прочих равных условиях – сильнее будет его воля, напряженнее желания, упорнее стремление к их осуществлению.
Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к осознанию своих влечений, может так или иначе отнестись к ним, в состоянии произвести выбор между ними. В результате его действия определяются уже не непосредственно влечениями как природными силами, а им самим. Возникновение воли, таким образом, непрерывно связано со становлением индивида как самоопределяющегося субъекта, который сам свободно и произвольно определяет свое поведение и отвечает за него. Становление воли – это становление субъекта, способного к самоопределению.