В западной и отечественной моделях помощи

1. В западной модели помощи идеи альтруизма находят свое развитие в логике идей индивидуализма, где чувства мысли и желания отдельного человека выступают как высшая самоценность.

В особенностях американской модели социальной работы нашли отражение черты американской идеологии индивидуализма. Центральное понятие этой концепции – бедность, которая рассматривается как болезнь, неспособность индивида самостоятельно организовывать свою независимую жизнь. Задача социального работника сводится к подготовке подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы.

В основе философии помощи отечественной модели лежат идеи соборности. Альтруизм восходит к общинному коллективизму, к этической, нравственной идее народности, как идее истинности и справедливости. Отсюда не случайно наибольшее развитие получают общественные, общинные формы помощи не только в дореволюционной, но и в постреволюционной России.

2. В основе мировоззренческой доктрины помощи и в отечественной и в западной моделях лежали принципы и идеи христианства.

В западной модели помощи участие в судьбе человека принимали различные конфессии. Антагонизм вероисповедании привнес в модель помощи эгалитарные тенденции личностной свободы.

Философия помощи отечественной модели раскрывается в логике идей православия. Русская Православная Церковь в течение тысячелетия формировала национальное сознание, национальный духовный опыт.

Философия призрения становится на многие столетия определяющим подходом в отечественной модели помощи. Призреть — значит приблизить, озаботиться нуждами ближнего своего. Отсюда другой модус рефлексии помощи. Им является не столько «общественный космос », сколько нравственный идеал, поднимающий русское сознание к иному горизонту нормы.

3. Социальная работа как профессия в западной модели помощи возникает из добровольного общественного движения феминисток и либерально-демократической оппозиции. Аналогичная тенденция наблюдается и в России. Но если в западной модели развитие от добровольной помощи к профессиональной носило непрерывный характер, т.е. для западной модели характерен эволюционный путь развития, то в России развитие профессии носило дискретный, т. е. прерывистый характер. Даже ее современный, профессиональный этап характеризуется тем, что специалисты «рекрутируются» из других профессий и служб, и их становление как профессионалов осуществляется на основе собственного эмпирического опыта и имплицитных профессиональных представлений.

4. Понятийное поле в западной модели помощи складывалось на основе медицинских, социологических, конфессиональных, юридических и психологических подходов. Психология явилась методологической базой развития знания социальной работы, а техника групповой и терапевтической работы легла в основу ее методики.

Понятийное поле социальной помощи в России складывалось под воздействием иных факторов. Два направления — социальное обеспечение и социальная работа — в России предстают в единстве, включая в себя просвещение, образование, медицину, социальную политику. Оно выступало объединяющей формой, парадигмой, где нашли свое развитие все вышеназванные процессы. Этим и объясняется та разорванность «понятийного сознания», когда социальную работу идентифицируют с социальной педагогикой, социальным обеспечением, социальной медициной.

5. Отечественная модель помощи развивалась в течение нескольких столетий в тесном контакте с западной моделью помощи. Экстраполяция идей, государственных законов, включенность отечественной науки и демократической общественности в процессы западной цивилизации своеобразным образом отразилось на процессах помощи. Многие идеи и законы, особенно в период Петровских реформ, были декларированы , когда еще не было объективных условий для их реализации. Отсюда западная модель помощи выступала своеобразной «абсолютной идеей», видение и «осязание» которой позволяло намечать свои перспективы роста и развития. Эти тенденции присутствуют и в современной отечественной модели помощи.

№ 14. Социолого-ориентированные, психолого-ориентированные, комплексно-ориентированные теории в социальной работе.

Социолого-ориентированные модели (теории) подразделяются на:

• функционализм - предполагает выявление структур, элементов, социального взаимодействия. Социальная работа рассматривается как стабилизирующая функция;

• социально-экологическая теория (или теория экологических систем) - рассматривает людей как системно организованных субъектов жизнедеятельности, которые, постоянно приспосабливаются к многообразию условий бытия, как удовлетворительным, так и неудовлетворительным. Социальные проблемы (бедность, дискриминация, загрязнение природы) усложняют условия бытия, сокращают возможность взаимной адаптации. Социальный работник должен воздействовать не только на клиента, но и на среду его обитания, целью чего является усиление адаптивных способностей человека, влияние на его среду обитания и окружение таким образом, чтобы сделать компромиссы между ним и средой обитания более адаптивными;

• социально-радикальная теория - проявляется как модель защиты и развития самосознания представителей различных дискриминируемых социальных групп (бедных в нескольких поколениях, иммигрантов, нацменьшинств и др.) Технология защиты и "наделения полномочиями" направлена на развитие социальных способностей клиентов различных групп угнетенных, отвергнутых, причем упор делается на учет их влияния во властных структурах, классовой принадлежности.

