Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: (ОК- 1, 2, 3, 4, 5, 6, ПК- 2, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 17).
способность и готовность к:
пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);
использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);
прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);
применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);
пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);
реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности (ПК- 12 ).
подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участие в их проведении (ПК-17).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: основания выбора методов исследования; основные типы исследований в психологии; подходы к организации психологического эксперимента, сложившиеся в психологических школах; основы содержательного и формального планирования экспериментов; критерии оценивания валидности исследований.
Уметь: различать уровни организации исследования (уровни методов и методик); выделять инварианты исследовательских методов в психологии; различать и применять основные формы экспериментального контроля и контроля за выводом; критически (профессионально) оценивать представленные в литературе исследования; рецензировать экспериментальные (и эмпирические) психологические исследования.
Владеть: системой понятий, характеризующих отличия в системах психологических гипотез и психологических методов; коммуникативной компетентностью для установления необходимых доверительных отношений с участниками исследований; быть готовым к их самостоятельному выполнению.
4. Структура и содержание дисциплины«Экспериментальная психология».
Общая трудоемкость дисциплины составляет _3зачетные единицы - 108 часов, в т. ч. 54 аудиторных (18 лекционных и 36 лабораторных), 27 (или 54) час. самостоятельных.
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Семинар | Лаборат. Практич | Самост. раб. | |||||
Теоретическое и эмпирическое знание в психологии. | 2 (4) | Компьютерный опрос | ||||||
Методологические вопросы организации психологического исследования. | 1 (2) | Компьютерный опрос | ||||||
Классификации исследовательских методов в психологии. Экспериментальный метод и качественные методы в психологических исследованиях. | 2 (4) | Компьютерный опрос | ||||||
Выделение иизмерение переменных; психологические шкалы. | 2 (4) | Компьютерный опрос | ||||||
Основы планирования психологических экспериментов и классификации экспериментальных схем. | 2 (4) | Компьютерный опрос | ||||||
Систематизация экспериментальных исследований в различных областях психологии. | 2 (4) | Компьютерный опрос | ||||||
Количественное представление эмпирически установленной зависимости. | 2 (4) | Компьютерный опрос | ||||||
Факторный эксперимент. | 2 (4) | Компьютерный опрос | ||||||
Корреляционный подход при проверке психологических гипотез. | 2 (4) | Компьютерный опрос | ||||||
Квазиэксперименты и исследования, тяготеющие к экспериментальному методу. Специфика валидизации качественных исследований. | 2 (4) | Компьютерный опрос | ||||||
Организация психологического исследования и эксперимент как вид практической деятельности. | 2 (4) | Обсуждение экспериментальных моделей (мысленные эксперименты) | ||||||
Современные методы обработки данных в психологическом исследовании. | 2 (4) | |||||||
Мета-аналитические исследования в психологии. | 2 (4) | Компьютерный опрос | ||||||
Обобщения и контроль за выводом в психологическом эксперименте и в других типах исследований. | 2 (4) | Компьютерный опрос | ||||||
ИТОГО | 27 (54) | Экзамен час. |
Содержание дисциплины:
Наименование раздела. | Содержание |
Теоретическое и эмпирическое знание в психологии. | Нормативы научного мышления в психологии. Теории разной степени общности. Верификация и фальсификация теоретических гипотез (в подходе К.Поппера). Психологические данные, факты закономерности. Реконструкции психологической реальности в разных научных школах. Критерий ограничения теоретизирования в схеме К. Хольцкампа. Операционализация переменных. Эмпирические зависимости и теоретические интерпретации. Психологический эксперимент и естественнонаучный. Номотетический и идеографический подходы. |
Методологические вопросы организации психологического исследования. | Понятия метода и методики. Типы данных и основания классификации психологических методик. Этапы становления экспериментального метода в психологии. Условия причинного вывода и специфика каузальной гипотезы. Эксперимент как гипотетико-дедуктивный метод. Обобщения как цель исследования. Критерий различения пассивно-наблюдающих и активного метода исследования. Управление независимой переменной (НП) и понятие психологического воздействия. Критерии объективности методов психологического исследования. |
Классификации исследовательских методов в психологии. Экспериментальный метод и качественные методы в психологических исследованиях. | Типы психологических гипотез и виды эмпирических исследований. Классификации методов (старые и новые). Эксперимент в системе других методов психологического исследования. Наблюдение как метод и методика. Выборочные обследования. Качественные исследования в психологии. Неэкспериментальные типы сбора данных – анализ продуктов деятельности, беседа, опрос, архивный метод. Экспериментальный метод как система нормативов проверки психологических гипотез. Уровни и виды гипотез в эксперименте. Экспериментальная гипотеза и контргипотеза. «Третья» конкурирующая гипотеза. Индуктивные законы в логике планирования эксперимента. Принятие решения об экспериментальном эффекте как результате действия НП. Специфика психологического эксперимента (по сравнению с естественнонаучным). |
