Тема V. Моделирование потребительского поведения
1. Методы исследования ПП.
2. Классификация моделей ПП.
3. Базовая модель ПП по Ф. Котлеру.
4. Основные подходы к изучению потребительского поведения.
I. Методы исследования ПП
Модель– это упрощенное представление реальности с включением только тех ее аспектов, которые представляются важными для создания модели. С помощью моделирования поведения потребителя специалисты стремятся ответить на основные вопросы: почему покупатель ведет себя в этой ситуации так, а в другой – по-иному?; какие факторы доминируют в механизме принятия решения о первой и второй покупках или отказе от них?
Знание модели поведения потребителядает компании возможность найти те факторы, на которые можно (и нужно) влиять для того, чтобы: во-первых, активизировать потребности покупателя, убедить его в необходимости покупки, склонить к выбору Вашего товара, и, во-вторых, чтобы сделать покупателя своим постоянным клиентом, т.е. сформировать привязанность к марке.
Методы исследования мотивации:
I. Методы ассоциации:
- словарная ассоциация;
- ассоциация последовательности слов;
- анализ и использование.
II. Методы завершения:
- завершение предложения;
- завершение истории;
- анализ и использование.
III. Методы интерпретации:
- метод карикатур;
- метод третьего лица;
- реакция на картинку или тест тематической апперцепции;
- психографика;
- анализ и использование.
IV. Метод фокус-группы.
II. Классификация моделей ПП
В зависимости от факторов, которые предопределяют модель поведения потребителей, различают следующие виды моделей покупательского поведения:
• экономическая;
• социологическая;
• психологическая.
Экономическая модельоснована на предположении, что покупатель рационален и последователен в совершаемых действиях при покупке товаров и удовлетворении потребностей. Наиболее значимыми и существенными факторамиэкономической модели являются: уровень дохода покупателя, цена товара, эксплуатационные расходы и т.д.
Экономическая модель
Ø Цена товара
Ø Доход потребителя
Ø Полезность товара (ядерное свойство)
Социологическая модельбазируется на предположении, что основную роль в покупательском поведении играет общественная среда, которая окружает человека или к которой он стремится принадлежать. К основным факторам данной модели относятся: культура, социальные классы, референтные группы, семья, роли и статусы.
Очевидно, что при принятии покупательских решений человек не станет игнорировать опыт решения подобных проблем другими людьми, их мнения, принадлежность к определенной культуре и т.д.
Психологическая модельоснована на предположении, что потребители не имеют осознанного представления о своих потребностях и действуют на рынке главным образом подсознательно, иррационально, под влиянием личностных особенностей, эмоций и уникальности накопленного жизненного опыта.
Обучающая модель
Ø Подбор положительных стимулов маркетинга (товар, цена, методы продажи, методы продвижения)
Ø Многократное повторение стимулов
Ø Формирование стойкой приверженности
к товару (S → R)
Научение потребителя
Ø Поведенческое (бихевиористское):
Ø 1.Классическое обусловливание
генерализация стимула
дискриминация стимула
2. Оперантное обусловливание (метод проб и ошибок)
Ø Когнитивное:
внимание
интерес
память
Психологическая модель
(по Зигмунду Фрейду)
Ø ИД –инстинкты, влечения, тайные желания, слабости (принцип удовольствия)
Ø СУПЕР-ЭГО – социальные нормы, правила, установки (совесть, цензура)
Ø ЭГО – рациональная составляющая (принцип реальности)
«Айсберг» Зигмунда Фрейда
|
В условиях ускорения темпов экономического развития, кардинального изменения технологий производства возрастает роль «человеческого фактора» и усиливается необходимость досконального изучения поведения потребителей.