Психолого-ориентированные модели подразделяются на следующие:

• психодинамическая - связана с психоанализом. По мнению психоаналитиков, пациент должен признать, что источник проблем находится в нем самом и что его трудности проистекают из конфликта между его собственными желаниями и страхом либо между несовместимыми желаниями. В этой модели заложены принципы индивидуальной социальной работы:

• индивидуализация клиента;

• оценка возникшей проблемы, ее диагностика;

• использование терапевтических технологий помощи;

• ролево-коммуникативная - учит клиента общаться и выполнять различные социальные роли;

• гуманистическая - определяется принципами гуманистической психологии (В. Франка, К. Роджерс, А. Маслоу). Проявляется в стремлении социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и самоактуализации. Ведущая технология - "активное слушание" (эмпатия (позитивное сопереживание), партнерский стиль отношений, предоставление клиенту возможности высказаться и самому в процессе беседы понять свои проблемы и найти пути их решения). Эффективность модели связана во многом с личностными чертами самого социального работника (искреннее сочувствие, умение выстроить собственную технологию). В современных условиях приобретает все большее влияние;

• кризис-интервентная (или модель кризисного вмешательства) - оказание экстренной помощи человеку, находящемуся в измененном эмоциональном состоянии (например, в состоянии аффекта); предполагает умение социального работника оказать психологическое влияние на клиента.

Рассмотренные ранее методологические подходы помогают объяснять и понимать смысл социальных проблем, а также результативно действовать в практической области. На этих подходах строятся модели теоретического обоснования социальной работы. Если практика является двигателем теории, то теория социальной работы представляет собой обобщенное систематическое знание о предмете, закономерностях и принципах социальной работы как практической деятельности во всех ее структурных формах, поэтому необходимо установить, каковы же сущностные характеристики теоретической деятельности в области социальной работы.

Процесс становления науки связан с внешней и внутренней стороной ее институционализации. Внешняя сформированность научной дисциплины указывает на наличие условий, обеспечивающих ее признание государством и обществом. Внутренняя зрелость науки означает, что достигнут достаточно высокий уровень развития ее общей теории, системы знания, общепризнан ее объект и предмет.

Следует выделить основные направления парадигмального поля социальной работы, избегая при этом абсолютизации значения любой из его составляющих.

В отечественной литературе выделяют три группы теорий, в русле которых социальная работа получает научное обоснование:

психолого-ориентированные теории (бихевиористская, гуманистическая, экзистенциальная и др.) рассматривают проблемы человека и общества как объекта и субъекта социальной работы на микроуровне, с точки зрения закономерностей развития личности и малой группы, психологического развития и статуса человека в обществе;

социолого-ориентированные теории (социально-радикальная, марксистская, функциональная и др.) анализируют социальные проблемы на макроуровне, с точки зрения закономерностей развития и структурирования общества;

комплексные теории ориентируют на целостное видение проблем человека и общества в социально-экологической среде.

В рамках комплексных теорий исследователь Н.А.Морозова указывает на комплексные теоретические подходы, интерпретирующие все основные феномены социальной работы на современном уровне научных изысканий и практики и выступающие как концептуальные рамки для построения релевантных гипотез.

Прежде всего это когнитивный подход, рассматривающий мир познания как основной фактор поведения человека, а также модели действительности, которые создает индивид, адаптируясь к социуму, изменяя его и изменяясь сам. Следовательно, адаптация здесь понимается не только как индивидуально-личностная, но и как социальная потребность.

Мыслительный процесс является актом деятельности, начальным моментом которого выступает проблемная ситуация. Она обусловливает вовлечение личности в процесс мышления, направленный на решение определенной задачи. Владея когнитивным подходом, имеющим и социологические, и психологические основания, специалист может разрешать конфликты, которые возникают между индивидуальными и социальными целями и установками клиента и вызывают у него внутриличностный дискомфорт, и обучать клиентов находить механизмы поведения, адекватные конкретной социальной ситуации.

