Специфика западной и отечественной моделей

Социальной работы

Под парадигмой помощи понимаются модели помощи, сложившиеся в определенный исторический период в конкретной стране.

Парадигма помощи включает:

1) доктрину помощи;

2) организационные формы;

3) субъекты помощи в их культурно историческом понимании;

4) объект помощи.

Вопрос об отечественной парадигме помощи требует еще своего всестороннего освещения. Мы только наметим основные различия, по кото­рым постараемся реконструировать культурно-историче­скую модель помощи в России.

1. В западной модели помощи идеи альтруизма находят свое развитие в логике идей индивидуализма, где чувства мысли и желания отдельного человека есть высшая само­ценность.

К. Поппер, размышляя о синтезе индивидуализма и аль­труизма в западной цивилизации, писал: «Этот объединен­ный с альтруизмом индивидуализм стал основой нашей западной цивилизации. Это — ядро христианства ("возлю­би ближнего своего",— сказано в священном писании, а не "возлюби род свой"), а также всех этических учений, пол­учивших развитие в нашей цивилизации и ускорявших ее прогресс».

В основе философии отечественной модели помощи ле­жат идеи соборности. Альтруизм восходит к общинности, коллективизму, к этической, нравственной идее народно­сти, как идее истинности и справедливости. Отсюда не слу­чайно наибольшее развитие получают общественные, общинные формы помощи не только в дореволюционной, но и постреволюционной России.

А.Ф. Лосев так раскрывает идею соборности: «Тут име­ется в виду социальность как глубочайшее основание всей действительности, как глубочайшая и интимнейшая по­требность каждой отдельной личности, как то, в жертву чему должно быть принесено решительно все. Это общее животрепещущее социальное тело, в котором каждая лич­ность не больше как один из бесчисленных органов или клеток, перешло из старого мировоззрения, ... в примат общественности и народности, в чувство бесконечной, напряженной ответственности перед народом...».

Отсюда индивидуальность проявляется через массовость, а коллективность становится базовым принципом по­мощи. В этом видятся специфические социогенетические корни отечественной модели помощи и милосердия.

2. В основе философской доктрины помощи и в отечественной и в западной моделях лежали принципы и идеи христианства.

В западной модели процесс помощи рефлексируется как «преображение», которое «предполагало внутреннее изме­нение, обновление духа, что вело к «воскрешению» и «воз­рождению» и превращало нарушителя в достойного члена общины».

В этих подходах виделся индивидуальный путь спасения отдельного человека. Причем характерно, что обществен­ные отношения, общественные идеалы выступают в каче­стве нормы. А отсюда стремление к формированию социально необходимого поведения, которое воспитывает­ся и рефлексируется в христианской парадигме мышления Запада.

В западной модели помощи участие в судьбе человека принимали различные конфессии. Философия помощи отечественной модели раскрывается в логике идей православия. В отличие от западной церкви, с ее различными течениями и ответвлениями, Русская Православная Церковь в течение тысячелетия «единолично» формировала национальное сознание и менталитет, национальный духовный опыт.

Философия призрения становится на многие столетия определяющим подходом в отечественной модели помощи. Призреть — это значит приблизить, озаботиться нуждами ближнего своего.

С.Л. Франк, говоря о моральном поведении русского ду­ха, выделяет тот критерий, который отра­жает сущность нормы, определившей подходы различных видов и уровней помощи в России, «...когда речь идет о русских поисках "блага", имеются в виду не ценности, при­носящие личное спасение или исцеление, но принцип или порядок, т.е. в конечном счете, религиозно-мифический пункт, или основа, на которой должна зиждиться вся чело­веческая жизнь, да и все космическое мироздание, и через которую человечество и мир спасаются и преображаются».

В России отмечаем эти метания в принципах и подходах, в системах помощи. Так, Стоглавый собор официально разрешает ни­щенство, легализует и оформляет соответствующие инсти­туты помощи, а реформы Петра I сводят на нет все усилия его предшественников, выдвигают новые принципы орга­низации помощи. Это характерно и для моделей помощи постреволюционной России и России этапа реформ.

