Социоэмоциональное развитие
Как нам известно, социометрия занимается количественной и качественной оценкой межчеловеческих отношений. Эти отношения зависят от ролей, которые играют люди в своей социальной среде, или, выражаясь социометрически, в социоэмоциональной структуре своей группы. Самым первым отношением ребенка к другому человеку является его «паразитарное отношение» к матери на эмбриональной стадии развития. Однако это отношение нельзя пока еще назвать социометрическим отношением, поскольку для него невозможно указать социометрических критериев выбора и отвержения. И для отношений между матерью и ребенком в период новорожденности настоящие социометрические масштабы также непригодны. Поэтому в данной главе они нас не интересуют.
Собственно началом социоэмоционального развития является феномен спонтанной социализации (91) среди не связанных родством людей на самой ранней ступени развития. Поэтому Морено обратился к исследованиям групп младенцев в клинике, где дети находились рядом друг с другом в расположенных по кругу кроватках и где можно было наблюдать за их интеракциями — без влияния матери или иных взрослых.
Социометрическое наблюдение за группами младенцев на 1 — 20-й неделе жизни показало, что в этом возрасте младенцы совершенно не замечают друг друга. Они живут на стадии органической изоляции (91).
Примерно с 20 — 24-й недели дети, чьи кроватки расположены по соседству, начинают спонтанно обращать друг на друга внимание. В целом эти обоюдные контакты младенцев равномерно распределяются между всеми детьми. Они зависят от расположения кроваток и пока еще не обусловлены индивидуальными особенностями отдельных младенцев. В отличие от стадии органической изоляции на этой стадии можно уже распознать зачатки цепной структуры контактов внутри группы младенцев. Морено называет эту фазу стадией горизонтальной дифференциации.
Стадию вертикальной дифференциации, сменяющую примерно на 40—42-й неделе стадию горизонтальной дифференциации, Морено описывает следующими словами: «Как только дети становятся способными самостоятельно двигаться и свободно ходить, различия в их физической силе и сообразительности начинают влиять на групповую организацию. В группе образуется «верх» с ее лидерами и «низ» с несамостоятельными и обособленными членами группы, а в совокупности — вертикальная дифференциация» (91).
В исследовании первых социальных отношений в группах младенцев и маленьких детей исследователь-социометрист опирается на свои наблюдения. Впервые только в детском саду социометрические исследования могут проводиться при активном участии самих детей. При тестировании от детей требуется взять выбранного по критерию совместной игры ребенка за руку. Оказывается, что в этом возрасте социализирующий фактор теле у детей развит все еще слабо. Соответственно этому лишь немногие из них взаимно выбирают друг друга. Большинство по-прежнему, как на стадии горизонтальной дифференциации, выбирает другого ребенка, находящегося в непосредственной близости, или, как на стадии вертикальной дифференциации, выделяющегося своим поведением.
На седьмом году жизни социометрическая структура детских групп меняется. Многочисленные взаимные выборы свидетельствуют о том, что фактор теле становится более действенным. До завершения пубертата и появления типичных для взрослых людей групповых структур, сменяя друг друга, следуют две стадии преобладания разнополых и две стадии преобладания однополых выборов. Они интересуют нас здесь лишь постольку, поскольку при психических нарушениях нередко наблюдается блокировка или реверсия развития в форме социальной регрессии, которая у тяжело больных пациентов может доходить до стадии органической изоляции, то есть до самой ранней ступени социального развития. Обратимся, однако, вместе с Морено к значению ролей для человеческого развития.
Ролевое развитие
Появление роли первично по отношению к «Я» (96).
Я.Л. Морено
Во всех своих рассуждениях, касающихся вопросов психологии развития, Морено исходит из феномена спонтанности. Он констатирует, что человек не просто«выброшен в бытие» как попало, а уже на эмбриональной стадии вступает в отношения с миром. Он изначально является действующим, то есть обладает поведением. Уже на самых ранних стадиях развития он взаимодействует с космосом. В любой момент существования человека его интеракции связаны как минимум с одной ролью.
Морено использует понятие "роль" во всех жизненных проявлениях. Он описывает роль как "форму функционирования, которую принимает индивид в определенный момент, реагируя на определенную ситуацию, в которую вовлечены другие лица или объекты" (96). В дальнейшем мы рассмотрим человеческое развитие под углом зрения всеобъемлющей теории ролей Морено. Однако сначала для этого следует указать наиболее важные стадии развития человека. Ими являются:
эмбриональная стадия;
первая психическая вселенная, которая подразделяется на стадию переживания идентичности — бессознательной эмпатической интеракции ребенка с миром (матрица вселенской идентичности) — и на стадию переживания одного только вещно реального мира (матрица вселенской реальности);
вторая психическая вселенная — это стадия расщепления переживания на переживание (материальной) реальности и на переживание мира представлений;
третья психическая вселенная добавляется как стадия осознанной эмпатической интеракции с миром или космосом, способствующей переживанию интеграции.