Социальному работнику важно определить особенности мышления конкретного индивида, установки, которые направляют его действия, мотивы его поступков. На этой основе специалист способен выявлять характер жизненной позиции клиента, формировать его желание измениться, оптимизировать его деятельность в сфере управления своей жизнью. В результате человек обретает способность справляться с эмоциональными и поведенческими проблемами путем выбора реалистичных целей и соответствующих способов их достижения.

В рамках когнитивной модели совместно с клиентом разрабатываются этапы осмысления проблемы, способствующие в дальнейшем ее разрешению. Прежде всего это помощь клиенту в осознании ситуации как проблемной, дискриминирующей его личность; затем следует выявление когнитивного стиля клиента, влияющего на его самопонимание и повседневное поведение; следующим этапом выступает обучение принципам взаимоотношений, которые должны быть обусловлены представлением человека о мире; наконец, это обоснование способов, посредством которых может произойти изменение ситуации и самого клиента.

Следующим комплексным теоретическим подходом является ролево-коммуникативный подход,согласно которому человек формирует представления о своей социальной роли, воспроизводя в сознании и действии коммуникативные модели, характерные для данного общества. При этом он использует средства коммуникации в различных ситуациях общения, учитывая прошлый опыт, в соответствии с личностными особенностями и сложившимися у него представлениями о жизненных ролях. Этот подход, основанный на психологических и социологических теориях Я.Морено, Ч.Кули, И.Гофмана и других, позволяет выявить коммуникативный потенциал личности и те образцы действий и поведения, которым человек следует в процессе выполнения социальных ролей.

В социальной работе специалист должен выявить модели поведения, воспроизводимые клиентом, методы их освоения и условия реализации, индивидуальный стиль общения, основанный на интерпретации человеком той или иной социальной роли. Это позволяет определить отклонения от следования клиента определенным ролям в конкретных социальных ситуациях, причины возникающих на этой почве внутриличностных, межличностных и прочих конфликтов, которые он не в состоянии самостоятельно разрешить. Соответственно, возникает необходимость разработки модели помощи, оптимальной в данной ситуации и для данного клиента.

На основе применения ролево-коммуникативного подхода клиент приобретает возможность расширить ролевой репертуар и выбирать при разрешении последующих кризисных и конфликтных ситуаций успешные стратегии поведения. Данный подход используется и в групповых видах социальной работы, при организации групповой дискуссии, ситуативно-ролевой игры, в групповой поведенческой терапии и т.д.

Далее следует рассмотреть социально-конструкционистский подход, который вместо общепринятой дихотомии субъекта и объекта рассматривает триаду «индивидуальный субъект – социальный субъект – природный и социальный объект». Ее элементы объединены устойчивой коммуникативной связью при помощи символов речи как элементов социальной практики, причем общество как социальный субъект опосредует отношение индивида к третьему элементу – природному или социальному объекту. Знание о мире формируется у человека путем познания подобных конструкций на основе дискурса, в том числе как исторически сложившихся отношений членов социума. Взаимовлияние элементов конструкций друг на друга формирует социальный опыт индивида. Однако следует иметь в виду, что на основе интерпретации опыта конкретным индивидом складываются не только позитивно, но и негативно влияющие конструкции как в социальной сфере, так и в области межличностных отношений и внутриличностной ментальной среды.

Этот подход в социальной работе дает возможность изучить типы взаимных отношений компонентов конструкции, их изменения под влиянием, например, конфликта, и закрепить в сознании и действиях индивидуального субъекта конструкции позитивного плана, благоприятно влияющие на развитие его личности. Одновременно специалист препятствует распространению образцов отношений и собственных действий клиента, имеющих негативное влияние на его самоопределение в социуме. Достигают этого путем лингвистической коммуникации с клиентом и в ходе совместной деятельности по решению его проблемы.

Следующим является социально-педагогический подход, который оценивает влияние социальных институтов на человека через призму процессов педагогической коррекции общества и повышения социального здоровья. Он обеспечивает взгляд на личность с точки зрения ее социализации и ресоциализации, что особенно важно в эпоху социальных перемен. Главным положением здесь является педагогизация окружающей среды – обеспечение позитивного и компенсация негативного влияния факторов среды на человека путем создания альтернативных социальных институтов, к которым относится и институт социальной работы.

