Задачи развития – формирование целостной идентичности (образа «Я») на фоне обострения противоречий: физиологическое развитие, социальное развитие, половое развитие.

Тема № 6: Младший школьник.

Задачи развития –развивать умение учиться, формирование внутренней позиции.

ССР – усвоение знаний и культурного опыта, возможность научения под руководством взрослых.

Ведущая деятельность – учение + труд в семье.

Психические новообразования:

- произвольность психических процессов –способность к действиям во внутреннем плане, планирование этих действий в уме и представление результата.

- осознанность – способность анализировать благодаря усвоенной системе научных понятий (выделение главного, отношений и связей) + собственные действия.

- рефлексия – осмысление своих действий при выяснении их оснований, наглядное отображение своих умственных действий (красочная речь), развернутое объяснение алгоритма решения, которое привело к нужному результату.

Эти новообразования приводят к формированию внутренней позиции – как результат произвольного поведения.

Особенности познавательного развития:

- развивается восприятие и внимание (произвольное)

- обогащение словарного запаса

- произвольная память

- развитие мыслительных операций

Особенности развития произвольного поведения(ведущий фактор его становления – учебная деятельность):

1.Умение самостоятельно ставить цели и соответственно организовывать и контролировать свое поведение, умственную деятельность.

Средства развития самостоятельности:

а)выполнять слабо структурированные задания (нарисуй то, не знаю что) для создания условий максимального проявления творческих возможностей.

б)конструктивная функция целей – формируется перед началом деятельности и связана с не очень большим объемом работы.

2.Рост значения отношений между школьниками – система одинаковых эталонов и мер оценки существует, но оценивается он сам; формируется общественное мнение, требовательность, коллективизм, нравственные чувства. Действуют системы отношений «ученик – учитель» и «ученик – родитель»

3.Становление и развитие чувства взрослости:

а)социально-моральная взрослость – забота о семье, помощь взрослым (систематическая, обязанность)

б)интеллектуальная взрослость – стремление что0то узнать и уметь по-настоящему (стимулирование познавательной деятельности)

в)равнение на качество в соответствии с полом

Тема № 7: Подростковый возраст.

Задачи развития – формирование целостной идентичности (образа «Я») на фоне обострения противоречий: физиологическое развитие, социальное развитие, половое развитие.

ССР – факторы:

- биологическое созревание

- развитие самосознания

- налаживание в межличностных отношениях

Ведущая деятельность –общение со сверстниками (интимно-личностное). Значение имеет общественно-полезная деятельность – как реализация стремления к самостоятельности и самоутверждению.

Психические новообразования – центральное – чувство взрослости (отношение к себе как к взрослому); характерная черта – амбивалентность и парадоксальность психической жизни (смена настроения, мнений, взглядов пр.)

Проявления чувства взрослости:

- подражание внешнему поведению взрослых

- стремление сформировать качество взрослого

- сотрудничество со взрослыми (образец деятельности)

- интеллектуальная взрослость

Особенности познавательного развития:

- развитие абстрактного мышления – способность к различным мыслительным операциям.

- интеллектуальное восприятие – способность отражать косвенные признаки, связи и отношения объектов.

- развитие смысловой памяти (различные приемы запоминания)

- опосредованность воображения абстрактного мышления, творческая деятельность

- расширение словарного запаса (сленг со сверстниками)

Эмоциональная, волевая, мотивационная сферы(в основе – развитие самосознания):

1. Эмоции:

- самоанализ

- рефлексия

- самооценка

- развитие нравственных чувств и способность к доверительным отношениям

- повышенная тревожность, беспокойство, смена настроения

2. Воля –попытка управлять своим поведением (излишняя агрессивность, критичность советов, настойчивость и упрямство и пр.)

3. Мотивация –формирование интересов и увлечений, создание идеалов и завышенный уровень притязаний.

Показатель благоприятного развития –переориентация с внешних оценок на внутренние, выработка системы эталонов оценки себя, людей, событий, формирование адекватной самооценки.

Кризис подросткового возраста – «нестыковка» внешних и внутренних факторов (внутренний: быстрое физическое развитие, половое созревание, психические изменения – утверждение своего «Я»; внешний:усложнение учебной деятельности, отсутствие единых требований педагогов, отсутствие понимания родителей => критика социальных норм и авторитета взрослых).

Наши рекомендации