Различные формы человеческого переживания в перечисленных стадиях связаны с ролями. Осознание этого факта оказалось причиной того, что в своих антропологических рассуждениях и практической психо- и социотерапевтической работе Морено стал преимущественно заниматься игнорируемым поныне феноменом роли. Так появилась диалектика спонтанности и роли в учении Морено. Согласно Морено, «роль — это единица консервированного поведения (role is the unit of conserved behaviour)» (96). Это определение означает, что роли состоят из множества отдельных способов реагирования и поведения (реакций), обнаруживающих более или менее устойчивую организацию. Если рассмотреть отдельные реакции, например жевательные движения в качестве основного элемента процесса принятия пищи, то следующие друг за другом элементы — смачивание пищи слюной, жевание, пробование ее на вкус, глотание, переживание удовольствия, нахваливание еды — представляют собой поведенческие цепи. Эти поведенческие цепи конституируют в своей комбинации соматическую роль человека, принимающего пищу, и ее корреляты — психическую роль человека, наслаждающегося едой, и социальную роль потребителя. Возможно, покажется необычным сводить воедино органические функции и реакции, такие, как, например, жевание, смачивание пищи слюной и глотание в роли человека, принимающего пищу. Однако, как показала гештальтпсихология, совокупность отдельных поведенческих актов является чем-то большим и чем-то иным по сравнению с суммой отдельных реакций. Поэтому Морено вполне обоснованно, использовав понятие соматической роли, создал феноменологическую категорию, позволяющую объединить в понятии «роль» функционально взаимосвязанные комплексные поведенческие акты и тем самым сделать их доступными как для антропологической теории, так и для практики.
В отличие от театральной роли, фиксирующей неповторимую социокультурную или историческую роль и таким образом создающей жесткие «культурные консервы», пережитые человеком роли открыты для спонтанного и креативного действия. Ведь выученные или рефлекторно закрепленные реакции, то есть консервированное поведение, образуют основные элементы ролевого поведения, которые могут столь же бесконечно комбинироваться и варьироваться, сколько бывает в жизни различных ситуаций. Принимающий пищу или наслаждающийся едой будет, например, вести себя по-разному в зависимости от вида пищи и от окружения.
Эмбриональная стадия
Приступать к рассуждениям о теории ролей следует с того момента, когда у человека появляется поведение. Таковое, однако, имеется уже на эмбриональной стадии. Первой исключительно соматической ролью человека является роль паразита в теле матери. В этом состоянии своим физическим развитием человек обязан (органической) плаценте. Ребенок и мать, несмотря на различия в их физическом строении, образуют функциональное органическое единство. Оба организма во время беременности готовятся к родам. Морено считает, что помимо роста зародыша существенный вклад в этот процесс вносит также и его спонтанность, которую он назвал S-фактором (87).
В нормальных родах, которые немецкоязычные гинекологи характерным образом с давних пор называют спонтанными родами, Морено усматривает достижение давно желанной цели, первую победу человека. Морено стремится отмежеваться от психоаналитических предположений, в частности представляемых Ранком, что уже сам процесс рождения является для ребенка психотравмирующим, преисполненным страха переживанием, которым могут объясняться его последующее неправильное развитие, невротические и фобические проявления. Морено полагает, что в возникновении неврозов прежде всего повинна недостаточно развитая спонтанность. Однако именно здесь можно, пожалуй, усмотреть точку соприкосновения обоих авторов. Возникает вопрос: разве травма рождения, к которой Ранк вполне обоснованно сводил отдельные случаи, не может быть следствием пренатальной задержки спонтанности, из-за которой — предполагая, что условия материнского организма для развития плода являются нормальными, — процесс рождения как раз и становится замедленным, патологическим и психотравмирующим? И разве могут быть сомнения в том, что спонтанность новорожденного имеет огромное значение для перехода от внутриутробных к внеутробным условиям его жизни? Он достигает того, что роль паразита на эмбриональной стадии сменяется соматической ролью новорожденного.
Первая вселенная
Исполнение роли первично по отношению к «Я». Роли не возникают из «Я», но «Я» может возникнуть из ролей (96).