Педагогическое содержание социальной работы включает в себя социальное научение клиента умениям и приемам самопомощи; социальное воспитани, с целью выработки им необходимых в данном обществе качеств; самовоспитание для достижения более продуктивного социального поведения; формирование у личности гуманистических ценностей, социальных чувств, способствующих обучению, труду, общению и т.д. Для этого в рамках данного подхода используются методы формирования индивидуального и группового сознания, образа действия в различных подсистемах общества, социальной перспективы; включения личности в коллективную деятельность; закрепления положительного опыта трудовой, общественной, досуговой и иной деятельности. Внедряя методы образования, воспитания и социализации в процессы социальной работы, можно обеспечить адаптацию человека в среде, коррекцию его поведения, осуществить его реабилитацию.

Следующий теоретический комплексный подход – эвохомологический –опирается на теорию рационального оздоровления жизнедеятельности личности (эвохомологию) финского ученого А.Вало. Она представляет собой научную систему глобальной перестройки образа жизни человека путем саморазвития и самовоспитания без внешнего принуждения. Предлагается комплекс средств и приемов социального оздоровления, которые применяются только на основе желания самих людей изменить свой образ жизни. Организация творческой жизнедеятельности включает оптимальную организацию труда и отдыха, нравственное воспитание, активный режим жизни, отказ от вредных привычек и т.д.

Здоровый образ жизни, который представляет собой комплекс мер по разумной организации системы жизнедеятельности людей, относительно личности выступает как стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья. Формирование этого стиля жизни у клиента – важная задача специалиста. Критериями здорового образа жизни являются:

перспективность образа жизни;

ритмичность (наличие временного режима жизнедеятельности);

определенность образа жизни (наличие конкретных программ жизнедеятельности);

уравновешенность образа жизни (оптимальное соотношение положительно и отрицательно воспринимаемых составляющих жизнедеятельности);

тренировка (повышение функциональной готовности к необходимым видам деятельности);

установление позитивных взаимоотношений с людьми.

Данный подход позволяет выявить предпосылки организации социального порядка, коренящиеся в потребностях индивида к самосовершенствованию.

Витально-ориентированный подход, разработанный российским ученым С.И.Григорьевым и представленный концепцией жизненных сил человека, индивидуальной и социальной субъективности позволяет воспринимать социальную жизнь в движении и развитии, как процесс ее непрерывного воспроизводства через деятельное существование индивида, осуществление им субъектной роли в социокультурном и экологическом пространствах.

Жизненные силы выступают в виде способности человека как биопсихо-социального существа эффективно осуществлять свою жизнедеятельность в разных сферах общества. Они органично связывают индивидуальную и социальную субъективность человека и жизненное пространство его бытия. Индивидуальная субъективность указывает на возможности личности собственными средствами удовлетворять и развивать свои потребности.

Социальная субъективность подчеркивает значение институтов и организаций общества в решении проблем человека. Социальные отношения в данной концепции выступают как интеракции людей с разным набором жизненных сил – биологических, психических, духовных, собственно социальных, и специфичными механизмами функционирования и развития их потенциалов, которые обусловливают возможности всестороннего совершенствования индивидуальной и общественной жизни.

Центральное звено этого системного по своей сущности подхода – человекоцентризм бытия. Одновременно сам человек несет ответственность за достижение и сохранение социоприродной гармонии, управляя ее динамикой на основе интеллектуального и эвристического богатства человечества. Данный подход делает возможным осмысление духовных и материальных возможностей, которыми обладает клиент, и условий их использования при разработке стратегий поддержки жизненных сил человека.

Последним теоретическим комплексным подходом является системно-экологический подход, связанный с синергетикой и экоантропоцентризмом. Он представляет социум как экологическую среду жизнедеятельности личности, в которой развитие человека поддерживается через его изменение.

Жизненная среда человека включает четыре аспекта измерения: природный, связанный с состоянием воды, воздуха, растительного и животного мира; искусственно созданный, указывающий на уровень развития технологической цивилизации; информационный, оценивающий развитие коммуникационных сетей; социоантропологический, характеризующий самочувствие других людей, с их образом и стилем жизни. Все эти взаимодействующие между собой системы составляют непосредственное окружение индивида.