3. Социальная работа как профессия в западной модели помощи возникает из добровольного общественного движе­ния феминисток и либерально-демократической оппози­ции. Аналогичная тенденция наблюдается и в России. Но если в западной модели развитие от добровольной помощи к профессиональной носило непрерывный характер, т.е. для западной модели характерен эволюционный путь раз­вития, то в России развитие профессии носило дискретный — прерывный характер. И ее современный, профессио­нальный этап характеризуется тем, что профессионалы «рекрутируются» из других профессий и служб, и их ста­новление как профессионалов осуществляется на основе собственного эмпирического опыта и имплицитных профес­сиональных представлений.

4. Понятийное поле в западной модели помощи склады­валось на основе медицинских, социологических, конфес­сиональных, юридических и психологических подходов. Психология явилась методологической базой развития знания социальной работы, а техники групповой и психотерапевтической работы легли в основу ее методики.

Понятийное поле социальной помощи в России складывалось под воздействием иных факторов. Два направления помощи — социальное обеспечение и социальная работа в России предстают в своем единстве.

5. Отечественная модель помощи развивалась в течение нескольких столетий в тесном контакте с западной моделью помощи.

Экстраполяция идей, государственных законов, включенность отечественной науки и демократической общественности в процессы западной цивилизации своеобразно отразились на процессах помощи. Многие идеи и законы, особенно в период петровских времен, были декларированы, когда не было объективных условий для их реализации. Отсюда западная модель помощи выступала своеобразной «абсолютной идеей», видение и «осязание» которой позволяло намечать свои перспективы роста и развития. Эти тенденции присутствуют и в современной отечественной модели помощи. Сегодня происходит становление модели помощи, в основе которой лежит профессиональный подход в осуществлении функций защиты и под­держки.

Можно выделить следующие основные вехи становления теоретической парадигмы зарубежного опыта социальной работы:

1. Оформление первых представлений о дружественности не только на соседские отношения, но и на более широкий круг социальных связей.

2. Становление представлений о милосердии к ближнему, концепция «милостыни», или милосердия, в которой основным принципом является «агапе» – как деятельная любовь к ближнему.

3. Оформление принципа «прав человека», который включает вопросы бедности и науперизма.

4. Становление теории социальной работы, которая помогает профессионалам изучать нужды клиента исходя из социально-психологических и социально-экономических факторов.

Представления о помощи и взаимопомощи зарождаются на стадии родового общества, когда складываются механизмы реципрокации и редистрибуции.

Реципрокация – взаимопомощь, взаимный обмен дарами, услугами.

Редистрибуция – передача части произведенного общинниками избыточного продукта в распоряжение вождей, на различные общественные нужды.

Реципрокация и редистрибуция впервые появляются в Древней Греции. Греческое общество, накопив определенный духовный опыт, выделяет определенную сферу в обществе, где проявляются дружеские отношения, основанные на моральных принципах. Зарождается понятие «филантропия». Первоначально семантическое значение этого слова связано с божественной благосклонностью, но скоро смысл понятия становится шире и оно определяет благожелательное отношение между людьми, выраженное в поддержке, помощи, уважении, сострадании и любви.

Платон и Аристотель рассматривали благотворительность как общительную функцию государства. Платон, разделяя эту мысль, писал, что не следует чрезмерно заботиться о бедных, попавших в трудную жизненную ситуацию, – «бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности». Довольно жестоко отмечает Платон, что если человек заболел и не может воспроизводить, то жизнь теряет ценность. Однако в труде «Определения» Платон пишет о «добровольном благодеянии» как о сущности милости, о своевременной услуге.

Платон и Аристотель рассматривают этические категории – дружба, сострадание, справедливость, долг, честь. Выделяя понятие дружественность, определяют его как разновидность добродетелей человека, человеколюбие считают природным свойством, а любовь к ближнему как акт творчества.

Плиний и Цицерон считали, что дружба, товарищеский союз являются основой благотворительности и гражданского поступка.

Цицерон рассматривает благотворительность как проявление следующих действий: щедрость, выкуп пленных, уплата долгов, выдача приданого дочерям, увеличение средств для жизни.

Наши рекомендации