Я.Л. Морено
Для первой вселенной человека характерно то, что человек с самого рождения действует в соматических ролях, не будучи с ними знаком на сознательном уровне. Морено чаще всего называет эти роли «психосоматическими ролями». Термин «психосоматическая роль», однако, уже указывает на переход к новой ролевой категории, категории психических ролей. Если бы этот переход не произошел, человек остался бы на уровне анималистического бытия. В соматических, или соматопсихических, ролях, например в роли принимающего пищу, новорожденный вступает в отношения с матерью и важнейшими свойствами мира. Он пока еще не делает различия между «Я» и «Ты», между людьми и предметами, равно как между собой и своим телом. Ребенок действует в ролях, их не зная. Его жизнь представляет собой действие в соматопсихических ролях, и в этом действии он воспринимает мир как единственное явление. Первую вселенную как стадию, на которой ребенок воспринимает себя тождественным с миром, Морено называет стадией, или матрицей, вселенской идентичности (87). Интегральной составляющей первой вселенной является мать. Она обеспечивает контакт ребенка с грудью или бутылочкой, заботится о нем и оберегает от холода. Вместе с младенцем они образуют интеракциональное единство. На этой стадии, равно как и в последующей жизни, интеракция или, лучше сказать, кооперация осуществляется благодаря процессам разогрева (warming-up processes) (87). Процессы разогрева развертываются в неравномерно распределенных по телу зонах, причем какая-либо конкретная часть тела, например рот, еще не образует зону, а представляет собой лишь ее часть или сегмент. Говоря о зонах, Морено имеет в виду специфические для ролей интеракционалъные зоны. Например, в «психосоматической» или, точнее сказать, со-матапсихической роли принимающего пищу ребенок разогревается, концентрируясь на интеракциональной зоне, к которой помимо его рта относятся также грудной сосок и молоко матери. Разогрев вызывает состояние спонтанной актуализации (87), актуализирующее комплементарные роли причастных к интеракциональной зоне индивидов, в нашем примере — роли сосущего молоко ребенка и кормящей грудью матери. Принимая роли, релевантные их актуальному состоянию, мать и ребенок образуют ролеспецифическое акциональное единство. В результате возникают взаимные ролевые ожидания, закладывающие основу всех последующих ролевых интеракций ребенка с другими людьми.
Рис. 4.Развитие образа мира у ребенка. Слева: Матрица вселенской идентичности: внешний круг изображает мир ребенка. Маленькие кружки внутри изображают живые существа, четырехугольники — объекты, например бутылочку. Кружки и четырехугольники перекрывают друг друга. Это означает, что ребенок еще не способен видеть разницы между рукой и бутылочкой. Его переживание акционально ориентировано. Бутылочка, рука матери и сосущий рот воспринимаются ребенком в единстве. Справа: Матрица вселенской реальности: внешний круг изображает мир ребенка. Маленькие кружки и четырехугольники представляют людей и объекты. Теперь они разделены. Все они вписаны в один и тот же внешний круг, поскольку ребенок переживает их в равной степени реально. Из: Moreno, J.L. Psychodrama. Vol. I, p. 74—75.
По аналогии с функциональным единством матери и ребенка, представляющего собой на эмбриональной стадии матрицу органического развития, Морено рассматривает интеракциональное единство матери и ребенка в первой вселенной в качестве матрицы социального развития человека. Иногда она также называется матрицей идентичности, или социальной плацентой (87).
Подобно тому как органическая плацента поставляет младенцу питательные вещества, необходимые для его органического развития, социальная плацента обеспечивает субстанциональную основу для социального развития младенца в homo interagens.
Своеобразие социального развития человека вытекает из того факта, что человек по сравнению с большинством видов животных вступает в мир совершенно беспомощным существом, так сказать, существом, родившимся преждевременно. Однако он рождается в момент, который — как утверждает Морено — в стратегическом отношении для дальнейшего развития более удачно спланировать попросту невозможно. Преждевременные сроки рождения делают интеракциональное единство матери и ребенка жизненно важным требованием. В этой матрице нашего социального развития переживание совместного бытия, совместного чувствования и совместного действования становится глубинным переживанием тождественности новорожденного с миром и образует основу для последующего доверия к собственному бытию. Оно соответствует описанному Эриксоном исконному доверию. Безмятежное течение интеракций между матерью и ребенком, выступающими в комплементарных ролях и эмоционально целиком обращенными друг к другу, могло бы служить эталоном для всех последующих процессов теле, то есть эталоном сообразного ситуации восприятия двумя людьми друг друга с вытекающими из него адекватными ролевыми ожиданиями, которые сбываются благодаря соответствующему ролевому поведению в креативной интеракции.
Морено всегда уделял особое внимание человеческим интеракциям или, лучше сказать, «сфере между индивидами» (90), ведь все выявляемые с помощью социометрии и психодрамы феномены, равно как и вышеупомянутые интеракциональные зоны и процессы разогрева, относятся к этой сфере. Огромное значение двух последних можно понять хотя бы из того, с какой силой они притягивают к себе внимание ребенка. В фазе разогрева и в течение последующих интеракций младенец настолько сконцентрирован на интеракциональной зоне, что даже щекотание стопы ничуть не мешает ему в его активной роли принимающего пищу или заинтересованно глядящего. Все остальные роли в этот момент являются латентными (68).