Сохранение жизнедеятельности человека возможно путем максимально бережного отношения как к собственной природе, так и к социально-экологической среде. Данный подход на основе понятия «модель жизни» рассматривает адаптацию к многообразным условиям среды людей как системно-организованных субъектов жизнедеятельности. Являясь жизненными системами, они пытаются поддерживать равновесие со своим окружением. Нарушение адаптивного равновесия приводит к возникновению различных социальных, психологических, экологических и иных проблем.

На основе изучения взаимодействий человека с внешней средой и другими людьми выявляется возможность личностной и социальной защиты, поддержки дезадаптированных групп населения. В социальную работу активно внедряются принципы системно-экологического подхода: ценность личности, усиление адаптивных способностей человека, целостность социума, компромисс между человеком и средой его обитания, обращение к смыслу социальных действий.

Все вышеуказанные теоретические подходы органично «вписываются» в мультитеоретический по своим основаниям, интегральный методологический подход к познанию мира в русле теории социальных изменений (рис.8).

Теоретические подходы

Социолого-ориентированные Психолого-ориентированные Комплексные

Когнитивный

Ролево-коммуникативный

Социально-конструкционистский

Социально-педагогический

Эвохомологический

Витально-ориентированный

Системно-экологический

Интегральный

методологический

подход

Рис. 8. Взаимосвязь интегрального методологического подхода с теоретическими

подходами социальной работы

Интегральный подход синтезирует методологические подходы с точки зрения объективной и субъективной реальности. Он служит методологической базой для комплексных теорий, нацеливающих как в совокупности, так и по отдельности на создание конкретных моделей социальной работы. Прежде всего, подход позволяет разрабатывать и реализовывать на практике в меняющемся обществе индивидуальные модели оказания помощи клиенту на основе отдельных теоретических парадигм. В то же время интегральный подход ориентирует на синтез различных концепций и формирование на их основе теории социальной работы на метатеоретическом, общенаучном и частнонаучном уровне. Это позволяет создавать комплексные направления социальной работы как изменяющей и трансформирующей деятельности.

№ 15. Системный подход в теории социальной работы.

Теоретическое изучение социальной работы с позиции объективного подхода к миру ориентировано, прежде всего, на общую теорию систем, а также синергетику – междисциплинарное направление в науке, анализирующее открытые нелинейные системы разных форм движения материи. Системно-синергетическая парадигма обеспечивает целостное представление о внешнем мире и о взаимосвязи его частей, о самоорганизации социальных систем, причем общество в ней рассматривается в неразрывном единстве с природой. Механизмом согласования путей развития элементов в системах выступает коэволюция как интерактивная связь, обеспечивающая совместное развитие частей целого.

В социальных системах коэволюция проявляется в оптимальных горизонтальных и вертикальных взаимодействиях между индивидами, организациями и обществом, в социальном партнерстве, в солидарности людей в конструировании и изменении мира. Человеческие системы открыты, они обладают способностью к саморазвитию и дифференциации, их взаимодействия со средой являются сложными и многообразными.

Согласно теории систем (Л фон Берталанфи и др.), сущность любой системы раскрывается путем познания закономерностей ее функционирования, изучения компонентов ее структуры, границ и взаимодействия элементов, а также путем анализа развития системы как части какой-либо большей целостности. На основании теории систем в науке сформирован системный подход, суть которого состоит в рассмотрении объекта в качестве целостной совокупности элементов, находящихся во множественных упорядоченных взаимосвязях.

Системный подход использует набор объективных и субъективных принципов, позволяющих осуществлять научное познание, а также эффективно действовать на любом уровне социальной практики. К объективным принципам относят:

целостность, т.е. несводимость системы при ее рассмотрении к сумме свойств ее элементов;

иерархичность, т.е. необходимость изучения структурной организации системы;

отношение,т.е. изучение всех типов взаимосвязей системы;

инвариантность, т.е. выделение в системе инварианта – устойчивой части ее структуры, обеспечивающей равенство системы самой себе при всех внутренних и внешних изменениях;

связь со средой через коммуникации и информационный обмен;

язык системы как способ этого обмена.