Выделение и измерение переменных; психологические шкалы. | Психологическое измерение как условия выделения переменных. Виды шкал: наименований, порядка, интервалов и отношений. Качественные наблюдения и относительные понятия как основа реконструкции переменных. Первичные и производные шкалы. Психологическое измерение как установление количественных функциональных зависимостей. Психологическое шкалирование и психодиагностика. Психодиагностика как способ выделения переменных. |
Основы планирования психологических экспериментов и классификации экспериментальных схем. | Формальное и содержательное планирование эксперимента. Мысленный эксперимент и мысленные образцы экспериментов. Валидность как цель экспериментального контроля. Конструктная и операциональная валидность. Гипотетические конструкты. Виды переменных в психологическом эксперименте. Зависимая переменная и исследуемый базисный процесс. Доэкспериментальные планы. Критерий рандомизации и истинные экспериментальные планы. Экспериментальный контроль. Внутренняя валидность, ее компоненты. Основные источники смешений и формы их контроля. Несистематическая изменчивость, величина выборки и надежность данных. Репрезентативность выборки и компонентов методики. Контроль систематических и сопутствующих смешений. Интраиндивидуальные и межгрупповые экспериментальные схемы. Кроссиндивидуальные схемы и репрезентативность устанавливаемых зависимостей. Величина эффекта и уровень значимости. Планы с малым n. Схемы контроля сопутствующих смешений. Внешняя валидность и типы психологических экспериментов. Обобщения и контроль за выводом. |
Систематизация экспериментальных исследований в различных областях психологии. | Эксперимент в научных целях и практических. Специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии и в психологических школах. Эксперимент в культурно-исторической психологии и в школе К.Левина. Эксперимент в когнитивной психологии и в исследованиях, ориентированных на деятельностный подход. |
Количественное представление эмпирически установленной зависимости. | Качественный и количественный эксперименты. Прояснение базисных процессов при установлении количественных зависимостей. Виды количественных гипотез в психологии. Статистические решения при установлении экспериментальных эффектов. Формальное планирование как выбор минимального эффекта. |
Факторный эксперимент. | Факторные схемы и виды взаимодействий. Принцип изолированных условий и субъектные переменные. Планы полные и лоскутные. Многоуровневый эксперимент как факторный. Латинский квадрат. Аналитическое и графическое представление результатов факторных экспериментов. |
Корреляционный подход при проверке психологических гипотез. | Корреляционный подход как метод исследования и как способ обработки результатов исследования. Вариаты и связи между переменными в корреляционных исследованиях. Виды коэффициентов корреляции. Основные схемы корреляционных исследований в психологии. Ковариация и корреляция как меры связей в экспериментальном и корреляционном исследовании. |
Квазиэксперименты и исследования, тяготеющие к экспериментальному методу. Специфика валидизации качественных исследований. | Квазиэксперименты. Основные типы квазиэкспериментальных схем. Статистический контроль и контроль «пост фактум». Типы исследований с аналогами НП (кросскультурные исследования, формирующий эксперимент и др.). Лонгитюдный метод, выделение кривых развития. Контроль за выводом в квазиэкспериментах. Интерсубъективность понимания и валидизация в качественных исследованиях. |
Организация психологического исследования и эксперимент как вид практической деятельности. | Дискриптивный обзор литературы. Использование электронных баз данных. Определение выборки и ее размера. Этические аспекты исследований. Выбор метода и методик. Исследования с использованием Интернета. Этапы отчета о проведенном исследовании. Мета-анализ в психологии. |
Современные методы обработки данных в психологическом исследовании. | Структурное моделирование как установление неявных и направленных связей между измеренными переменными. Понятие латентной переменной. Метод перекрестно-отсроченных корреляций. Регрессионный анализ. Эксплораторный и конфирматорный факторный анализ. Иерархическое моделирование. Анализ лонгитюдных данных. |
Мета-аналитические исследования в психологии. | Мета-анализ как новое средство интеграции психологических исследований. Отличие от дискурсивного литературного обзора. Два основных подхода к его проведению. Этапы мета-анализа. Размер эффекта и уровень значимости в мета-анализе. |
Обобщения и контроль за выводом в психологическом эксперименте и в других типах исследований. | Типы эксперимента (естественный, искусственный и лабораторный), широта и направленность обобщений. Статистические выводы, выводы об экспериментальной гипотезе и теоретические обобщения. Обобщения при проверке научных моделей в лабораторном эксперименте. Связь обобщений с оценкой разных видов валидности. Роль дополнительной переменной и типа эксперимента. Обобщения на популяции. Обобщения о виде установленной зависимости. Специфика обобщений на основе квазиэкспериментов, корреляционных исследований, статистических данных. |
Во всех вышеуказанных разделах и блоках теоретических занятий, как и в лабораторных и практических занятиях, проводимых в т.ч. с использованием новых тестов и аппаратурных методик из лаборатории психофизиологии и экспериментальной психологии ИППСТ УдГУ, у студентов и бакалавров формируются следующие вышеуказанные компетенции.