Морено задался вопросом о причине и последствиях этой необычайно сильной концентрации ребенка на стадии вселенской идентичности и на основе своих наблюдений и размышлений пришел к следующему выводу: в качестве причины следует рассматривать акциональный голод (87) новорожденного. Он говорит о синдроме акционального голода, побуждающем ребенка душой и телом отдаться действию и целиком концентрироваться на начатом.
Следствием этой акциональной напряженности являются специфическое для младенца и маленького ребенка переживание времени, а также, по всей вероятности, амнезия стадии вселенской идентичности. Ребенок воспринимает время в настоящем, вернее, в данный момент. Маленький ребенок «разогревается» актуализированной в настоящий момент, непосредственной ситуацией, то есть непосредственным параметром времени. Все его существо настолько охвачено процессами разогрева, что, похоже, не остается ни одной свободной инстанции для наблюдения за событием и его регистрации.
В конце стадии первой вселенной ребенок начинает различать окружающих людей и предметы, а иногда даже их узнавать. В целом, однако, он переживает их и познает только в тот момент, когда они реально присутствуют. Представление или воспоминание, если таковое уже имеется, воспринимается таким же реальным, как реальные люди и объекты. В отличие от стадии переживания тождественности с миром, матрицы вселенской идентичности, эта вторая фаза первой вселенной, фаза переживания одного только вещно реального мира, получила у Морено название матрицы вселенской реальности (87).
Вторая вселенная
Возможно проигрывание роли до ознакомления с нею и ознакомление с ролью до ее проигрывания (94).
Я. Л. Морено
Вторая вселенная появляется после того, как единое восприятие мира ребенком разделяется на переживание восприятия реальности и на переживание мира представлений или, как это сформулировал сам Морено, на «восприятие реальности и на фантазию» (95). Это разделение происходит в процессе нормального психологического развития и является предпосылкой возникновения дискурсивного мышления, которое от одного предмета переходит к другому.
Абстрактное мышление способствует постепенному изменению восприятия мира и ориентировке в нем, дифференциации речи и формированию понятий. Отныне процессы разогрева совершаются двояким образом: либо в связи с самим действием, либо в сфере представления или фантазии.
На этой стадии ребенок знакомится с ролями, например профессиональными, еще до того, как он способен в них действовать. Он должен научиться жить и в реальности, и в представлении. Не может быть отдано предпочтение одному миру в ущерб другому. С этими новыми условиями необходимо спонтанно справляться во всевозможных ситуациях.
Спонтанность ребенка позволяет ему мгновенно переходить с одного уровня на другой. Может, однако, случиться так, что человек застрянет на том или ином уровне, и в результате будет нарушено его развитие. Если человек остается на уровне восприятия реальности, то есть в рамках матрицы вселенской реальности, это ему грозит слабоумием. И наоборот, если он застревает на уровне своих представлений, возникающие ирреальные страхи и желания могут стать причиной невротической отгороженности от реальности.
В процессе нормального развития разделение мира на восприятие реальности и на представление или фантазию приводит к появлению новых ролевых категорий. Наряду с соматическими ролями и пока еще недифференцированными соматопсихическими ролями первой вселенной теперь на передний план выступают психические и социальные роли.
Рис. 5. Расщепление восприятия мира на переживание восприятия реальности и на переживание мира представлений. Круг А изображает только тот мир, который был пережит реально. Круг В означает мир представлений. Круг С означает реальный мир. Из: Moreno, J.L. Psychodrama. Vol. I, p. 157.
Третья вселенная
В работах Морено, прежде всего в его философских и поэтических произведениях, затрагивается стадия развития человека, которую я бы назвала третьей вселенной. Аналогично переживанию тождественности с внеиндивидуальным бытием в первой вселенной на стадии третьей вселенной переживается тождество с трансперсональным бытием. Однако это переживание единства с космосом происходит не на бессознательном уровне в виде "participation inconsciente" \Бессознательная причастность (фр.). — Прим. ред.\ как бы я назвала переживание вселенской идентичности в первой вселенной, и не в виде «participation mystique» \Мистическая причастность (фр.). — Прим. ред.\ (65) в понимании Леви-Брюля, а в виде «participation consciente» \сознательная причастность (фр.)— Прим. ред.\ - переживания без утраты способности к дискурсивному мышлению. Это переживание не является обязательным в психосоциальном отношении. Оно не совершается только в психических или только в социальных ролях, а осуществляется благодаря трансценденции к новой ролевой категории интегративного переживания. Поэтому, как мне кажется, соответствующие третьей вселенной роли следовало бы назвать «трансцендентными», или «трансперсональными», ролями.
Ролевое развитие