Субъективные принципы системного подхода – позиция наблюдателя, т.е. исследователя системы, который в соответствии со своими личностными особенностями выбирает цель и выделяет объект и предмет исследования; а также метод декомпозиции – способ восприятия целого как меры своих частей путем разбивки его на составляющие, которые интерпретируются одновременно. В соответствии с этими принципами при анализе системы осуществляется определенная последовательность действий, представляющая собой технологический процесс ее исследования, от выбора позиции наблюдателя до представления системы в виде формальной модели, адекватной реальным явлениям и структурам.

При использовании системного подхода в социальной работе выделяют четыре последовательных этапа.

На первом этапе специалист определяет сферу системного подхода, объект и предмет исследования, выбирает способ и язык описания системы.

На втором этапе проводится системно-структурный анализ, раскрываются взаимосвязи внутри системы и ее отношения со средой.

На третьем этапе определяется инвариант системы, выявляются оптимальные типы отношений, возможные варианты преодоления проблемных ситуаций.

Четвертый этап предусматривает создание и реализацию системы действия для решения конкретной задачи. Она предусматривает движение от потребности клиента к конкретному результату через целеполагание и достижение цели в рамках целостной и функциональной системы рационально взаимодействующих элементов (субъектов, норм, теорий и технологий, управленческих механизмов и пр.)

В социальной работе системный методологический подход является одним из основных, поскольку позволяет комплексно изучать воздействие на социальные процессы различных факторов и условий в их взаимосвязи. Так как социальный работник и клиент действуют в объективных структурах социального пространства, становится возможным объяснить, каковы же внут-ренние и внешние механизмы взаимодействия этих структур.

Например, Г.Бернлер и Л.Юнссон рассматривают системный подход как методологию, с помощью которой объясняется вся совокупность социальных связей, окружающих клиента. Благодаря системному мышлению можно увидеть аспекты отношений, интеракций, взаимозависимостей между различными частями конкретной совокупности, то есть изучить множество переменных, влияющих на возникновение социальных проблем.

Теория систем позволяет рассмотреть закономерности, имеющиеся между процессами взаимодействия элементов, которые обеспечивают возникновение у системы новых, интегративных качеств. Вследствие этого удается сконструировать модели социальной работы, где изменение отношений с социальным окружением привносит элемент гармонии в ситуацию клиента, позволяет ему не только решить свою проблему, но и установить позитивные взаимосвязи со средой. Одной из таких моделей является рассмотренная в третьей главе системная концепция социальной работы А.Пинкуса и А.Минахан.

А.Пинкус и А.Минахан выделяют три основных типа систем, влияющих на индивида и способных оказать ему помощь – неформальные системы (семья, ближайшее окружение человека); формальные системы (партии, общественные организации и т.п.); социетальные системы (школа, правоохранительные органы и т.д.), и показывают, что нарушение взаимодействий между ними вызывает проблемные ситуации при решении проблем объектов социальной работы (55. С.6-8).

Общепризнанным среди специалистов считается также влияние на практику социальной работы системной концепции канадского ученого Р.Рамзея, разработавшего четырехмерную модель профессии «социальная работа», представленную на рис.7.

В модели показаны взаимосвязи между теорией, практикой, технологией и субъектом в системе социальной работы. Очевидно, что благодаря теории формируется путь для решения проблемы клиента, а практическая деятельность по ее решению строится специалистом на основе знания и применения основных технологий и методов социальной работы. В свою очередь, только сам со-циальный работник совершает выбор из известных ему теорий и технологий, совершенствуя образцы своей практической деятельности.

путь (теория)

социальный работник

метод (технология)

практика

Рис.7. Модель профессии «Социальная работа»

Существенно расширяет возможности теории социальной работы синергетика (И.Пригожин, Г.Хакен, И.Стенгерс и др.). Она рассматривает социальные и иные сущности на всех уровнях действительности в качестве открытых взаимосвязанных систем, каждая из которых, находясь в процессе постоянного развития и изменения (флуктуации), переживает этапы более хаотичного, ди-намического и более стабильного, упорядоченного состояния.

Соответственно, действуют два механизма саморегуляции системы: адаптационный, который обеспечивает самонастройку и определенную степень ее стабильности в конкретных условиях среды, и бифуркационный, или катастрофический, связанный с переломными моментами ее развития. Зона бифуркации характеризуется принципиальной непредсказуемостью, следовательно, неизвестно, станет ли развитие системы после выбора одного из многих потенциальных путей ее эволюции более упорядоченным или более хаотичным.

Синергетика изучает два типа структур – это, во-первых, диссипативные структуры, возникающие в результате самоорганизации систем и тяготеющие к стационарному состоянию. В них важна роль стоков – зон сброса энергии окружающей среды. Во-вторых, нестационарные (эволюционирующие) структуры, возникающие за счет активности источников – зон подпитки системы энергией окружающей среды. При этом предельное развитие стоков как механизмов отрицательной обратной связи системы с внешней средой, может нести системе гибель от застоя, а предельное развитие источников как механизмов ее положительной обратной связи со средой сопряжено в конечном итоге с гибелью системы от хаоса.

Для анализа социальных систем используется понятие социальной синергии. Социальная синергия – это пространство самоорганизации людей в процессе их совместной деятельности, в котором проявляют себя процессы саморегуляции и саморазвития. Сохраняя объективную природу, cинергия в обществе одновременно оказывается итогом сопряженных стремлений и действий участников социальных отношений.

Социальные системы характеризуются преобладанием механизмов отрицательной обратной связи, следовательно, как диссипативные структуры они в первую очередь решают задачу продления гомеостазиса, сохранения своего качества. При этом организованность системы возрастает по мере увеличения в ней разнообразия.

Следовательно, порядок и хаос, случайность и закономерность должны составить в ней продуктивный диалог, поскольку для процесса коэволюции необходимы и определенная доля спонтанности развития, и сопряженное с саморегуляцией сознательное внешнее управление.

Синергетику характеризуют как попытку создать рациональные модели, объясняющие «нерационально устроенный мир». В методологии социальной работы это течение получило название «социолого-синергетического» подхода. Этот подход обеспечивает представление о социальных сущностях как о целостных, развивающихся и самоорганизующихся системах и позволяет разрабатывать технологии выбора альтернатив, при которых социальная система сохранила или улучшила бы свое качество.

В рамках данного подхода общество рассматривается в органическом единстве с природой как элемент более высокой иерархической системы; теоретические положения синергетики о закономерностях самоорганизации в открытых нелинейных системах применяются к социальным системам; проводится анализ возможных перспектив общественного развития, основанный на си-нергетическом миропонимании. Изучение динамических состояний систем при этом строится на принципе синергетического мышления, согласно которому, в частности, предметом науки может являться не только общее, но и случайное, индивидуальное.

В социальной работе на макроуровне взаимосвязанная профессиональная деятельность создает «синергию» – эффект взаимосогласованности поведения элементов системы в процессе ее самоорганизации. В результате, благодаря обмену информацией, слаженному вмешательству и общему контролю за взаи-модействием органов управления социальной работой, повышается эффектив-ность социальной помощи и поддержки.

На микроуровне социальной реальности, в «работе со случаем», который синергетика рассматривает как событие, специалист по социальной работе должен быть способен оказать «малое точечное воздействие» на систему клиента, соответствующее ее внутренним возможностям и условиям среды. Человек в момент бифуркации обычно сам может решить свою проблему, привлекая наличествующие индивидуальные и социальные ресурсы. Однако, как правило, люди пытаются «отложить» момент бифуркации на неопределенный срок путем ее мысленного «отбрасывания». В то же время, вследствие развития синергетических закономерностей, система с объективной неизбежностью приходит в «точку бифуркации». Именно поэтому во многих случаях требуется направляющая и корректирующая деятельность специалиста, которая должна строиться на основе учета собственных тенденций развития системы клиента.

Социальный работник с позиции системно-синергетического подхода должен попытаться «включить» механизм самоорганизации «системы клиентуры», вызвать у субъекта стремление к изменению своего поведения, отношения к проблеме и пр. Бифуркационный механизм делает необходимым выбор дальнейшего варианта нелинейного движения, который происходит под влиянием множества переменных в ходе самоэволюции человека. Если участники взаимодействия прислушиваются к работе механизма самонастройки систем, то совместно выработанные варианты действий благотворно влияют на социальные ситуации.

№ 16. Модели социальной работы.

Парадигма – система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества, представляет собой совокупность принципов, на основе которых сторятся отношения по согласованию интересов индивидуума и общества, исходя из базовых со

Наши рекомендации